Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».
Введение ………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............ 5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………................... 5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………… 9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат».............................................................. 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. … 15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………... 20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………... 24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………………………………… 31
Заключение …………………………………………………….............. 37
Список использованных источников………………………................. 39
КРД = ОП ÷ ООПР,
где ОП – объем продаж продукта предприятием;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке.
–
коэффициент предпродажной
КПП=ЗПП÷ЗПОП,
где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.
–
коэффициент изменения объема продаж
(КИОП) показывает рост или снижение
конкурентоспособности предприятия за
счет роста объема продаж:
КИОП = ОПКОП
÷ ОПНОП,
(1.8)
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
б) конкурентоспособность по цене:
–
коэффициент уровня цен (КУЦ)
показывает рост или снижение конкурентоспособности
предприятия за счет динамики цен на продукт:
где Цmax – максимальная цена товара на рынке;
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
Цуф – цена товара, установленная предприятием.
в) конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
–
коэффициент доведения продукта
до потребителя (КСБ) показывает
стремление предприятия к повышению конкурентоспособности
за счет улучшения сбытовой деятельности:
КСБ = (КИОП
× ЗСБКОП) ÷ ЗСБНОП,
где КИОП – коэффициент изменения объема продаж;
ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
г) конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
–
коэффициент рекламной
Крекл.д. = (КИОП
× ЗРДКОП) ÷ ЗРДНОП,
(1.11)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определяется промежуточное значение конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).
Для
расчёта итогового коэффициента
конкурентоспособности
Таким
образом, полная формула расчета конкурентоспособности
предприятия будет выглядеть следующим
образом:
ККП = ККМД× КТП × КООС,
где КТП – коэффициент текущей ликвидности;
КООС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
В зависимости от значений ККП предприятия подразделяются на следующие группы:
Рыночные лидеры – предприятия, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности. Как правило, эти предприятия имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и так далее. Характерным поведением для них является оборона.
Рыночные претенденты – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Они, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
Рыночные последователи – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа предприятий проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.
Фирмы,
действующие в рыночной нише. Расчетный
коэффициент
Банкроты – предприятия с коэффициентом конкурентоспособности от – 7 до – 10. Они принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
Недостаток метода: предложенные показатели прибыльности коммерческой деятельности не полностью учитывают характер его конкурентоспособности.
Существующие
методы оценки конкурентоспособности
предприятия недостаточно проработаны
с точки зрения системного и комплексного
подходов, обеспечения сопоставимости
исходной информации и управленческих
решений. Они требуют пересмотра и доработки.
2 исследование маркетинговой стратегии ОАО
«Рогачевский молочноконсервный
комбинат»
2.1 Технико–экономическая характеристика ОАО «Рогачевский
молочноконсервный
комбинат»
ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является одним из старейших и наиболее крупных предприятий молочной отрасли Республики Беларусь. ОАО «Рогачевский МКК» было учреждено Гомельским областным исполнительным комитетом и членами трудового коллектива арендного предприятия на основании решения Гомельского облисполкома от 19 марта 1998 года путем преобразования арендного предприятия «Рогачевский МКК» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации в РБ.
Уставный фонд общества составляет 557 327 715 рублей, который разделяется на 3 791 345 простых (голосующих) акций номинальной стоимостью 547 рублей каждая.
Распределение уставного фонда в долях:
– доля государства – 51,51 %;
– доля субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности – 18,06 %;
– доля иностранных участников – 0%;
– доля прочих участников – 30,43 %.
– подчиненность комбината – концерн «Белгоспищепром».
– основной вид деятельности – производство молочных консервов.
Номенклатура вырабатываемой продукции:
1) молочные консервы;
2) масло животное;
3) цельномолочная продукция;
4) сухое молоко;
5) сыры;
6) майонез;
7) детские продукты питания.
Ассортимент
комбината включает около 50 наименований
продукции и постоянно
Динамика
реализации молочной продукции на внутреннем
рынке представлена в таблице 2.
Таблица
2.1 – Динамика реализации продукции ОАО
«Рогачевский молочноконсервный комбинат»
на внутреннем рынке
Наименование продукции | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
А | 1 | 2 | 3 |
Молочные консервы, туб | 18317,6 | 21441,9 | 23353,3 |
Цельномолочная продукция, тн | 10112,8 | 11855,6 | 11257,2 |
Детское питание, тн | 1471,7 | 2340,3 | 3446,1 |
Масло, тн | 541,4 | 589,9 | 539,5 |
Майонез, тн | 661,1 | 610,7 | 481,8 |
СЦМ, тн | 662,5 | 747,5 | 371,5 |
Сыр, тн | 559,2 | 999,1 | 1134,5 |
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что в 2009 году положительная тенденция наблюдается по молочным консервам (109%), детскому питанию (147,2%) и сырам (113,5%).
Наибольший объем производимой продукции реализуется в Гомельской области и в г. Минске. Цельномолочная продукция, масло, майонез, сыры большей частью реализуется в Гомельской области. Молочные консервы приблизительно в одинаковом количестве реализуются в Гомельской области и в г. Минске.
Реализация продукции производится на основании заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежным требованием и платежным поручением, а также по предоплате.
Продукция реализуется через Торговые дома в г. Гомеле и Минске, а также частично через фирменную торговлю (фирменные магазины) в г. Рогачеве, Бобруйске, г. Буда–Кошелеве. В г. Гродно и г. Могилеве работают региональные представители.
На внешний рынок продукция реализуется в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Таджикистан, Молдову. В Россию комбинат реализует свою продукцию через представительства в Москве и Санкт–Петербурге.
Представительства ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» имеют сеть дилеров в Северной, Центральной, Средневоложской, Уральской и Южной части Российской Федерации. Представительство в Москве реализует продукцию комбината в Тверь, Саратов, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тулу, Казань, Ижевск, Брянск, Смоленск, Липецк, Уссурийск. Ведется работа по продвижению продукции комбината в Алтайский край, Новосибирск, Украину, поиск новых рынков сбыта в Казахстане и России.
Объем реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке в натуральном выражении представлены в таблице 3.
Таблица
2.2 – Динамика реализации молочной продукции
ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат»
(в натуральном выражении)
Наименование продукции | Реализация по годам | |||
2007 г. | 2008 г. | 2008 г. | В % к 2008г | |
Молочные консервы, всего, туб | 94154,8 | 82922,5 | 102248,2 | 123,3 |
– внутренний рынок | 18317,6 | 21 441,9 | 23353,3 | 109 |
– внешний рынок | 75837,2 | 61 480,6 | 78894,8 | 128,3 |
Сыр, всего, туб | 1394,4 | 1569,8 | 1773,6 | 113 |
– внутренний рынок | 835,2 | 999,1 | 1134,5 | 113,5 |
– внешний рынок | 559,2 | 570,7 | 639,1 | 112 |
СЦМ, всего, тонн | 2403,3 | 3 767,5 | 2547,7 | 68 |
– внутренний рынок | 662,5 | 747,5 | 371,5 | 47 |
– внешний рынок | 1740,8 | 3 020 | 2176,2 | 72 |
Масло, всего, тонн | 609,4 | 723,2 | 740,5 | 103 |
– внутренний рынок | 541,4 | 589,9 | 539,5 | 92 |
– внешний рынок | 68,0 | 133,3 | 201 | 151 |
ЦМП, всего, тонн | 10112,8 | 11855,6 | 11257,2 | 95 |
– внутренний рынок | 10112,8 | 11855,6 | 11257,2 | 95 |
– внешний рынок | – | 0,173 | – | – |
Детское питание, тонн | 1471,7 | 2 341,2 | 3446,1 | 147,2 |
– внутренний рынок | 1471,7 | 2340,3 | 3446,1 | 147,2 |
– внешний рынок | – | 0,909 | – | – |
Майонез, всего, тонн | 661,1 | 610,7 | 481,8 | 79 |
– внутренний рынок | 661,1 | 610,7 | 481,8 | 79 |
– внешний рынок | – | – | – | – |
Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия