Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке и пути ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

В современных условиях на мировом рынке на смену ценовой конкуренции пришла неценовая, то есть конкуренция технического и качественного уровня продукции. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает низшие цены, а тот, кто предлагает высшее качество, поскольку продукция с лучшим качеством значительно более эффективна в использовании. Однако при этом роль цены не уменьшается, она всегда была и будет выступать самым влиятельным критерием максимизации прибыли.

Работа содержит 1 файл

конкурентоспособность продукции.docx

— 26.00 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность продукции  на внешнем рынке и пути ее повышения     

 Конкурентоспособность  продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей.

 Конкурентоспособность  продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности, которая являет собой совокупность качественных и стоимостных признаков продукции, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей потребителей.

 Критериями оценки  конкурентоспособности продукции  на внешнем рынке следует считать  факторы, которые определяют его  конъюнктуру:

 • наличие потребителя  данного вида продукции;

 • количество конкурентов,  которые выпускают аналогичную  продукцию;

 • объемы производства  и реализации продукции предприятий-конкурентов  в целом и в сфере деятельности  украинского предприятия;

 • важность для конкурентов  «панування» на том сегменте рынка, которым овладел или планируется к «завоювання» отечественным предприятием;

 • основные направления  конкурентной борьбы на внешнем  рынке;

 • оценка стратегической  деятельности конкурентов (контроль за каналами сбыта и деятельностью предприятий-постачальпикив из мстой снижения уровня расходов);

 • политика горизонтальной  интеграции (с целью выявления  возможностей проведения контроля  и управления состоянием сектору  определенной отрасли);

 • разнообразие методов конкуренции (цены, качество, технологический уровень, дизайн продукции, сервисные услуги, имидж предприятия, товарный знак, и тому подобное);

 • стабильность попившую на продукцию, которую имеет предприятие на каждом сегменте рынка.

 В современных условиях  на мировом рынке на смену  ценовой конкуренции пришла неценовая,  то есть конкуренция технического  и качественного уровня продукции.  В конкурентной борьбе за рынки  сбыта побеждает не тот, кто  предлагает низшие цены, а тот,  кто предлагает высшее качество, поскольку продукция с лучшим  качеством значительно более  эффективна в использовании. Однако  при этом роль цены не уменьшается,  она всегда была и будет выступать самым влиятельным критерием максимизации прибыли.

 Конкуре/итоспрол южнисть экспортной продукции характеризуют показатели спроса на нее, а экономический эффект выражается величиной полученной прибыли от реализации продукции на внешнем рынке. Кроме этого, на уровень конкурентоспособности продукции указывают такие экономические показатели, как:

1) динамика экспорта продукции  в стоимостном и натуральном  воссоздании (превышение темпов  роста стоимостного объема продукции  с учетом инфляционного повышения  цен над ростом ее физического  объема свидетельствует о повышении  спроса на нее);

2) отношение прибыли от  реализации продукции на внешнем  рынке к объему ее экспорта (увеличение такого показателя  указывает на повышение конкурентоспособности  продукции);

3) отношение объемов реализации  экспортной продукции к стоимости  материально-производственных запасов  (уменьшение этого показателя  свидетельствует о замедлении  оборотности запасов через снижение  спроса па продукцию или увеличение  материальных запасов);

4) отношение объемов реализации  экспорта

 к нереализованной экспортной продукции (уменьшение этого показателя свидетельствует

 о снижении спроса  или перепроизводстве экспортной  продукции);

5) отношение объемов реализации  экспорта к дебиторской задолженности,  которое отображает объемы коммерческих  кредитов, предоставленных иностранным  покупателям (чем высший спрос  на экспортную продукцию, тем  низший размер кредита, меньшая  дебиторская задолженность);

6) «портфель» иностранных  заказов, объем которого характеризует  уровень спроса на продукцию  отечественных предприятий;

7) загрузка производственных  мощностей изготовлениям продукции  на экспорт (снижение спроса  вызывает уменьшение данного  показателя);

8) объемы и направления  капиталовложений (показатель воспроизводит  степень направления капитальных  инвестиций на производство найперспективииших и конкурентоспособных видов продукции).

 С точки зрения покупателей,  конкурентоспособным считается  товар, в котором отношение  полезного эффекта к расходам  на его приобретение и использование  является максимальным в сравнении  с аналогами. При определении  конкурентоспособности продукции  нужно выходить из таких основных  методологических принципов:

 • конкурентоспособность  продукции оценивается путем  сравнения двух или больше  аналогов, что предопределяет относительность  данного показателя;

 • при оценке конкурентоспособности  продукции учитываются не все  свойства, а лишь те, которые вызывают  интерес иностранного потребителя,  удовлетворяя его потребности;

 • уровень конкурентоспособности  определяется для отдельного  вида продукции с учетом конкретных  условий ее реализации и потребления,  то есть для конкретного рынка  сбыта или его сектору.

 На конкурентоспособность  экспортной продукции влияет  ряд факторов:

 • экономических, что  характеризуют основные экономические  и потребительские свойства продукции  (цену, себестоимость, уровень спроса, на нее и тому подобное) и  воспроизводятся в показателях  общих расходов на приобретение  продукции и эксплуатационных  расходов за срок ее службы;

 • класификациюиих (параметров назначения), которые используются для определения принадлежности продукции к соответствующему классу за рядом признаков (видом продукции, ее назначением, содержанием, новизной);

 • юридических или нормативно правовых, которые определяют правовую защищенность продукции на внешнем рынке;

 • техніко-технологічних, которые определяют технические свойства продукции и регламентируются технологическими стандартами выпуска продукции, которая отвечает стандартам и нормам, действующим в избранной для экспорта стране;

 • эргономичных, которые характеризуют свойства продукции в процессе ее использования человеком (гигиенические, антропометрические, психофизические);

 • эстетичных, которые  отображают выразительность и  совершенство внешнего вида продукции,  особенности ее восприятия, потребителями  в процессе эксплуатации (насыщенность  цветов, дизайн, удобство, в использовании);

 • организационных,  которые предназначены для оценки  условий платежа, поставок, сроков  и условий гарантии, сервисных  услуг, и тому подобное.

 К факторам, которые  непосредственно влияют на обеспечение  конкурентоспособности экспортной  продукции, следует отнести не  только высокое качество и  экономические условия продажи,  но и ряд неценовых факторов: уникальность, эффективность базы  для распространения информации  о продукции, динамизме сбыта  и возможности быстрого реагирования, на рыночные достижения.

 Реализация программы  повышения конкурентоспособности  продукции должна включать совокупность  организационных, научно-технических,  экологических, инвестиционных, управленческих  и других решений, связанных  между собой единственной целью.  Для достижения позитивного результата  руководство должно обеспечить  рост качественного уровня продукции  и максимальное удовлетворение  требований иностранных потребителей  при одновременной минимизации  расходов на ее изготовление  и реализацию. С этой целью  необходимо разработать комплекс  мероприятий по усовершенствованию  организации производства, обратив  особенное внимание на обновление  и модернизацию основного технического  парка предприятия, рационализацию  и стимулирование эффективности  производства, создания системы  мотивации управления трудом, подготовку  персонала.

 Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технический, организационный, экономический, социальный, психологический, юридический (правовой), коммерческий. И хоть все они составляют единственную систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует соответствующая очередь в решении вопросов каждого из аспектов с учетом их «вагомості»:

1) ценовая политика относительно  конкурентоспособности продукции;

2) инвестиционная политика  государства относительно выпуска  конкурентоспособной продукции;

3) налогообложения предприятий,  которые выпускают конкурентоспособную  продукцию;

4) кредитная политика  государства и банковских структур  относительно предприятий, которые  выпускают конкурентоспособную  экспортную продукцию, и относительно  самой конкурентоспособной продукции  (разработка, освоение, производство);

5) регуляция импорта продукции;

6) регуляция финансового  учета;

7) антимонопольная политика.

 Ценовая политика в  сфере обеспечения конкурентоспособности  продукции должна основываться  на принципах государственной  регуляции цен на отдельные  виды продукции, например, запрещение  демпинговых цен, ограничения  монопольных, государственных, прейскурантных  и некоторых других рыночных  цен.

 Инвестиционная политика  государства относительно выпуска  конкурентоспособной продукции  должна строиться на основании  первоочередного инвестирования  перспективных технологий и изделий,  целевых программ, из их разработки  и внедрения.

 Налогообложение как  средство создания конкурентоспособной  продукции должно носить благоприятный  характер для предпринимательских  структур, которые выпускают конкурентоспособную  продукцию или внедряют новейшие  технологии.

 Кредитная политика  должна носить льготный характер  относительно условий и сроков  кредитования тех предприятий,  которые овладевают технологией  выпуска и производят конкурентоспособную  продукцию.

 Регуляция импорта  продукции с целью защиты отечественного  производителя предлагает проведение  протекционистских или ограничительных  мероприятий относительно продукции,  которая импортируется в Украину.

 Регламентация финансового  учета должна осуществляться  с помощью регуляции состава  расходов финансовых результатов  предприятий, которые выпускают  конкурентоспособную продукцию,  внедряя новейшие разработки  системы бухгалтерского и управленческого  учета. Антимонопольная политика  государства для обеспечения

 конкурентоспособности  продукции может быть построена на примере государств с развитой рыночной экономикой с учетом особенностей развития народного хозяйства Украины и его состояния в переходный период.

 Теперь, когда проанализированы  основные аспекты становления  маркетингового механизма регуляции  внешнеэкономической деятельности, факторы влияния на маркетинговую  внешнюю и внутреннюю среду,  следует определить, как они влияют  на формирование имиджа отечественных  предприятий на внешнем рынке.

 Каждое предприятие  имеет собственный имидж. Каким  он будет: сильным, прозрачным  и исключительным или хаотическим,  неуверенным и фрагментарным  - будет полностью зависеть от  умения менеджера применить этот  не всегда используемый ресурс.

 На Западе исследования  в сфере формирования позитивного  имиджа предприятий (имиджмегикингу) получили значительное распространение. Было бы неправильным утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще: такие исследования имели узкую идеологическую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности.

 Развитие рыночной  экономики способствовало увеличению  категорий субъектов, заинтересованных  в правильном и действенном  формировании собственного имиджа. В то же время, проработанные  схемы решения подобных заданий  не отвечают в полной мере  условиям жизни постсоветского  содружества.

 Назначение мероприятий  имиджмейкингу"- позацинова конкуренция, которая имеет по мсту формирование управляемого имиджа товаров (услуг), самой фирмы (предприятия), личности, моды, идеологии, и тому подобное. Как правило, эти мероприятия состоят не из искусственных (что воспринимаются клиентами как случайные), а из целой системы взаемоузгоджепих акций, направленных на действительных и потенциальных

 Корпоративный имидж  формируется из четырех составляющих:

1) продукты и услуги (включая  качество продукта, инновации, и  беспокойство о потребителе);

2) социальная ответственность,  понимание роли предприятия в  обществе, этические нормы;

3) окружение (офисы, производственные  сооружения);

4) коммуникации (реклама,  Public Relations, личная коммуникация, публикации и программы корпоративиюи идентичности).

 Создание позитивного  имиджа предприятий на внешних  рынках согласно отмеченным составляющим  формируется благодаря разработке  соответствующих стратегий на  разных иерархических звеньях  управления предприятием (рис. 5.5.1).

 Начинается этот процесс  из проработки стратегии коммуникаций, то есть среди многих средств  коммуникационной политики избираются  именно те, которые, по мнению  специалистов соответствующей отрасли,  будут способствовать привлечению  внимания потенциальных потребителей  продукции, которая выпускает  предприятие. На основе избранной  коммуникационной стратегии определяется  стратегия маркетинга, которую будет  исповедовать предприятие в зависимости  от сферы своей деятельности, товарного ассортимента, доли внешнего  рынка, которой оно уже владеет  или надеется овладеть. Следующим  шагом будет формирование маркетинговой  концепции управления предприятием  в зависимости от избранной  цели и направлений развития. И, наконец, определяющим фактором в становлении позитивного имиджа предприятия на внешнем рынке выступает разработка будущего образа предприятия, в котором решающую роль играет такое средство, как Public Relations (PR) (связки с общественностью).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке и пути ее повышения