Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

В контрольной 5 заданий и их решения. План:1.Дайте классификацию торговых предприятий в зависимости от вида передачи товара, дайте их характеристику. 2. Особенности выбора месторасположения торгового предприятия. 3. Современное состояние торговли в России. 4. Перепишите тест и выберите верный ответ. 5. Задача: Оцените ритмичность и равномерность поставок предприятия в 2008 году, заполнив таблицу.

Работа содержит 1 файл

Вариант 14.docx

— 51.45 Кб (Скачать)
  1. Дайте классификацию торговых предприятий в  зависимости от вида передачи товара, дайте  их характеристику.

   Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

   Предприятия розничной торговли определенного  вида классифицируют на типы в зависимости  от размера торговой площади и  применяемых форм торгового обслуживания:

   - универсальные магазины - Гипермаркет,  Универмаг, Универмаг «Детский  Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного  спроса и т.п.;

   - специализированные продовольственные  магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные  воды и т.п.;

   - специализированные непродовольственные  магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани  и т.п.;

   - магазины прочей товарной специализации  - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги  и т.п.;

   - неспециализированные продовольственные  магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.;

    - неспециализированные  непродовольственные магазины - Дом  торговли, Все для дома, Товары  для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин  и т.п.

   Неспециализированные  магазины со смешанным ассортиментом  на типы не подразделяют.

     Основные признаки, характеризующие  тип предприятия розничной торговли  определенного вида, приведены в  таблице 1. 
 
 
 

Таблица 1 - Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли

Предприятие розничной торговли Торговая  площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового  обслуживания
Вид Тип
Универсальный магазин Гипермаркет 5000 Универсальный ассортимент продовольственных  и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
  Универмаг 3500 - городская  торговля

650 - сельская  торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных  товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
  Универмаг «Детский мир» 2500 Универсальный ассортимент непродовольственных  товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  Магазин-склад 650 Универсальный ассортимент продовольственных  и(или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
  Универсам (Супермаркет) 400 Универсальный ассортимент продовольственных  товаров; широкий ассортимент непродовольственных  товаров частного спроса Преимущественно самообслуживание
  Гастроном 400 Универсальный ассортимент продовольственных  товаров с преобладанием в  нем гастрономии Индивидуальное  обслуживание через прилавок
  Товары повседневного  спроса 100 Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса Преимущественно самообслуживание
Специализированный  продовольственный магазин Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. 18 В соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через  прилавок
Специализированный  непродовольственный магазин Мебель, Хозяйственные  товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п. 18 В соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Магазины  прочей товарной специализации Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. 18 В соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Неспециализированный  продовольственный магазин Продукты (Минимаркет) и т.п. 18 Узкий ассортимент  продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки Индивидуальное  обслуживание через прилавок
Неспециализированный  непродовольственный магазин Дом торговли 1000 Товарные комплексы  предметов туалета и гардероба  для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным  ассортиментом товаров 650 Товарные комплексы  соответствующей специализации Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
  Промтовары 18 Узкий ассортимент  непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия Индивидуальное  обслуживание через прилавок
  Комиссионный  магазин 18 Узкий ассортимент  непродовольственных товаров Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через  прилавок
Магазины  со смешанным ассортиментом товаров   18 Узкий ассортимент  продовольственных товаров, не связанных  общностью спроса Индивидуальное  обслуживание через прилавок
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Особенности выбора месторасположения  торгового предприятия

     Решающим  элементом в формировании стратегии  розничного предприятия является выбор  его месторасположения. «Выбор месторасположения  для вашего магазина — это, пожалуй, самое важное решение, которое вам  когда-либо придется принимать в  отношении вашего бизнеса. Будучи принятым, это решение, по крайней мере на короткое время, становится необратимым» [1, c. 95].

     «Принятие данного решения должно базироваться на исследованиях, в ходе которых устанавливаются факторы, определяющие выгодность месторасположения. Некоторые исследователи в качестве определяющего фактора используют оптимальный радиус обслуживания в зависимости от площади территории, которую обслуживает магазин . Радиус обслуживания — это район деятельности магазина, который определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до данного магазина. С точки зрения таких исследователей, радиус обслуживания является главным фактором, влияющим на затраты времени покупателей на приобретение товара, а площадь обслуживания предлагается определять эмпирически с учетом плотности населения, проживающего на территории вокруг магазина.

Радиус  обслуживания рассчитывается по формуле 

где R —  радиус обслуживания, м;

S —  площадь территории, обслуживаемой  магазином, кв. м;

 п — 3,14.

     В данном случае форма обслуживаемой  магазином территории (розничное  торговое пространство) принимается  за круг, что является маловероятным. В действительности розничное торговое пространство имеет сложную геометрическую форму, границы которой необходимо определить.

     Розничное торговое пространство в широком  смысле слова определяется как пространство, на котором предприятие заключает  сделки в пределах конкретного промежутка времени. По существу, розничное торговое пространство — это «территория  притяжения», т.е. территория, в пределах которой расположенное на ней  торговое предприятие или группа розничных торговых предприятий, притягивают  к себе потребителей. Установить границы  розничного торгового пространства можно путем расчета расстояния от торгового предприятия до линии  равных возможностей, где одинакова  вероятность того, что потребитель  будет приобретать товары как  у одного, так и у другого, конкурирующего с первым, торгового предприятия. Таким образом, с точки зрения потребителей, проживающих вдоль  линии равных возможностей, оба этих предприятия размещены одинаково  оптимально.

     Потребители отдают предпочтение тому или иному  торговому пространству, руководствуясь некоторыми критериями. Первоначальным таким критерием было расстояние до магазина (равновозможная точка  Конверса [5]). Конверс разработал формулу, которая позволяет розничному торговцу рассчитать равновозможную точку в единицах длины между конкурирующими розничными предприятиями. Равновозможная точка (D) находится на границах торговых пространств между двумя предприятиями и рассчитывается по формуле [1]:

(2)

где d —  расстояние между розничными предприятиями, км;

x —  магазин с большей зоной обслуживания;

 Рх — численность населения, посещающего магазин x;

y —  магазин с меньшей зоной обслуживания;

 Ру — численность населения, посещающего магазин y.

     Предположим, расстояние между магазинами составляет 20 км. Величина равновозможной точки D, найденная по формуле (2), — 15 км. Эти 15 км отсчитываем от магазина с большей  зоной обслуживания, поскольку полученное число 15 больше половины расстояния между  розничными предприятиями. Если бы D получилась меньше 10 (половины расстояния между  розничными предприятиями), то отсчет следует проводить от магазина с  меньшей зоной обслуживания. Это  означает, что граница торгового  пространства от магазина x находится  на расстоянии 15 км, а от магазина y —  на расстоянии 5 км (20 – 15 = 5), т.е. магазин x имеет большие конкурентные преимущества.

     Точность  расчета будет зависеть от того, какое влияние численность населения  оказывает на размеры торгового  пространства, а также насколько  точно определена эта численность. В современных моделях вместо численности населения используют факторы привлекательности — к примеру, широту ассортимента, уровень цен, удобство расположения магазина и другие. Благодаря такой методике можно учесть множество факторов привлекательности торговых предприятий, подлежащих балльной оценке.

     Другим  способом определения границ розничного торгового пространства является регистрация  адресатов (мест проживания) потребителей, посещающих интересующее исследователя  торговое предприятие. Данный способ позволяет  выяснить, с каких улиц и микрорайонов торговое предприятие притягивает к себе потребителей, и тем самым оценить размер и форму зоны торгового обслуживания.

     При выборе месторасположения для розничного торгового предприятия оценивается  розничное торговое пространство. При  этом используются три основных показателя: размер, форма и структура торгового  пространства.

Форма торгового пространства

     Торговое  пространство может иметь самые  разные формы, которые зависят от структуры транспортных сетей; материальных, общественных преград; местоположения конкурентов.

     Торговое  предприятие, расположенное вдоль  дороги с оживленным транспортным потоком, может рассчитывать на вытянутую  форму торгового пространства. Материальными  преградами могут выступать реки, озера, железнодорожные насыпи и  т.п., а общественными — наличие  высококриминализированных территорий.

     Следует добавить, что очертания розничного торгового пространства могут изменяться в зависимости от изменения экономических, социальных, демографических и других характеристик местности. Например, повышение уровня доходов населения  или открытие новых торговых объектов может изменять как размер, так  и форму торгового пространства. Поэтому сложившаяся к определенному  моменту времени картина розничных  торговых пространств в городе не останется постоянной — любой  из вышеуказанных факторов может  исказить ее до неузнаваемости. Изучение и анализ торговых пространств должны носить периодический характер. Анализируя динамику изменения розничных торговых пространств и влияние различных  факторов на их очертания, можно прогнозировать картину подобных изменений при  реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством и реконструкцией торговых объектов, а также при проведении различных мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных потребителей к розничной торговой сети.

Структура торгового пространства

     Структура торгового пространства — это  сравнительная способность розничного торговца привлекать потребителей с  разных расстояний или из разных потребительских  районов.

     В связи с этим определением розничное  торговое пространство может рассматриваться  как обычное, сложное и долевое.

     Обычное торговое пространство обеспечивает большую  часть деятельности торгового предприятия. Это торговое пространство включает в себя любого и одновременно всех потребителей, которые покупают или  могут купить любой товар в  исследуемом магазине.

     Сложное торговое пространство — это набор  торговых площадей, каждая из которых  устроена в соответствии с типом  товаров, которые продает магазин.

     Долевое торговое пространство основано на степени  отдаленности потребителя от магазина (в отличие от сложного торгового  пространства, которое основано на типах товаров, имеющихся у розничного торговца). Чем ближе потребители  к розничному магазину, тем больше вероятность того, что они станут постоянными покупателями данного  магазина. В соответствии с этим долевое торговое пространство включает основную зону (самая близкая к  магазину территория, где осуществляется 50—70% сделок купли-продажи), вспомогательную  зону (территория, где розничный  магазин имеет конкурентные преимущества), добавочную зону (территория, на который  магазин имеет самый высокий  уровень продаж на душу населения).

     Рассматривая  структуру торговых пространств, следует  учитывать, что основные и дополнительные зоны обслуживания большинства предприятий  торговли перекрываются, что говорит о том, что в местах перекрытия потребители этих предприятий могут посещать как один, так и другой магазин. Если перекрываются основные зоны, то потребители имеют равные возможности посещения обоих магазинов. Перекрытие основной и дополнительной зон говорит в пользу предприятия, которое в данном месте имеет основную зону обслуживания.

Размер  торгового пространства

Размер  торгового пространства зависит  от целого ряда факторов:

типа  торгового предприятия;

размера торгового предприятия;

удаленности от конкурирующих предприятий;

размера конкурирующих предприятий;

наличия транспортных коммуникаций и др.»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Современное состояние  торговли в России.

     В последние годы в торговой отрасли  производится 20-23% ВВП России. Для  сравнения в топливно – энергетическом комплексе, например – 12-15%.

            Какие же основные проблемы  здесь накопились в последние  годы? Во-первых, очень высока непрозрачность  отрасли. По официальным данным федеральной службы государственной статистики (ФСГС), доля теневой экономики, т.е. скрытой деятельности в производственной сфере, в общем объеме ВВП страны составляет около 25%. При этом, речь идет о разрешенной, но не учитываемой деятельности, которая в промышленности составляет примерно 80%, в строительстве – 13%, на транспорте – 20%, а в торговле – 61%. Теневая экономика оказывает негативное влияние на развитие страны не только из-за невыплаты зачисленных сумм налогов, но и потому, что там ниже производительность труда, практически не внедряются инновации, отсутствует контроль качества, усугубляются недостатки сервиса, что чревато нанесением ущерба населению. Поэтому в таких вопросах, как создание торговых сетей, развитие здоровой конкуренции, развитие международных стандартов финансовой отчетности, выработка и внедрение корпоративных стандартов, необходима помощь Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, что приведет прямо или косвенно к повышению прозрачности отдельных компаний и отрасли в целом.

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности