Управление предприятием розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выработка наиболее эффективных методов управления магазином, обеспечивающих успех в конкурентной борьбе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение розничной торговли и требования к ее осуществлению в современных условиях.
2. Дать характеристику процессу товародвижения розничного предприятия.
3. Проанализировать и дать оценку процессу организации обслуживания покупателей в ООО «Магазин № 15».
4. Описать процесс товародвижения на примере конкретного магазина.

Содержание

Введение

Глава 1. Значение розничной торговли и ее организация в современной экономике

1.1 Сущность, виды и значение розничной торговли в современных условиях

1.2 Требования к осуществлению розничной торговли

1.3 Управление потоком товародвижения

Глава 2. Практика управления предприятием розничной торговли

2.1 Краткая характеристика предприятия и выбор места его расположения

2.2 Обслуживание покупателей в ООО «Магазин № 15»

2. 2. 1 Персонал торгового предприятия

2. 2. 2 Планировка и дизайн магазина

2.3 Товародвижение на примере конкретного магазина

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

диплом.DOC

— 461.00 Кб (Скачать)

Одно из наиболее важных нововведений – система управления запасами быстрого реагирования, объединяющая розничного торговца и поставщиков, позволяющая значительно сократить время ожидания доставки новой партии товаров. При этом снижается доля денежных средств, «замороженных» в запасах, улучшается обслуживание покупателей, сокращаются расходы на распределение. Данная система предполагает сбор в магазине всей информации об объёмах и структуре продаж, которые затем электронным способом передаются менеджерам по закупкам, в закупочные центры, а затем поставщикам, которые в свою очередь, быстро отправляют необходимые для пополнения запасов товаров.

Другое технологическое новшество – спутниковые коммуникационные сети. Из корпоративного офиса крупной торговой сети трудно общаться с представителями сотен магазинов, разбросанных по всей стране. Поэтому многие фирмы установили у себя спутниковые системы, соединяющие каналами связи штаб-квартиру и магазины.

Ещё одна новая технология получила название системы видео-торговли, с помощью которой в магазинах демонстрируется реклама, распространяются купоны, предоставляются товары по сниженным ценам, а покупатели получают полезную информацию «первой свежести».

Однако реакция розничной торговли на перемены не ограничивается применением новых технологий. Развиваются новые формы институтов торговли.

Наконец, следует отметить и то, что изменения в демографическом профиле населения обуславливают и трансформацию рынка рабочей силы. Уже отмечалось, что сегодня на рабочем месте можно встретить скорее женщину, нежели молодого человека. А ведь в розничной торговле многие места традиционно занимали именно молодые мужчины. Чтобы как-то подстраиваться под это изменение, розничным торговцам приходится активно заниматься маркетингом рабочих мест среди молодёжи.

Всё вышеизложенное определяет место розничной торговли в современном обществе, её роль в удовлетворении потребностей потребителей, а также доказывает то, насколько сложна деятельность по управлению предприятием розничной торговли и какой гибкой, адаптивной она должна быть.

Но прежде, чем переходить непосредственно к рассмотрению теории и практики управления магазином, необходимо остановится на характеристике правовых аспектов деятельности предприятий розничной торговли, тем более, что знание и учёт требований, предъявляемых к осуществлению данного вида предпринимательской деятельности, является немаловажным фактором её эффективной организации и результативной работы.

 

1.2 Требования, предъявляемые к осуществлению розничной торговли

 

«Розничная торговля - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования»- так современное законодательство определяет розничную торговлю [4, 56].

Правовая природа розничной торговли, как вида деятельности, выражается, прежде всего, в договорном характере. Так, согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (поштучно или в небольших количествах, в пределах групповой тары), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [1, 23]. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.

То есть, исходя из вышеизложенного, розничная торговля фактически представляет собой отношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе передачи и оплаты товаров. Регулировать эти отношения призваны нормы ГК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями на 17. 12. 99) и принятые в соответствии с ними федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Так как розничная торговля является видом предпринимательской деятельности, то в соответствии с ГК РФ право на осуществление этой деятельности предоставлено физическим лицам при условии её законности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане реализуют своё право на предпринимательскую деятельность посредством государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, созданного самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

Для осуществления деятельности предприниматель обязан пройти государственную регистрацию, которая осуществляется в соответствии с требованиями статьи 51 ГК РФ, Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утверждённым Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимательства в РФ».

Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является регистрационная Палата субъекта РФ и её районные и городские территориальные отделения.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется с учетом его вида и организационно-правовой формы, а также нахождения.

Под видом юридического лица понимается разделение юридических лиц по целям создания:

 Коммерческие организации;

 Некоммерческие организации.

Создание торгового предприятия предполагает систематическое получение прибыли от предпринимательской деятельности. Соответственно оно является коммерческой организацией.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, как правило, имущественные, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (АО, ООО, ОДО).

В настоящее время среди граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, наибольшее распространение получила организационно-правовая форма в виде общества с ограниченной ответственностью.

Юридическими лицами, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия.

В соответствии со статьёй 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации после предоставления определённых документов (Приложение 1).

Факт государственной регистрации юридического лица подтверждается Палатой путём выдачи учредителям (уполномоченному ими лицу) свидетельства установленной формы о государственной регистрации.

В свидетельстве указываются:

- полное наименование, включая организационно-правовую форму юридического лица;

- местонахождение (юридический адрес);

- номер юридического лица в Реестре юридических лиц;

- дата регистрации;

- иная информация, предусмотренная законодательными актами РФ.

Помимо государственной регистрации предпринимателю для организации торгового предприятия необходимо получить лицензию на право осуществление своей деятельности.

3 октября 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Статьёй 17 этого Закона определён Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Розничная торговля отдельными видами товаров в этом Перечне не прописана отдельной строкой. Однако указаны виды деятельности, в общий объём понятия, которых входит розничная торговля,- это фармацевтическая деятельность, реализация предметов антиквариата, ветеринарная деятельность, распространение и ремонт контрольно-кассовых машин. Имеется ещё одно существенное положение - последнее в указанном Перечне – лицензированию подлежат «другие виды деятельности», лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящие Федеральные законы иными федеральными законами.

Согласно статье 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» виды деятельности, не включённые в Перечень, с 3 октября 1998 года осуществляются без лицензий. Однако из этого правила есть существенное исключение. Суть его состоит в том, что лицензирование отдельных видов деятельности производится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании». Более того, порядок, установленный Федеральным законом «О лицензировании», не распространяется на те виды, лицензирование которых установлено вступившими в силу до 3 октября 1998 года федеральными законами.

В числе таких законов, содержащих условия лицензирования торговли определёнными товарами, назовём следующие:

1.     Федеральный закон РФ от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

2.     Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями на 19.11.99).

3.     Федеральный закон РФ от 19 июля 1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

4.     Федеральный закон РФ от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изменениями на 31.03.99).

5.     Федеральный закон РФ от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями на 02.01.00).

В каждом из вышеперечисленных законов содержатся положения, устанавливающие, что оборот определённых товаров подлежит лицензированию.

Для получения лицензии предприниматель предоставляет необходимый перечень документов на рассмотрение лицензирующему органу. После чего он, в течение 30 дней со дня получения заявления, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Лицензия является одним из главных документов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Невозможно также выполнение этой деятельности без определённых видов сертификатов. Это, прежде всего сертификация услуг торговли и сертификация товаров.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1013 утверждён Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, в который входят услуги розничной торговли - код группы 12 (ОК 002-93) (Приложение 2).

Система сертификации также предусматривает обязательную сертификацию товаров. Сертификация продукции представляет собой ряд требований к производству и продаже определённых товаров. Закон РФ от 10 июня 1993 года №5151-I «О сертификации продукции и услуг» устанавливает, что сертификация продукции - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Приложения 3,4).

В розничной торговле сертификация проявляется в ответственности продавца за доведение до потребителя информации о том, что продукция прошла эту процедуру.

Так как предприятие розничной торговли является конечной инстанцией в общении с потребителем, оно согласно Закону обязуется иметь документы, подтверждающие сертификацию, на все товары, подлежащие обязательной сертификации.

Как правило, розничный продавец приобретает товар у оптового продавца (или у производителя), на котором и лежит обязанность получить сертификат в установленном порядке. Таким образом, розничному продавцу остаётся лишь потребовать у производителя (оптового продавца) сертификат (его копию) или декларацию о соответствии на каждую партию товара. Однако необходимо знать перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень входят товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя.

В целях обеспечения мер по охране прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества продукции, на которую выдан сертификат, маркируются знаком соответствия. Знак соответствия является способом доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведённом обязательном подтверждении соответствия путём сертификации либо принятия декларации о соответствии продукции, маркированной этим знаком. Данные о требованиях, соблюдение которых удостоверяет знак соответствия, указывают в сертификате соответствия, на основании которого применяют этот знак. Знак соответствия, применяемый на основании декларации о соответствии, должен иметь отличия от знака соответствия, применяемого на основании сертификата соответствия (дополнительные элементы или отсутствие некоторых элементов изображения). Реализация товаров, подлежащих обязательной сертификации, без наличия знаков соответствия запрещена.

Таким образом, розничная торговля – это определённый механизм, состоящий из множества важных элементов, без которых его деятельность не возможна. Эти элементы являются теми требованиями, которые предъявляются к осуществлению розничной торговли, а именно: государственная регистрация в качестве юридического лица, лицензирование и сертифицирование.

     

1.3 Управление потоком товародвижения

 

Главной задачей торговца является продажа товаров. Поэтому решения о том, что и в каком количестве закупить (чтобы потом продать), является основой жизни любой торговой фирмы и, соответственно, основным направлением деятельности руководителя.

Информация о работе Управление предприятием розничной торговли