Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.
На основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую характеристику деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты изучения маркетинговой стратегии предприятия ……………………………………………………............ 5
1.1 Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………................... 5
1.2 Методические положения оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………… 9
2 Исследование маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат».............................................................. 15
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………. … 15
2.2 Стадии конкурентоспособности в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………... 20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………... 24
3 Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………………………………… 31
Заключение …………………………………………………….............. 37
Список использованных источников………………………................. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

  Министерство  образования Республики Беларусь 

  Учреждение  образования

  «Гомельский государственный университет имени  Франциска Скорины» 
 

  Экономический  факультет 
 

  Кафедра экономики и управления производством 
 

Маркетинговая стратегия конкурентоспособности  предприятия (на примере ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат») 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Выполнила,

студентка группы КД-41           ____________          О.В.Корольчук 
 

Проверила, 

ассистент                                   ____________           Т.М.Шоломицкая

               
 
 
 
 

Гомель 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение  ………………………………………………………………...      3
1 Теоретические  аспекты изучения маркетинговой  стратегии предприятия ……………………………………………………............      5
1.1 Сущность  маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия, их роль в развитии современного предприятия…………………………………………………...................      5
1.2 Методические  положения оценки конкурентоспособности  предприятия……………………………………………………………      9
2 Исследование  маркетинговой стратегии ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат».............................................................. 15
2.1 Технико-экономическая  характеристика ОАО «Рогачёвский  молочноконсервный комбинат»……………………………………. …       15
2.2 Стадии  конкурентоспособности в системе  управления маркетинговой деятельностью предприятия ………………………... 20
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии конкурентоспособности предприятия ………………………………... 24
3 Направления  совершенствования маркетинговой  стратегии конкурентоспособности  ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат»……………………………………………………………… 31
Заключение  …………………………………………………….............. 37
Список  использованных источников………………………................. 39

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     На  современном этапе экономического развития стратегия конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на стратегию конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

     В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

     Кроме того, в условиях рыночной экономики  организация–производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия [1, с. 97].

     Актуальность  проблемы  предопределила выбор  темы и направления исследования. Объектом исследования является производственное предприятие ОАО «Рогачёвский молочноконсервный комбинат», предметом – стратегии конкурентоспособности.

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть теоретические аспекты стратегий конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат», а также предложить пути её повышения.

     На  основе поставленной цели определены следующие задачи: раскрыть сущность понятия конкурентоспособность организации, рассмотреть методические положения оценки конкурентоспособности организации, а также формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации; дать технико–экономическую

     характеристику  деятельности организации, произвести оценка конкурентоспособности организации; предложить направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

     При написании курсовой работы были использованы общие и специальные методы исследования. К общим методам исследования относятся:

     – диалектический метод, который предусматривает рассмотрение экономических показателей во взаимосвязи;

     – анализ и синтез – изучение отдельных экономических показателей деятельности предприятия, а затем обобщение результатов анализа и написание общих выводов;

     – индукция и дедукция.

       К специальным методам, используемым  в курсовой работе, относятся:

     – метод сравнения, позволяющий выявить изменение показателей по сравнению с планом или прошлым периодом;

     – метод абсолютных и относительных величин, позволяющих выявить долю участия одних показателей в общей деятельности предприятия;

     – метод цепных подстановок и абсолютных разниц, применяемый при оценке факторов, влияющих на экономические показатели деятельности предприятия и другие методы [2, с. 360 ].

     В процессе написания курсовой работы были использованы научная и учебная  литература, материалы периодической  печати, монографии, статистическая и  бухгалтерская (финансовая) отчетность  ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».

 

      

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

        МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
 

          1.1   Сущность маркетинговой стратегии конкурентоспособности

         предприятия, их роль в развитии современного предприятия 
 

     Неотъемлемой  частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии.

     Стратегия в широком понимании – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов по их достижению.

     Разработка  стратегии – процесс длительный и трудоемкий. Различные предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования.

     Разработка  маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности  проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии  маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов [3, с. 145 ].

     Разработка  маркетинговой стратегии предприятия  содержит следующие этапы:

     −  анализ сильных и слабых сторон предприятия;

     −  анализ возможностей рынка;

     −  отраслевой анализ;

     −  оценка рыночного потенциала;

     −  анализ конкурентов;

     −  изучение взаимоотношений с клиентами  и партнерами;

     −  анализ влияния внешней среды;

     −  ревизия маркетинга;

     −  маркетинговый аудит внутренней среды;

     −  определение направлений совершенствования  старой и разработки новой продукции;

     −  разработка плана маркетинга;

     −  мониторинг и контроль маркетинговых  мероприятий. 
 
 

     Таблица 1.1 − процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов  

       

       В таблице 1.1 представлена  выработка согласованных позиций руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится глубокая бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса [4, с. 114].

     Существует  множество путей конкуренции  и стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами или маркетинговая стратегия конкурентоспособности.

     Конкурентное  преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

     Конкурентные  преимущества создаются уникальными  осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

     Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия  либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия [5, с. 365 ].

     Под конкурентной стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии.

     Конкурентная  стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

     Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

     Выбор  предприятием конкурентной стратегии  определяется взаимодействием трех факторов:

Информация о работе Маркетинговая стратегия конкурентоспособности предприятия