Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в необходимости учета тенденций развития ассортимента товарных рынков для повышения эффективности деятельности фирмы-производителя и торгово-розничных предприятий на нем. Формирование ассортимента необходимо для выявления и прогнозирования спроса, анализа и оценки имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА В ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и структура товарного ассортимента 5
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента 12
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛИК» 15
3.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЛИК» 23
4. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА МЕБЕЛИ В МАГАЗИНЕ «ЛИК» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Основу коммерческой деятельности ООО «ЛИК» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот магазина. Товарооборот – это сумма продажи торговым предприятием потребительских товаров за определенный период времени. По величине товарооборота можно определить широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития.
В системе показателей магазина «ЛИК» товарооборот является не только основным оценочным показателем объема деятельности, но он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). Объем товарооборота магазина ООО «ЛИК» представлен на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Изменение объема товарооборота ООО «ЛИК»
с 2008 по
2010 гг.
На рисунке 2.4 видно, что товарооборот магазина ООО «ЛИК» в 2008 году составил 24085 тыс. рублей, в 2009 г. – 23438 и в 2010 г 24690 тыс. руб. В 2009 году товарооборот упал на 2,7%, однако в 2010 году товарооборот вырос на 5,3%.
Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития ООО «ЛИК» и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей. В соответствии с этим перед управлением товарооборотом стоят следующие задачи:
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на складе товарных запасов. Они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно пополняться. Другое дело, что формированию определенных размеров товарных запасов в магазине «ЛИК» уделяется большое внимание, для того, чтобы обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов для магазина «ЛИК»». Уровень товарных запасов представлен на рис. 2.5.
Рис. 2.5.
Изменение средних товарных запасов ООО
«ЛИК», с 2008 по 2010 гг.
Из рис. 2.5 видно, что рост товарных запасов значительно вырос в 2010 году, в 2009 году показатель товарных запасов понизился примерно на 3,4%, а в 2010 году товарные запасы выросли на 14,1%.
С ростом товарооборота, увеличиваются и товарные запасы: в 2008 году они составили двадцать восемь миллионов пятьсот шесть тысяч рублей, в 2009 году – тридцать семь миллионов семьдесят четыре тысячи рублей.
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения. К издержкам обращения в магазине «ЛИК» относят:
1) материальные расходы.
2) расходы на оплату труда.
3) отчисления на социальные мероприятия.
4) амортизация основных фондов и нематериальных активов.
5) другие расходы.
Динамика изменения издержек обращения в магазине «ЛИК» представлена на рис.2.6.
Рис. 2.6. Изменение издержек обращения ООО «ЛИК»
с 2008 по
2010 гг.
Между 2008 и 2009 годом рост издержек составил 3,1%. Однако в 2010 году показатель издержек обращения вырос на 32% и составил 1747 тыс. руб.
Таким образом, проведенный анализ основных показателей коммерческой деятельности ООО «ЛИК» показал, магазин работает эффективно, поскольку товарооборот и прибыль предприятия за последний год выросли на 43 и 45% (соответственно).
Следуя из выше изложенного можно сделать вывод, что финансовое состояние ООО «ЛИК» можно характеризовать, как финансово-устойчивое, с положительной динамикой развития. Если смотреть с точки зрения рентабельности, то 2010 год является наиболее результативным годом для магазина «ЛИК».
Формирование ассортимента товаров является той частью стратегического и тактического управления магазина «ЛИК», которая, в конечном счете, определяет ее конкурентоспособность. Анализ и оценку ассортимента мебельного магазина «ЛИК» проведем, используя методы наблюдения, анализа документов (прайс-лист, остатки складские и выставочного зала), а также путем расчета показателей ассортимента, изученных в первой главе. Эти методы являются доступными, но в тоже время показательными.
В торговом зале магазина представлены практически все модели мягкой мебели, выпускаемой фабрикой «ЛИК», а также их различные варианты обивки и комплектации. Все модели можно условно разделить на те, которые предназначены для сиденья и повседневного использования для сна и на те, которые предназначены для сиденья и отдыха, либо вообще не имеют спального места или имеют гостевой вариант.
Самыми
популярными и покупаемыми
Вся представленная мебель данного магазина отличается высоким качеством – это обусловлено использованием высококачественных материалов при ее изготовлении.
В магазине ООО «ЛИК» предложение мебели ограничено такими материалами изготовления, как ДСтП (древесностружечная плита, изготовленная на основе фенолформальдегидных смол), МДФ (плиты из спрессованной, мелкодисперсной древесной пыли, соединенной при помощи натуральных смол), сосна, береза, бук, редко дуб и вишня. Мебель, изготовленная целиком из массива древесины, в ассортименте данного магазина встречается редко. Представленный ассортимент мебели в магазине состоит в основном из столярной мебели.
Ассортимент мебели «ЛИК» представлен десятью товарными группами: стулья, шкафы для одежды, тумбы под ТВ-аппаратуру, журнальные столы, письменные столы, мягкая мебель, диваны, диван-кровати, кровати, гарнитуры, спальные и кухонные гарнитуры (табл.3.1).
Таблица 3.1
Ассортимент мебели магазина «ЛИК»
Вид мебели | Название | Цена, руб. |
Стулья |
Грация | 577 |
Стелла | 691 | |
Пассаж | 1032 | |
Шкафы для одежды | Ксения | 5340 |
Элис |
8400 | |
Тумбы под ТВ-аппаратуру | Омега | 4950 |
Премьера | 8674 | |
Болеро | 5635 | |
Журнальные столы |
Классик-1 | 3982 |
Классик-2 | 4563 | |
Диваны | Элис | 26375 |
Палермо | 64200 | |
Шанс | 25800 | |
Эгоист | 25380 | |
Росси | 28552 | |
Дали | 31985 | |
Блюз | 30330 | |
Лаура | 28338 | |
Престиж | 21070 | |
Сенатор | 20400 | |
Ксения | 22674 | |
Пилот | 11730 | |
Лагуна | 29600 | |
Диван-кровати | Милан | 31350 |
Казанова | 65200 | |
Бриг | 29310 | |
Кровати | Светлана | 13450 |
Липа | 12490 | |
Спальные гарнитуры | Элада | 25480 |
Каравелла | 24836 | |
Айко | 17960 | |
Виктория | 14291 | |
Легенда | 21548 | |
Кухонные гарнитуры | Луиза | 14660 |
Соренто | 19860 | |
Тристан | 24310 |
Согласно данным табл. 3.1, можно сделать вывод о достаточно узком ассортименте данного магазина. В представленном ассортименте мебели данного предприятия абсолютно отсутствуют такие необходимые в ассортименте любого мебельного магазина, виды мебели, как стенки, детские гарнитуры, обеденная зона, прихожие. Это, безусловный недочет в работе данной организации. Кроме того, стоит отметить, что в ассортименте мебельного магазина должны быть включены и другие товары (сопутствующие) – светильники, коврики и т.д.
Кроме того, стоит отметить очень высокие (по сравнению с другими видами мебели) цены на мягкую мебель (диваны и диван-кровати). Обусловлено, это, безусловно, очень хорошим качеством представленной мебели, о чем говорит репутация предприятия-изготовителя «ЛИК», но необходимо учитывать и требования других слоев населения, которые выбирают хорошую мебель по доступным ценам.
Оценим ассортимент мебели «ЛИК» согласно четырем важнейшим элементам: широте, полноте, коэффициенту обновления и устойчивости ассортимента.
Под широтой товарного ассортимента ООО «ЛИК» имеется в виду общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой. Как видно из табл. 2, широта товарной номенклатуры магазина «ЛИК» представлена десятью ассортиментными группами. Рассчитаем коэффициент широты. Учитывая, что базовая широта данного магазина должна составлять 25 товарных групп (помимо десяти представленных, в номенклатуре ассортимента могут находиться: кресла, шкафы для книг, письменные и туалетные столы, кресла, кресла-кровати, тахты, кушетки, банкетки, кровати, кабинеты, мебель для гостиной, мебель для прихожей (вешалки, шкафы, тумбы), коэффициент широты равен:
Кш = (10 / 25) х 100 = 40%
Полнота ассортимента столярной мебели магазина «ЛИК» равна 37 наименованиям, но в данный момент представлено 25 образцов мебели, соответственно, коэффициент полноты равен:
Кп = (25 / 37) х 100 = 67,6%
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента данного магазина.
По данным продаж магазина «ЛИК» устойчивым спросом пользуются 7 наименований мебели: кухонные гарнитуры «Луиза», спальный гарнитур «Айко», диваны «Пилот», «Сенатор» и «Престиж», стулья «Стелла», тумба по ТВ-аппаратуру «Омега».
Ку = (7 / 37) х 100 = 18,9%
Степень обновления ассортимента характеризуется долей новых товаров в общем выпуске. Количество новых видов мебели в магазине «ЛИК» - 4 (спальный гарнитур «Элада», диваны «Ксения» и «Палермо», а также кухонный гарнитур «Тристан»).
Кн = (4 / 25) х 100 = 16%.
Проведенный расчет показателей ассортимента позволяет судить о том, что полнота представленного ассортимента мебели в магазине ООО «ЛИК» достаточно велика (данному показателю соответствует 67,6%), однако ассортимент недостаточно полный (лишь 40%). Кроме того, данный ассортимент не достаточно устойчив (всего 18,9%). А также оставляет желать лучшего и новизна ассортимента мебели, этому показателю соответствует только 16%. Следовательно, руководству данного предприятия стоит рассмотреть возможность ввести новые виды мебели, чтобы оценить покупательские предпочтения, возможно, новые виды мебели будут пользоваться устойчивым спросом у потребителей.
За
время деятельности данного магазина,
не раз наблюдались действия со стороны
руководства в области
Так, в последнее время наблюдалось сокращение ассортимента данного магазина. Вследствие падения спроса и низкой рентабельности, были сняты с продажи тумбы под ТВ-аппаратуру «Турбо» и «Гала», шкафа для одежды «Натали».
Расширение ассортимента данного магазина пришлось на такие товарные группы, как диваны и спальные гарнитуры. Введены такие позиции, как диваны «Росси», «Дали» и спальные гарнитуры «Легенда» и «Каравелла».
Углубление ассортимента – важный показатель при работе ООО «ЛИК». Так, в начале года было решено углубить ассортимент за счет введения измененной конфигурации кухонного гарнитура «Луиза». Поскольку данная модель является достаточно популярной среди покупателей, было решено представить кухонный гарнитур в комплекции с бытовой техникой, а также в различных расцветках используемого материала. Также в различной цветовой гамме были представлены другие популярные модели мебели – тумба под ТВ-аппаратуру «Омега», диваны «Пилот» и «Престиж».
Обновление ассортимента не характерно для магазина ООО «ЛИК», поскольку это очень ответственное направление в его формировании и связано со значительных риском.
Проведенный анализ ассортиментной политики магазина «ЛИК» показал, что в основном, представленные образцы мебели имеют достаточно высокую цену. Дорогостоящая мебель на нашем рынке имеет своих требовательных покупателей. Необходимо помнить, что торговля такой мебелью нуждается в особых затратах на высокий уровень системы обслуживания. Конкурентная борьба в этом сегменте обусловлена местоположением салона. Хотя, данный магазин находится в Центральном районе г. Новосибирска, все же он достаточно отдален от транспортной развязки, что сказывается на потоке покупателей не в пользу данного магазина. Соответственно, чтобы увеличить приток потенциальных покупателей, важным моментом могут сыграть грамотные действия руководства в плане разработки эффективной коммуникационной политики. Во-первых, раз уж в ассортименте данного магазина превалирует дорогостоящая мебель, соответственно, необходимо позиционировать свой магазин именно на сегмент тех покупателей, которые готовы платить большие деньги за качество данной мебели. Во-вторых, дабы обеспечить необходимый приток покупателей, необходимо разработать наружные щиты и расположить их на главной улице города (Красный проспект), недалеко от расположения магазина, это будет способствовать увеличению количества потенциальных покупателей, которые захотят ознакомиться с ассортиментом данного магазина.
Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности