Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............ 5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………................... 5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………… 9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат».............................................................. 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. … 15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………... 20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………... 24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………………………………… 31
Заключение …………………………………………………….............. 37
Список использованных источников………………………................. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 473.00 Кб (Скачать)
 

     Из  приведенных данных видно, что ОАО  «Рогачевский молочноконсервный комбинат» за последние годы существенно нарастил выпуск и реализацию профильной продукции – молочных консервов (123,3%), а так же сыров (113%), масла (103%), детского питания (147,2%).

     В 2009 году получена прибыль от реализации молочных консервов – 17303 млн. руб. (рентабельность 12,5%), из неё от реализации на экспорт 15686 млн. руб. (рентабельность 15,4%);

     Вся цельномолочная продукция реализуется под фирменной торговой маркой «Деревенское утро». Основную долю в общем объеме выпуска комбината занимают молочные консервы (в 2009г. – 73%). Следующим видом продукции, занимающим существенную долю в общем ее выпуске, является сухое цельное молоко (11 %). Цельномолочная продукция, масло и другие виды молочной продукции занимают не столь существенные доли, как на других молочных комбинатах. Это обусловлено, во–первых, специализацией ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», во–вторых, его месторасположением. Расположение ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» в районном центре с небольшим населением не требует производства большого количества, например, цельномолочной продукции, которая имеет короткий срок реализации. Производство цельномолочной продукции характерно для комбинатов, расположенных в крупных городах, где потребление ее велико.

     Основными потребителями продукции ОАО  «Рогачевский молочноконсервный комбинат» являются предприятия розничной торговли, комбинаты общественного питания, перерабатывающие предприятия, частные предприниматели.

     Для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса и обеспечения большей  стабильности объёмов продаж предприятие  постоянно предпринимает меры по расширению товарного ассортимента. С этой целью  на предприятии ежегодно разрабатывается план освоения новых видов продукции.

     Значительная  широта товарного ассортимента для  ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» является одним из обязательных условий успеха на рынке, поскольку, только расширяя ассортимент, можно в полной мере удовлетворять потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей. Как упоминалось выше, ассортимент комбината предусматривает выпуск следующих товарных групп: молочные консервы, масло животное, цельномолочная продукция, детское питание, сухие молочные продукты, сыры.

     На  комбинате товарной политике уделяется  большое значение. Основными направлениями  товарной политики предприятия являются постоянное совершенствование качества производимой продукции. Специалистами комбината в дальнейшем планируется увеличить ассортимент выпускаемой продукции. Планируется производить сметану «Традиционную», жирностью 15–16 % и 22–23 % жирности в пленке, молоко стерилизованное с длительными сроками хранения, вернуться к выпуску молока в «Тетра Рекс», объемом 1 литр жирностью 3,2%, сыр полутвердый «Монастырский» 45% жирности.

     Органами  управления ОАО «Рогачёвский МКК» являются: собрание акционеров (высший орган управления), наблюдательный совет и генеральный директор.

     Дирекция  предприятия является исполнительным органом Общества, подотчетна в своей  деятельности собранию акционеров и  правлению и действует в пределах компетенции, установленной уставом, решениями собраний акционеров и правления.

     В состав дирекции входят: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту, заместитель генерального директора по сырью и обеспечению деятельности, начальник производства, главный инженер, главный бухгалтер.

     В непосредственном подчинении заместителя  генерального директора по маркетингу и сбыту находится отдел продаж.

     Отдел продаж является самостоятельным структурным  подразделением предприятия и подчиняется  непосредственно заместителю директора  по маркетингу и сбыту.

     В непосредственном подчинении заместителя  директора по маркетингу и сбыту  находятся 2 торговых дома «Деревенское утро», открытых в Минске и Гомеле.

     Их  основные задачи:

     1) организация сбыта продукции и формирование сбытовой сети;

     2) организация и проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив развития рынков сбыта;

     3) изучение мнения потребителей о выпускаемой продукции и подготовка предложений по повышению ее качества и конкурентоспособности;

     4) участие в выставках, ярмарках, выставках–дегустациях с целью повышения степени осведомленности покупателей о предлагаемой продукции;

     5) формирование фирменного ассортимента продукции предприятия, фирменное оформление рекламных материалов;

     6) своевременное оформление и заключение договоров на поставку продукции и другое.

     Помимо  торговых домов предприятие реализует  продукцию через магазины фирменной  торговли в городе Рогачеве. В городах  Гродно, Бобруйске, Могилеве работают региональные представители комбината.

     Основные  технико–экономические показатели деятельности  предприятия ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» за 2006–2008 года представлены в таблице. 

     Таблица 2.3 – Технико–экономическая характеристика ОАО «Рогачевский МКК» 

            Годы Темп  роста
2007 2008 2009 2008/

2007%

2009/ 2008%

     %

     1 2 3 4 5 6
1 Товарная продукция, млн. руб.

     – в действующих ценах

     – в сопоставимых ценах

 
128630

125803

 
150059

139118

 
37716

27011

 
116,7

110,6

 
158,4

163,2

2 Выручка от реализации продукции

(товаров,  работ, услуг), млн. руб.

 
146664
 
177377
 
44384
 
120,94
 
137,77
3 Себестоимость товарной продукции,  млн. руб.

в том  числе материальные затраты

123106

105069

141683

121168

43474

11270

115,09

115,32

71,84

74,36

4 Себестоимость реализованной продукции  (товаров, работ, услуг) млн. руб 
     
130559 151288 20905 115,87 46,01
 
 

Окончание таблицы 2.3  
 

1 2 3 4 5 6
5  Прибыль  (убыток) отчетного периода, млн.  руб.

в том  числе:

     – прибыль (убыток) от реализации продукции, (товаров, работ, услуг)

     – прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

     –  прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

3078 

4027 

11 

–960

8228 

10285 

–15 

–2042

566 

677 

36 

1547

267,31 

255,40 

 

3,33 

5,47 

-

     

-

     6 Среднесписочная численность промышленно  – производственного персонала, чел.

в том  числе численность рабочих

 
1265

952

 
1300

911

 
408

87

 
102,76

95,69

 
108,30

108,34

     7 Фонд заработной платы промышленно  – производственного персонала,  млн. руб.

в том  числе фонд заработной платы рабочих

 
9748

7227

 
10657

8575

 
2057

234

 
109,32

118,65

 
113,13

107,68

     8 Среднегодовая стоимость основных  производственных средств, млн.  руб.  
51776
 
65786
 
6623
 
127,05
 
16,47
     9 Среднегодовая стоимость материальных  оборотных средств, млн. руб.  
41566
 
58404
 
8497
 
140,50
 
51,52
     10 Производительность труда работников в сопоставимых ценах, тыс. руб.                                                      
132446
 
152709
 
30001
 
115,29
 
50,61
     11 Матриалоотдача, руб.                            1,224 1,148 1,075 93,80 3,58
     12 Фондоотдача основных производственных средств, руб.  
1,703
 
2,115
 
2,963
 
124,17
 
40,09
     13 Затраты на рубль товарной  продукции, руб. 0,957 0,807      00,889 84,37      110,06
     14 Среднемесячная зарплата одного  работника промышленно – производственного  персонала, руб.  
642161
 
683141
 
13601
 
106,38
 
04,45
     15 Рентабельность производства % 3,2 8,0 2,7            
     16 Рентабельность продаж % 2,7 6,2 2,0            
     17 Рентабельность продукции % 3,02 5,3 1,5            
 

     Анализ  основных показателей ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» (Таблица 2.3 ) показал, что общий  объем выпущенной продукции увеличился в 2008 году на 58%, в сопоставимых же ценах увеличение произошло на 63 %. Выручка также увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 на 37 %.

     Затраты на производство продукции возросли пропорционально росту объема производства. В 2008 году затраты на производство продукции увеличились на 71%.

     В результате проведённого анализа показателей  эффективности производственно–хозяйственной деятельности ОАО «Рогачевский МКК » за 2008–2009 года можно сделать вывод, что работа предприятия была недостаточно неэффективна, так как прибыль в 2009 году снизилась на 57 %. 
 
 
 

     
    1. Стратегии конкурентоспособности  в системе управления

            маркетинговой деятельностью предприятия. 
 

           Управление маркетинговой  деятельностью на предприятии нужно рассматривать как целевую подсистему управления производством. Управление производством, как известно, направлено на осуществление определенных целей. Реализация каждой из этих целей осуществляется с помощью целевого управления, которое по отношению к общему управлению производством выступает как целевая подсистема. Эффективность управления маркетинговой деятельностью на предприятии в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии.                                                               Кроме того, выделяют такие функции управления, как мотивация, регулирование и учет, а так же две несколько специфичных функций – прогнозирование и анализ [17, с. 28 ].

       Область маркетинга, в сложившихся рыночных условиях, рассматривается как приоритетная на предприятии, обеспечивающая адекватное взаимодействие предприятия с рынком. Для целей оптимизации организационной структуры предприятия область маркетинга рассматривается в плане наличия и качества выполнения маркетинговых функций, существенных для данного, конкретного предприятия.

     В состав дирекции входят: генеральный  директор, заместитель генерального директора по экономике, заместитель  генерального директора по маркетингу и сбыту, заместитель генерального директора по сырью и обеспечению деятельности, начальник производства, главный инженер, главный бухгалтер.

Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия