Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............ 5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………................... 5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………… 9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат».............................................................. 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. … 15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………... 20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………... 24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………………………………… 31
Заключение …………………………………………………….............. 37
Список использованных источников………………………................. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

                                    КРД = ОП ÷ ООПР,                                          (1.6) 

     где  ОП – объем продаж продукта предприятием;

     ООПР  – общий объем продаж продукта на рынке.

     – коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1: 
 

                                     КПП=ЗПП÷ЗПОП,                                                    (1.7) 

     где  ЗПП – сумма затрат на предпродажную  подготовку;

     ЗПОП  – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

     – коэффициент изменения объема продаж (КИОП) показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет роста объема продаж: 

                                       КИОП = ОПКОП ÷ ОПНОП,                                       (1.8) 

     где  ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

     ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

     б) конкурентоспособность по цене:

     – коэффициент уровня цен (КУЦ) показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукт: 

                                          КУЦ = (Цmax + Цmin) ÷ (2 + Цуф),                         (1.9) 
 

     где  Цmax – максимальная цена товара на рынке;

     Цmin – минимальная цена товара на рынке;

     Цуф – цена товара, установленная предприятием.

     в) конкурентоспособность по доведению  продукта до потребителя:

     – коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ) показывает стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности: 

                        КСБ = (КИОП × ЗСБКОП) ÷ ЗСБНОП,                                   (1.10) 

     где   КИОП – коэффициент изменения объема продаж;

     ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

     ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

     г) конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

     – коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д.) характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности: 

                        Крекл.д. = (КИОП × ЗРДКОП) ÷ ЗРДНОП,                              (1.11) 

     где  ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

     ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

     Суммировав  вышеперечисленные коэффициенты и  найдя среднеарифметическую величину, определяется промежуточное значение конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).

     Для расчёта итогового коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

     Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности предприятия будет выглядеть следующим образом: 

                        ККП = ККМД× КТП × КООС,                                                 (1.12) 

     где  КТП – коэффициент текущей ликвидности;

     КООС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

     В зависимости от значений ККП предприятия подразделяются на следующие группы:

     Рыночные  лидеры – предприятия, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности. Как правило, эти предприятия имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и так далее. Характерным поведением для них является оборона.

     Рыночные  претенденты – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Они, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

     Рыночные  последователи – предприятия, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа предприятий проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности.

     Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный  коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от – 0,99 до – 6,9. Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет.

     Банкроты – предприятия с коэффициентом конкурентоспособности от – 7 до – 10. Они принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

     Недостаток  метода: предложенные показатели прибыльности коммерческой деятельности не полностью учитывают характер его конкурентоспособности.

     Существующие  методы оценки конкурентоспособности  предприятия недостаточно проработаны  с точки зрения системного и комплексного подходов, обеспечения сопоставимости исходной информации и управленческих решений. Они требуют пересмотра и доработки. 
 
 

 

          2    исследование маркетинговой стратегии ОАО

         «Рогачевский молочноконсервный   комбинат» 
 

     2.1 Технико–экономическая   характеристика   ОАО «Рогачевский

           молочноконсервный    комбинат» 
 

     ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является одним из старейших и наиболее крупных предприятий молочной отрасли Республики Беларусь. ОАО «Рогачевский МКК» было учреждено Гомельским областным исполнительным комитетом и членами трудового коллектива арендного предприятия на основании решения Гомельского облисполкома от 19 марта 1998 года путем преобразования арендного предприятия «Рогачевский МКК» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации в РБ.

     Уставный фонд общества составляет 557 327 715 рублей, который разделяется на 3 791 345 простых (голосующих) акций номинальной стоимостью 547 рублей каждая.

     Распределение уставного фонда в долях:

          – доля государства – 51,51 %;

     – доля субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности – 18,06 %;

     – доля иностранных участников – 0%;

     – доля прочих участников – 30,43 %.

     – подчиненность комбината – концерн «Белгоспищепром».

     – основной вид деятельности – производство молочных консервов.

     Номенклатура  вырабатываемой продукции:

     1) молочные консервы;

     2) масло животное;

     3) цельномолочная продукция;

     4) сухое молоко;

     5) сыры;

     6) майонез;

     7) детские продукты питания.

     Ассортимент комбината включает около 50 наименований продукции и постоянно обновляется. Продукция производится только из натурального цельного молока, без всяких добавок под строгим государственным контролем Республики Беларусь.

     Динамика  реализации молочной продукции на внутреннем рынке представлена в таблице 2.  
 
 

     Таблица 2.1 – Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» на внутреннем рынке 

     Наименование  продукции 2007 год 2008 год 2009 год
     А      1      2      3
Молочные  консервы, туб 18317,6 21441,9 23353,3
Цельномолочная  продукция, тн 10112,8 11855,6 11257,2
Детское питание, тн 1471,7 2340,3 3446,1
Масло, тн 541,4 589,9 539,5
Майонез, тн 661,1 610,7 481,8
СЦМ, тн 662,5 747,5 371,5
Сыр, тн 559,2 999,1 1134,5
 

     Анализируя  данные таблицы можно сделать  вывод, что  в 2009 году положительная тенденция наблюдается по молочным консервам (109%), детскому питанию (147,2%) и сырам (113,5%).

     Наибольший  объем производимой продукции реализуется  в Гомельской области и в г. Минске.  Цельномолочная продукция, масло, майонез, сыры большей частью реализуется в Гомельской области. Молочные консервы приблизительно в одинаковом количестве реализуются в Гомельской области и в г. Минске.

     Реализация  продукции производится на основании  заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежным требованием  и платежным поручением, а также  по предоплате.

     Продукция реализуется через Торговые дома в г. Гомеле и Минске, а также  частично через фирменную торговлю (фирменные магазины) в г. Рогачеве, Бобруйске, г. Буда–Кошелеве. В г. Гродно и г. Могилеве работают региональные представители.

     На  внешний рынок продукция реализуется в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Таджикистан, Молдову. В Россию комбинат реализует свою продукцию через представительства в Москве и Санкт–Петербурге.

     Представительства ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» имеют сеть дилеров в Северной, Центральной, Средневоложской, Уральской и Южной части Российской Федерации. Представительство в Москве реализует продукцию комбината в Тверь, Саратов, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тулу, Казань, Ижевск, Брянск, Смоленск, Липецк, Уссурийск. Ведется работа по продвижению продукции комбината в Алтайский край, Новосибирск, Украину, поиск новых рынков сбыта в Казахстане и России.

     Объем реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке в натуральном  выражении представлены в таблице 3.

       
 
 

     Таблица 2.2 – Динамика реализации молочной продукции ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» (в натуральном выражении) 

            Наименование продукции      Реализация  по годам
2007 г. 2008 г. 2008 г. В % к 2008г
Молочные  консервы, всего, туб 94154,8 82922,5 102248,2 123,3
– внутренний рынок 18317,6 21 441,9 23353,3 109
– внешний рынок 75837,2 61 480,6 78894,8 128,3
Сыр, всего, туб 1394,4 1569,8 1773,6 113
– внутренний рынок 835,2 999,1 1134,5 113,5
– внешний рынок 559,2 570,7 639,1 112
СЦМ, всего, тонн 2403,3 3 767,5 2547,7 68
– внутренний рынок 662,5 747,5 371,5 47
– внешний рынок 1740,8 3 020 2176,2 72
Масло, всего, тонн 609,4 723,2 740,5 103
– внутренний рынок 541,4 589,9 539,5 92
– внешний рынок 68,0 133,3 201 151
ЦМП, всего, тонн 10112,8 11855,6 11257,2 95
– внутренний рынок 10112,8 11855,6 11257,2 95
– внешний рынок 0,173
Детское питание, тонн 1471,7 2 341,2 3446,1 147,2
– внутренний рынок 1471,7 2340,3 3446,1 147,2
– внешний рынок 0,909
Майонез, всего, тонн 661,1 610,7 481,8 79
– внутренний рынок 661,1 610,7 481,8 79
– внешний рынок

Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия