Пути повышения конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок представляет собой арену острой конкурен¬ции между предприятиями-поставщиками. В этой борьбе успех сопут¬ствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют со¬временными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей то¬варной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участ¬ков в работе организаций является оценка положения на рынке вы¬пускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурен-тоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической револю¬ции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
I раздел Теоретические аспекты кокурентоспособности………………………5
Факторы определяющие конкурентоспособность……………….…5
Качество - главный фактор определяющий конкурентоспособность……………………………………………………….9
Показатели качества продукции……………………………………11
Методы оценки конкурентоспособности продукции……………12
II раздел Анализ и оценка конкурентоспособности продукции (на примере ООО «Аликовский хлебокомбинат»
2.1 Анализ факторов конкурентоспособности хлебобулочной продукции……………………………………………………………………………17
III раздел Пути повышения конкурентоспособности продукции………….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по конкурентоспособности2.docx

— 57.05 Кб (Скачать)

является  одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих    конкурентоспособные  преимущества предприятия. То есть проблема  финансирования также является, в  первую очередь, проблемой качества  управления предприятием.

      Насыщенность рынка,  спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим  его подробнее.

      Конкретная потребность покупателя  может быть более или менее   настоятельной — это зависит  от огромного числа факторов. Заметим,  кстати: умение определить  настоятельность потребности - важное  преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить  деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в  известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.

     1.2  Качество – главный фактор определяющий конкурентоспособности

    Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн,уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем

конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта

следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

    Качество  включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоёмкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

    В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей

человеческого организма и призваны соблюдать  гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования.

    Эстетические  показатели определяют внешнюю форму  и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на

потребителя и так далее. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять (СЕ в Европе или Росстандарт в России). Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, . предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, — в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

                    1.3   Показатели качества продукции.

        Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав её качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.

        Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

. назначения и условий использования  продукции;

. анализа требований потребителей;

. основных требований к показателям  качества;

. состава и структуры характеризуемых  свойств;

. задач управления качеством продукции.

Основные  направления определения состава  и структуры характеризуемых

свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня

качества  продукции.

По  характеризуемым свойствам они  могут быть единичными и комплексными

(групповыми, обобщенными, интегральными).

По  способу выражения они могут  быть

. в натуральных единицах (килограммы, метры, литры),

. в стоимостных единицах.

По  оценке уровня качества

. базовые,

. относительные показатели.

По  стадии определения:

. прогнозируемые,

. проектные,

. производственные,

. эксплуатационные показатели.

  По характеризуемым свойствам  применяют следующие группы показателей:

. назначения; экономного использования  сырья, материалов, топлива и

  энергии;

. надежности (безотказности, долговечности,  сохраняемое,

  ремонтопригодности);

. эргономические;

. эстетические;

. технологические;

. транспортабельности;

. стандартизации и унификации;

. патентно-правовые;

. экологические;

. безопасности.

                   1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции

    Конкурентоспособность продукции - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности продукции является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик продукции, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этой продукции над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. Поэтому конкурентоспособность продукции можно определить, только сравнивая продукцию конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И, поскольку, у каждого покупателя имеется индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок . Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Изучение конкурентоспособности продукции должно вестись непрерывно и систематически, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принимать соответствующие решения (снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сегмент рынка).

    Любая продукция после выхода на рынок  начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить  и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие  проектируется по графику, который  обеспечивает его выход на рынок  к моменту значительной потери конкурентоспособности  прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новой продукции  должна быть опережающей и достаточно долговременной. Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Отправной момент оценки конкурентоспособности любой продукции - формирование цели исследования .

    Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если необходимо определить положение  данной продукции на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение  по главным параметрам. Независимо от целей исследования, основой для  оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов, по которым будет проводиться  анализ, на основе изучения рынка и  требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих  в оценке. При анализе должны использоваться те же группы параметров, которыми оперирует  потребитель, выбирая продукцию.

    Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две  обобщающие группы: параметров качества (технических) и экономических параметров.

К группе технических относятся: эргономические параметры; параметры назначения; эстетические параметры; нормативные параметры.

К группе экономических параметров относятся  полные затраты потребителя по приобретению и потреблению продукции, а также  условиями ее приобретения и использования. Полные затраты потребителя в  общем случае включают единовременные и текущие затраты. Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки .

    Среди наиболее часто используемых методов  оценки конкурентоспособности продукции  является метод, в основе которого лежит  расчет единичных и групповых  показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности. Рассмотрим его более подробно .

На первом этапе выбирается база сравнения. В  качестве базы сравнения может служить  лучший из уже существующих на целевом  рынке или в мире товар конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в  будущем, или некий абстрактный  эталон. На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Они делятся на две группы: потребительские и экономические. Первые включают в себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая безопасность, надежность и т.д.), вторые - цену товара, затраты на транспортировку, монтаж и эксплуатацию, что в целом составляет цену потребления. Значение критерия у базисной модели обозначим Рб, а у сравниваемого образца - Рi.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции