Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в необходимости учета тенденций развития ассортимента товарных рынков для повышения эффективности деятельности фирмы-производителя и торгово-розничных предприятий на нем. Формирование ассортимента необходимо для выявления и прогнозирования спроса, анализа и оценки имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА В ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и структура товарного ассортимента 5
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента 12
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛИК» 15
3.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЛИК» 23
4. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА МЕБЕЛИ В МАГАЗИНЕ «ЛИК» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

5866 Маркетинг Ассортимент дораб.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Актуальность  темы исследования заключается в необходимости учета тенденций развития ассортимента товарных рынков для повышения эффективности деятельности фирмы-производителя и торгово-розничных предприятий на нем. Формирование ассортимента необходимо для выявления и прогнозирования спроса, анализа и оценки имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

     Практика  хозяйствования предприятий розничной  торговли свидетельствует о том, что более 80% субъектов хозяйствования уходят с рынка по причине непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности, ассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов их макро- и микроокружения [13, c. 19].

     От  состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли.

     Процессы  производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе эти процессы не совпадают ни в пространстве, ни во времени. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.

     Ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для созданиях товарных запасов.

     Цель  работы заключается в изучении ассортиментной политики в мебельном магазине «ЛИК» и разработке оптимального ассортимента мебели данного магазина.

     Для достижения поставленных целей в  работе поставлены и  решены следующие задачи:

  1. Раскрыты теоретические основы управления ассортиментом товаров;
  2. Проведен анализ ассортиментной политики магазина;
  3. Предложены рекомендации по разработке оптимального ассортимента магазина «ЛИК».

     Объектом  наблюдения является мебельный магазин «ЛИК», г. Новосибирска.

     Предметом исследования является  формирование ассортиментом в маркетинговой деятельности предприятия.

     Объектом  исследования выступает ассортиментная политика предприятия.

   

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА В ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Понятие и структура  товарного ассортимента

 

     Коммерческая  деятельность в области планирования ассортимента и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.

     Ассортиментная  политика состоит из шести составляющих:

     1. Сегментация рынка и выбор  целевых рыночных сегментов;

     2. Изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису, услугам;

     3. Определение набора товарных  групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия;

     4. Выбор наиболее эффективного  метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;

     5. Определение оптимального соотношения  набора товаров, находящихся на  разных стадиях своих жизненных циклов;

     6. Разработка ассортиментной модели  и стратегии реализации товаров [11, c. 170].

     Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

     Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией рынку в целом или каждому сегменту в отдельности.

     Показатель  ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

     При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств  и показателей ассортимента, что  требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента [15, c. 90].

     Широта  ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

     Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

     Действительная  широта (П1Д) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

     Базовая широта б) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное.

     Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

       Кш = Шд / Шб х 100, %,    (1)
 

где  Шд – широта действительная,

     Шб  – широта базовая.

     Широта  может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса [10, с. 89]

     Каково  же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

     Полнота ассортимента —  способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

     Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

     Действительный  показатель полноты  характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров

     Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

       Кп = Пд / Пб х 100, %,     (2)
 

где  Пд – полнота действительная,

      Пб  – полнота базовая.

     Наибольшее  значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

     Повышенная  полнота ассортимента может служить  одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами [5, c. 104].

     Глубина ассортимента –  количество торговых марок товаров одного вида и/или их модификаций и/или товарных артикулов.

     Действительная  глубина (ГЛд) - количество торговых марок товаров и/или их модификаций и/или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

     Базовая глубина (ГЛб) - количество торговых марок  товаров  и/или модификаций или  товарных артикулов, предлагаемых на рынке  либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для    сравнения.

     Коэффициент глубины (Кгл) – отношение действительной глубины к базовой.

       Кгл = ГЛд / ГЛб х 100, %,    (3) 

где  ГЛд – действительная глубина,

      ГЛб – базовая глубина

     Устойчивость  ассортимента —  способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

     Коэффициент устойчивости —  отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Ш), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш).

       Ку = У / Шд х 100,     (4)
 

где  У – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом,

      Шд  – широта действительная.

     Иногда  устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента [7, c. 93].

     Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

     Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

       Кн = н / Шд х 100, %,    (5)
 

где  н – количество новых видов и наименований товаров,

     Шд  – широта действительная.

     Обновление  — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как  правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

     Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

     Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

     Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. 

       Ci = Ai / Si,     (6) 

где  Ai – количество отдельного товара в натуральном выражении,

     Si – суммарное количество всех  видов, имеющихся в наличии  в натуральном выражении.

     Структура ассортимента относится к реальному  или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.

     Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности