Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Хозяйственная деятельность человека включает в себя 2 составляющие:
1. предметы труда – то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу готового продукта;
2. средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

Работа содержит 1 файл

МОСД лекции.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Тема 1. МАРКЕТИНГ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА  

    1. Понятие, классификация средств  производства.

    2. Содержание и особенности маркетинга  средств производства. 

    1. Понятие, классификация  средств производства 

    Хозяйственная деятельность человека включает в себя 2 составляющие:

    1. предметы труда – то, на что  направлен труд человека, что  составляет материальную основу  готового продукта;

    2. средства труда – то, чем   человек воздействует на предмет  труда, создавая готовый продукт.

    В состав средств труда входят:

    1. естественные средства – земля, домашние животные, органические удобрения, органы тела рабочего и т.д.;

    2. технические средства – созданные  самим человеком: 

    – орудия труда – машины, механизмы, инструменты, оборудование;

    – общие материальные условия труда  – здания, дороги, средства связи и т.д.

    Средства  производства – это совокупность предметов труда и средств  труда, которые представляют собой результат деятельности разума и труда.

    Запас всех материальных благ общества, созданных  прошлым трудом и овеществленных в совокупности, всех средств производства представляет собой основные фонды.

    Под основные фондами понимается совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, которые целиком и в неизменной натуральной форме действуют  в течение длительного времени и постоянно утрачивают свою стоимость.

    Классификация основных фондов:

    I. по типам:

    – здания;

    – сооружения;

    – жилища;

    – машины и оборудование;

    – транспортные средства;

    – производственный инструмент  и  хозяйственные инвентарь;

    – рабочий и производственный скот;

    – многолетнее насаждения;

    – прочие основные фонды.

    II. по отношению к производству:

    – производственные – часть средств  производства, которые участвуют  в производственном процессе длительный период, сохраняют первоначальную натуральную форму и переносят свою стоимость по частям на создаваемую продукцию;

    – непроизводственные.

    III. по видовой и технологической структуре:

    1. активная часть

      – силовые машины и оборудование;

      – рабочие машины и оборудование;

      – измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование;

      – вычислительная техника;

      – прочие машины и оборудование.

    2. пассивная часть – здания и  сооружения.

    Под рынком средств производства понимается рынок машин и оборудования, с  детальной сегментацией по видам, как в отраслевом разрезе, так и в пределах отдельной отрасли. 
 
 

    2. Содержание и особенности  маркетинга средств  производства 

    Маркетинг средств производства охватывает широкую  гамму товаров производственно-технического назначения – от сырья и полуфабрикатов, разного рода вспомогательных материалов до продукции металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

    Принципы  маркетинга средств производства:

    1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, реализацию средств производства на рынке в соответствии с долговременной целью, намеченной фирмой;

    2. Применение в единстве и взаимосвязи  тактики и стратегии активного  приспособления к требованиям  потенциальных покупателей с  одновременным целенаправленным воздействием на них.

    3. Направленность деятельности не  на сиюминутный, а долговременный  результат маркетинговой работы  на основе прогнозных разработок, моделирования средств производства рыночной новизны.

    Особенности маркетинга средств производства:

    1. Жестко детерминированный характер спроса при повышенных требованиях потребителей к качеству приобретаемой продукции и его так называемая «вторичность».

    2. Относительно ограниченная емкость  рынка отдельных видов товаров  производственно-технического назначения.

    3. Значительное влияние на реализуемую  продукцию НТП.

    А.Ю. Юданов выделяет 4 основных этапа НПТ:

    1. изобретение, внедрение;

    2. тиражирование;

    3. дифференциация;

    4. зрелость.

    Маркетинг средств производства ориентирован на инновации. Р. Берт подразделяет инновации по двум основным признакам:

    1. Степень новизны;

    2. Происхождение идеи инновации.

    Доля  различных типов инноваций средств  производства в общем их объеме распределяется следующим образом:

    46 % – инновации с предсказуемым  риском;

    31 % – перенос инноваций с предсказуемым риском;

    9 % – улучшающие инновации;

    8 % – перенос прорывных инноваций;

    6 % – прорывные инновации.

    Главная цель исследований маркетинга средств  производства – комплексное изучение рынка.

    Проблема  маркетинга средств производства:

    1. Анализ и оценка устойчивых тенденций общей хозяйственной динамики.

    2. Анализ тактики покупателей.

    3. Знание всех аспектов деятельности  конкурентов.

    4. Определение соотношения между  массовым (серийным) выпуском продукции  и ее изготовлением по специальному  заказу отдельных клиентов.

    5. Определение видов и форм организации  технического и прочего сервисного  обслуживания.

    6. Организация распределения и  сбыта средств производства (характер  рынка, объем сбыта и т.д.).

     

       

Тема 2. МАРКЕТИНГ В  АГРОСФЕРЕ  

    1. Понятие агросферы, ее составляющие.

    2. Особенности и функции агромаркетинга.

    3. Особенности рынков в комплексе  агромаркетинга. 

    1. Понятие агросферы,  ее составляющие. 

    Комплекс  агробизнеса включает в себя четыре основные сферы (рис. 1): 

    

     

    Ядром комплекса агробизнеса является сельское хозяйство, которое производит продукты питания для населения  и сырье для многих отраслей промышленности.

    1. Рынок ресурсов формирует рынок ресурсов сельского хозяйства, определяет его технический и технологический уровень, влияет на величину издержек сельского хозяйства через цены и условия кредитования.

    2. Сфера агросервиса обеспечивает улучшение деятельности комплекса в целом и его отдельных отраслей. Эта сфера включает обеспечение сельскохозяйственных предприятий техникой на условиях аренды или лизинга, ремонт сельхозтехники и обеспечение запасными частями, мелиоративные работы, агрохимия, научные исследования и внедрение новых технологий, управление, координация работы сельскохозяйственных предприятий, подготовка и переподготовка кадров.

    3. Маркетинговая сфера агробизнеса включает в себя отрасли, обеспечивающие движение сельскохозяйственного продукта от поля (фермы) до потребителя, т.е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. В этой сфере определяются потребности государства и населения в продуктах сельского хозяйства, т.е. она отвечает на три главных вопроса рыночной экономики: что производить? Сколько производить? По какой цене продавать? В нее входят предприятия оптовой и розничной торговли, хранилища, заготовительные предприятия, перерабатывающие предприятия, биржи, аукционы и т.д.

     

    2. Особенности и  функции агромаркетинга. 

    Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства.

    1. Служба агромаркетинга имеет  дело с товаром первой жизненной  необходимости.

    2. Несовпадение рабочего периода  и периода производства.

    3. Производство сельскохозяйственных  продуктов взаимосвязано и определяется  основным средством и предметом производства – землей, ее качеством и интенсивностью использования.

    4. Многообразие форм собственности  в системе АПК на землю, средства  производства, реализуемый товар.

    5. Более высокие восприимчивость,  адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга.

    6. Более низкий уровень науки  и искусства маркетинговой деятельности  в АПК.

    Все функции маркетинга в АПК следует  классифицировать по двум критериям: содержанию (общие) и объекту воздействия (конкретные).

    Общие функции:

    1. Управление – виды деятельности  по поддержанию действия системы  маркетинга в заданном направлении или переводу в новое.

    2. Организация – создание целостности,  единства, упорядоченности работы  службы маркетинга.

    3. Планирование – определение целевой  программы, ее пропорций и обеспеченность  необходимыми средствами.

    4. Прогнозирование и целепологание  – осуществление прогноза на  основе использования экономико-математических  методов, глубокого исследования  реальной действительности.

    5. Анализ – сбор, обработка, систематизация  и изучение информации, выявление  и ликвидация отклонений.

    6. Оценка – итог выполнения предыдущих  операций.

    7. Учет и контроль.

    Конкретные  функции – исследование рынка, изучение потребителя и его спроса, анализ окружающей среды, осуществление товарной политики, инфратоварное обеспечение, поддержание жизненного цикла товара, ценообразование и ценовая политика, товародвижение и сбыт продукции, формирование спроса и стимулирование сбыта продукции, коммерческая деятельность, внешнеэкономическая маркетинговая деятельность, учетно-финансовая деятельность, управление маркетингом.

     

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности