Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Целью дипломной работы является выработка наиболее эффективных методов управления магазином, обеспечивающих успех в конкурентной борьбе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение розничной торговли и требования к ее осуществлению в современных условиях.
2. Дать характеристику процессу товародвижения розничного предприятия.
3. Проанализировать и дать оценку процессу организации обслуживания покупателей в ООО «Магазин № 15».
4. Описать процесс товародвижения на примере конкретного магазина.
Введение
Глава 1. Значение розничной торговли и ее организация в современной экономике
1.1 Сущность, виды и значение розничной торговли в современных условиях
1.2 Требования к осуществлению розничной торговли
1.3 Управление потоком товародвижения
Глава 2. Практика управления предприятием розничной торговли
2.1 Краткая характеристика предприятия и выбор места его расположения
2.2 Обслуживание покупателей в ООО «Магазин № 15»
2. 2. 1 Персонал торгового предприятия
2. 2. 2 Планировка и дизайн магазина
2.3 Товародвижение на примере конкретного магазина
Заключение
Литература
Руководство текущей деятельностью ООО «Магазина № 15» осуществляет Генеральный директор Рогожкин Александр Павлович.
ООО «Магазин № 15» считается небольшим предприятием с численностью - 40 работников и осуществляет розничную продажу товаров (Приложение 7). Розничная продажа - это главный вид деятельности и основная часть прибыли, но существует ещё дополнительная - это прибыль от сдачи площадей помещения в аренду. В настоящее время некоторую часть площади помещения магазина занимает 6 частных предпринимателей, а именно: два отдела по продаже детских игрушек; отдел по продаже парфюмерии, косметики и бытовой химии; салон сотовой связи; отдел по продаже печатных изданий; видеосалон.
ООО «Магазин № 15» является продуктовым магазином, имеющим достаточно широкий ассортимент товаров, начиная от товаров первой необходимости, а именно хлебобулочные изделия и заканчивая мясными и рыбными деликатесами (Приложение 8).
ООО «Магазин № 15» имеет следующую организационную структуру, которая соответствует линейному типу структуры, которая подразумевает, что планирование работ и контроль за их выполнением осуществляется по вертикали от руководителя к соответствующим подразделениям, выполняющим управленческие функции. Заместитель директора на данном предприятии отсутствует, то есть его могут принять на данное предприятие в любой
момент (рис. 4).
Если анализировать организационную структуру, то можно сказать, что она построена с соблюдением основных принципов менеджмента. Например, с соблюдением принципа единоначалия (подчинённый подчиняется лишь одному непосредственному руководителю).
ООО «Магазин № 15» имеет достаточно устойчивое финансовое положение. Дочерних и зависимых организаций, а также филиалов не имеет.
Само предприятие зарегистрировано в качестве общества с ограниченной ответственностью, но некоторая его часть в качестве ПБОЮЛ Рогожкина. Такая стратегия была предпринята предприятием с целью уменьшения суммы налогов.
Попробуем провести SWOT – анализ данного предприятия (рис. 5).
Таким образом, слабых сторон в организации очень мало, а все опасности и возможности являются политическими и могут оказать огромное влияние через налоги, законодательство, Положения и другие нормативные акты.
При этом влияние может одновременно оказаться и в виде опасностей, и в виде возможностей. Одним из главных факторов, влияющих на эффективность работы предприятие розничной торговли, является выбор самого места расположения магазина.
Рис. 5. SWOT – анализ ООО «Магазина № 15»
Этот выбор должен производиться очень тщательно. Тому есть две причины. Во-первых, расположение торговой точки - основной фактор выбора магазина покупателем. Наверняка продукты лучше будут покупать в ближайшем к дому или месту работы магазине. Во-вторых, удачно выбрав место для магазина, розничный торговец обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество. Цены, уровень сервиса, ассортимент - всё это в отличии от расположения торговой точки относительно быстро изменяется. Часто торговым фирмам приходится вкладывать огромные деньги в приобретение и обустройство недвижимости или заключать долгосрочные договоры аренды с владельцами помещений. Поэтому преимущество в месторасположении магазина не может быть воспроизведено конкурентами.
Рассмотрим конкретное решения, принимаемые при выборе места для розничного магазина. Они включают в себя рассмотрение трёх уровней расположения (рис. 6): регионы, области торговли и место.
Вне зависимости от общего состояния экономики некоторые регионы (или рынки) представляются весьма заманчивыми одним торговцем и куда менее привлекательны для других. Было бы неправильно считать, что крупные или находящиеся в стадии экономического роста рынок привлекает все торговые фирмы. К примеру, компания занимающаяся поставками принадлежностей для бассейнов, заинтересована прежде всего в покупателях из южных регионов страны. Некоторые розничные торговцы фокусируются на географических регионах.
Рис. 5. Три уровня анализа месторасположения
Вторым уровнем анализа места является область торговли. Область торговли – это географический сектор, содержащий потенциальных покупателей конкретной фирмы или центра. Области торговли могут быть разделены на две или три зоны (рис. 6), размеры каждой из которых варьируются в зависимости от особенностей конкретной области торговли. На практике розничные торговцы часто используют следующий метод.
Ближняя торговая зона – географическая область, на которую приходится 60-65% покупателей магазина или торгового центра. Как правило, границы ближней зоны проходят не более чем в 2-4 километра или 10 минут езды от магазина.
Средняя торговая зона – географическая область, имеющая вторичное значение (в смысле объёма торговли), на неё приходится около 20% объёма продаж. Обычно она имеет радиус в 2-6 километров или не более чем 15-20 минут езды.
Дальняя торговая зона (внешнее кольцо) включает в себя покупателей, которые редко (случайно) совершают покупки в магазине или торговом центре, так как в близи их места жительства отсутствуют необходимые магазины, или они имеют хороший транспортный доступ к магазину, или же они проезжают мимо магазина по пути на работу и обратно. В крупных городах дальняя зона простирается на 25 километров, в небольших населённых пунктах и сельской местности - на 80 километров.
Точные границы области торговли определяются наличием доступа к магазину, а также расположением конкурентов. Так пересечение двух крупных магистралей сужает область торгового центра. Дорожную магистраль с оживлённым движением трудно перейти, поэтому приток покупателей из неё ограничен. С другой стороны, каждая такая магистраль улучшает доступ к торговому центру для покупателей, живущих выше и ниже пересечения. Вот почему торговые зоны, обычно имеющие форму окружности, представлены на рисунке 7 как эллипсы. На размер каждой зоны или всей области торговли могут также влиять барьеры, как река, гора или район с высоким уровнем преступности.
К лучшим регионам относятся те, в которых предприятие розничной торговли способно добиться максимальных объёмов сбыта. Чтобы оценивать общий объём спроса в конкретном регионе или области, необходимо рассмотреть демографические характеристики населения и деловой климат, а также уровень конкуренции со стороны других работающих там торговцев.
То есть лучше всего размещать магазин в месте, в котором приток целевых покупателей максимален. Выбирая место, розничный торговец должен учитывать некоторые существенные факторы (Приложение 9).
Во-первых, доступность. Чем проще покупателям попасть в магазин и выйти из него, тем выше доступность данного места. Для оценки доступности рассматриваются схема дорог, дорожные условия и барьеры.
Оцениваются также факторы доступности в непосредственной близости от магазина, такие как его видимость, движение, наличие парковочной стоянки, частота дорожных пробок и простота доступа к месту.
Второй фактор, который следует иметь в виду заключается в том, что расположение магазина в торговом центре, то есть рядом с большим количеством других торговых точек, может иметь определённые преимущества. Однако следует учитывать, что лучшие места здесь стоят дороже, поэтому торговцам приходится взвешивать все «за» и «против». Если в торговом центре есть супермаркет, самые дорогие места будут расположены рядом с ним. Поэтому здесь следует размещать магазины, торгующие алкогольными напитками и цветами – товарами импульсной покупки. Однако обувную мастерскую (в которую просто так никто не заходит) можно разместить где-нибудь на периферии, так как потребители, нуждающиеся в такого рода услугах, найдут её самостоятельно.
Очень удобно для покупателей и выгодно для предпринимателей, когда магазины, работающие на один и тот же целевой рынок, размещены рядом друг с другом, ведь покупатели хотят совершать покупки там, где их ждёт широкий ассортимент. Конечно, в таком месте может возникнуть перенасыщение магазинами, если число конкурентов, стремящихся удовлетворить одни и те же потребности покупателей, превысит разумные пределы.
Ещё одним фактором, играющим особую роль при выборе места для магазина являются правовые аспекты деятельности, такие как:
А) Вопросы экологии – в последние годы они значительно обострились, особенно при строительстве зданий предприятий торговли с асбеста и асбестосодержащих материалов и других вредных веществ, что может иметь особенное значение для химчисток и прачечных, и автомастерских, которым необходимо утилизировать отработанные масла и аккумуляторы. Не стоит забывать и о местном законодательстве, регулирующем природоохранную деятельность.
Б) Вопросы районирования, которые решают как может быть использовано то или иное место. К примеру, одни части города отводятся исключительно под жилищное строительство, другие – под предприятия лёгкой промышленности и розничную торговлю.
В) Вопросы архитектурного строительства, они схожи с правовыми ограничениями и определяют тип зданий и указателей, размер и тип парковочной стоянки для каждого конкретного места.
Таким образом, решения о месторасположении магазина имеют критически важное значение для успеха любого розничного торговца, тем более они связаны с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени. Ошибка в выборе места может оказаться роковой, и не идёт ни какое сравнение, например, с просчётами при закупках товара.
Выбирая место для магазина, розничные торговцы сравнивают цену и ценность каждого из них. При этом учитываются самые разные факторы, начиная от демографических характеристик и делового климата области торговли и заканчивая доступностью парковочной стоянки. Успешные торговые компании имеют чёткую стратегию размещения магазина.
Рассмотрим выбор наиболее эффективного места расположения на примере ООО «Магазина № 15». Этот магазин расположен в здании пятиэтажного дома, на первом этаже. Место расположения его выбрано вполне удачно (рис. 8).
Множество домов и полное отсутствие магазинов – именно так выглядело место будущего магазина. Затем недалеко от магазина «Магнит» был открыт небольшой магазин с достаточно ограниченным ассортиментом. Для магазина, конкуренция – это наиболее важный фактор. Открытие даже небольшого магазина, пусть он и не сильный конкурент, сказалось прежде всего на самый главный показатель деятельности – прибыли.
Рис. 8. Схема месторасположения ООО «Магазин № 15»
Магазин со столь небольшим ассортиментом через некоторое время закрылся. Но в силу появления других, более сильных конкурентов, ООО «Магазин № 15» вынужден был искать более эффективные пути совершенствования своей деятельности, таких как: сдача помещения в аренду, замена холодильного оборудования более современным и т. п.
Рассматриваемый нами магазин уже давно работает на рынке и долгое время оставался практически единственным продовольственным магазином в данном районе. И только расположенный неподалёку магазин «Елецк» составлял ему определённую конкуренцию. Но, так как вокруг этих магазинов проживает достаточно людей, эта конкуренция не была столь ощутимой.
На сегодняшний день в нашем городе очень активно развивается сфера розничной торговли, появилось много новых продовольственных магазинов, некоторые из которых представляют собой целую сеть под общими названием, известным уже по всему городу (например, «Радеж», «Магнит», «Ман», «Пятёрочка» и некоторые другие). Тем самым они создают себе имидж, их знают покупатели и очень часто предпочитают другим магазинам.
Всё это объективно привело к тому, что и в районе ООО «Магазина № 15» стало появляться множество конкурентов, деятельность которых значительно сказывается на его работе и вынуждает руководство магазина предпринимать какие – либо действия по улучшению ситуации.
Основными конкурентами ООО «Магазин № 15» на сегодня являются:
1. Магазин «Исток» - очень сильный конкурент. Он расположен рядом с магазином «Елецк» и, к сожалению, потребители, живущие между двумя магазинами (ООО «Магазин № 15» и «Исток») отдают предпочтение истоку. Одной из основных причин этой ситуации является более разнообразный ассортимент у конкурента, который кроме всего прочего был дополнен ещё и продуктами – полуфабрикатами, пользующимися у современного потребителя огромным спросом. Также для привлечения клиентов на втором этаже здания, в котором расположен магазин «Исток» открылся небольшой бар – достаточно редкое явление в данном районе.
2. Магазин «Магнит» - уже достаточно известный в нашем городе магазин самообслуживания, реализующий продукцию по ценам ниже розничных. Этот магазин открылся в соседнем доме с ООО «Магазин № 15». Но не смотря на своё столь близкое соседство, составляет меньшую конкуренцию ООО «Магазин № 15», чем например рассмотренный выше магазин «Исток». Причины, по нашему мнению, здесь две:
а) это качество обслуживания покупателей не всегда грамотными, доброжелательными продавцами;
б) низкий уровень контроля качества реализуемой продукции. Очень часто на полках магазина можно встретить молочные продукты с истёкшим сроком годности и несвежие хлебобулочные изделия.
Информация о работе Управление предприятием розничной торговли