Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в необходимости учета тенденций развития ассортимента товарных рынков для повышения эффективности деятельности фирмы-производителя и торгово-розничных предприятий на нем. Формирование ассортимента необходимо для выявления и прогнозирования спроса, анализа и оценки имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА В ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и структура товарного ассортимента 5
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента 12
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛИК» 15
3.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЛИК» 23
4. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА МЕБЕЛИ В МАГАЗИНЕ «ЛИК» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

5866 Маркетинг Ассортимент дораб.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

       Ам = м,       (7) 

где м  – минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации.

     Ассортиментный  перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушение правил торговли.

     Рациональность  ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

     Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

       Кр = ∑м (Ку х ву + Кн х вн + Кг х вг) / 3,    (8) 

где  м – количество однородных групп товаров,

     ву, вг, вн – коэффициенты весомости  показателей устойчивости, глубины, новизны.

     При определении коэффициента рациональности ассортимента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.

     Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

     Наибольшей  гармоничностью отличается групповой  ассортимент и его разновидности, наименьшей — смешанный [6, c. 126].

     Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

       Кгар = n гар / Шд.      (9) 

где  n гар – количество товаров разных наименований или торговых марок одинаковых с утвержденных перечнем и принятых за образце,

     Шд  – широта действительная.

     Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя — на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

1.2. Критерии формирования  товарного ассортимента

 
 

     Формирование  ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей» определенных руководством организации.

     Формирование  ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

     Основные  направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов [4, c. 183].

     Сокращение  ассортимента —  количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

     Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность, при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

     Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

     Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

     Стабилизация  ассортимента —  состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

     Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

     Обновление  ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

     Критерием выбора этого направления можно  считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса.

     Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышений его рациональности.

     Это комплексное направление изменений  ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

     Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Более того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.

     Гармонизация  ассортимента —  количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

 

2. МАРКЕТИНГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛИК»

 
 

    Мебельный магазин «ЛИК» расположен в центральном районе г. Новосибирска по адресу ул. Коммунистическая, 35. Время основания компании – 16.01.2004г. Площадь магазина составляет 160 м². Режим работы магазина с 10 до 19 часов.

    Численность работников магазина составляет 7 человек.

     Организационная структура магазина представлена на рис. 1.

     Рис. 2.1. Организационная структура управления магазина «ЛИК»

 

     В функции главного бухгалтера входит ведение финансовой отчетности, расчет издержек обращения в ходе реализации товаров ООО «ЛИК», расчет цен, согласовав их с высшим руководством, расчет и выплата заработной платы и премий сотрудникам компании.

     Администратор занимается контролем реализации продукции магазина, работой с претензиями покупателей (если таковые возникают в ходе работы), планирует выпуск продукции путем анализа продаж, составляет заказы в головное предприятие ООО «ЛИК».

     Работа  отдела продаж заключается в обслуживании покупателей. Опытные продавцы-консультанты заинтересованы в удовлетворении запросов покупателей, поэтому ведут работу таким образом, чтобы каждый покупатель остался доволен покупкой.

     Общие цели представляют собой устанавливаемые  руководством задания, степень выполнения которых можно измерить количественно. Одна из важнейших целей исследуемого предприятия – признание потребителей, т.к. без этого не будет ни сбыта, ни прибыли, ни самой фирмы.

     Деятельность  магазина «ЛИК» охватывает Западно-Сибирский регион, Дальний Восток и часть Урала.

     Общие цели ООО «ЛИК» на 2011 г. состоят:

     - в увеличении объема реализации на 15 % в сравнении с итогами 2010 г.;

     - в расширении ассортимента товаров  путем включения в производство  новых гарнитуров мебели;

     - в расширении числа торговых представителей.

        Любое предприятие должно определять  роль маркетинга. «ЛИК» этому моменту не уделяет достаточно внимания. Безусловно, работники предприятия планируют выпуск новой продукции, занимаются разработкой ценовой политики, товародвижением и сбытом, но четко организованной службы маркетинга на предприятии нет.

     Основными поставщиками товаров ООО «ЛИК» являются:

  • ООО «Мебельный цех», ассортимент мебели которого включает стулья, журнальные столики, тумбы под ТВ-аппаратуру;
  • ООО «Гранд-Мебель», который является изготовителем мягкой мебели (диваны и кровати, а также спальных гарнитуров)
  • «Модерн» - поставка мягкой мебели, кухонных гарнитуров.

        

    Рис. 2.2. Поставщики ООО «ЛИК»

 

     Со  времени своей деятельности отмечается стабильная деятельность компании, об этом свидетельствует проведенный анализ основных показателей эффективности коммерческой деятельности магазина «ЛИК» (прил. 1).

     Одним из наиболее важных показателей эффективности работы магазина ООО «ЛИК» является прибыль. В прибыли отражаются результаты всей торговой деятельности фирмы – объем реализованной продукции, ее состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат и т.д. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

     Изменение прибыли в магазине «ЛИК» по годам  представлено на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Изменение прибыли ООО «ЛИК» с 2008 по 2010 гг. 

     Основываясь на показателях графика видно, что размер чистой прибыли фирмы в 2008 году составил примерно два миллиона восемьсот пять тысяч рублей, в 2009 чистая прибыль снизилась примерно на 6,5%, это связано с повышением затрат на проведение ремонтных работ фасада здания. В 2010 году чистая прибыль составила 3 948 тыс. руб. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы у магазина полностью покрываются доходами от реализации товаров. В 2010 году показатель прибыли увеличился на 45,1% по сравнению с 2008 годом. Известно что, прибыль рассчитывается с учетом так называемых планируемых и непланируемых доходов и расходов. В 2010 г. выросли планируемые и непланируемые расходы.

     К непланируемым доходам относят штрафы, пени и неустойки, полученные от других организаций, излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации.

     К планируемым расходам относят налоги, улачиваемые в федеральный и местный бюджет.

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности