Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций
Понятие и особенности организации как функции менеджмента.
На стадии подготовки определяется и чётко является проблема, отбираются участники мозговой атаки, и определяется ведущий. На стадии поиска проблема представляется и анализируется ведущим, участники высказывают свои предложения по решению проблемы, причём это происходит спонтанно. Далее происходит развитие идей, предложенных участниками и примерно через 30 минут обобщаются результаты.
При получении положительного результата идеи оцениваются комитетом по оценке. При отрицательном результате процесс возобновляется.
Конфликтность в менеджменте.
Причины возникновения и социальная роль конфликтов.
Следует отметить, что
среди отечественных и
В 1986 году австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов, как часть своей программы мира. Задача этой организации – разработка и внедрение навыков разрешения конфликтов в личной жизни, на работе, в международных отношениях. Противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных проблем в социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон ждёт, требует изменения поведения, мыслей либо чувств партнёра. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Люди могут иметь различные взгляды, суждения о какой либо проблеме и, тем не менее, работать слаженно и эффективно. Однако противоречия затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство, статус – неизбежно приводит к возникновению конфликта. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с производственного процесса на выяснение отношений, что неизбежно сказывается на состояние в коллективе, на нервное и психическое состояние сотрудников. Тем не менее, природа конфликтов такова, что они могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой.
Положительную роль конфликт играет, когда в итоге его разрешение улучшает условие труда, совершенствует технологии и управленческие отношения. Кроме того позитивный итог конфликта выражается в формировании и утверждении определённых ценностей, объединение единомышленников.
Причины возникновения конфликтов можно определить в 5 групп в соответствии с обусловливающими их факторами:
1 – Информация. Можно
считать, что основой
2 – Структурные
факторы. Обычно связаны с
3 – Ценностные
факторы. Это общественные, групповые,
личностные системы убеждений,
верования и поведения (
4 – Факторы отношений.
Связаны с чувством
5 – Поведенческие факторы. Неизбежно приводят к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной, социальной). Если создаются условия вызывающие негативные эмоциональные состоянии, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность и несправедливость.
Основными причинами конфликтов можно назвать – распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения и жизненном опыте и неудовлетворительные коммуникации.
Данная группировка конфликтов способствует их пониманию и анализу и следует учесть, что реальная жизнь не вкладывается в определённую схему вследствие своего разнообразия, следовательно, можно выделить множество иных причин возникновения противоречий и столкновений. Кроме того возможно тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.
Рассмотрим структурную схему
Результаты исследований показывают, что человек не реагирует на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые он считает малоопасными.
Однако во многих
ситуациях человек будет
Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью таких средств как принуждение, вознаграждение, обращение к традициям, экспертная оценка, харизма, убеждение или участие.
Следующая стадия конфликтного процесса – управление им. В зависимости от степени эффективности управления конфликтом его последствия будут функциональными или дисфункциональными что в свою очередь окажет влияние на возможность возникновения будущих конфликтов, то есть устранит причины конфликтов или создаст их.
Классификация конфликтов.
Рассмотрим типы конфликтов:
1) Внутриличностные
конфликты возникают от того
что производственные
2) Межличностные
конфликты в сфере
3) Конфликт между личностью и группой. Проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности сложившимися группе нормам поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня профессионализма коллектива. Из-за несоответствия компетентности руководителя. Из-за неприятия уровня нравственного облика и характера руководителя.
4) Межгрупповые конфликты.
Это конфликты внутри
По длительности протекания конфликты можно разделить на: кратковременные и затяжные.
Кратковременные чаще всего являются следствием взаимного непонимания и ошибок, которые быстро осознаются.
Вторые связанны
с глубокими нравственно
Конфликты можно разделить и по степени их влияние на деятельность коллектива в целом, в этом случае говорят о «лихорадящих» предприятиях конфликта и о разрушительных для коллектива противоречиях. Первые характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологический несовместимостью сотрудников. Вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.
По степени влияния на последующую деятельность и развитие коллектива, различают конфликты, дающие осложнения (после и пост конфликт) и не имеющие каких либо отрицательных последствий. После конфликт выражается в негативном поведении или в чувстве неудовлетворенности, после того, как конфликт считается разрешенным. Это значит, что конфликт не был разрешен или был разрешен не справедливо, либо применялись методы для его разрешения, задевающие личное достоинство партнера. Кроме того, возникновению после конфликта могут способствовать преждевременное или не полное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверение выполнить, что либо, без взятия на себя определенных обязательств.
Следует отметить, что
в данной ситуации существенное значение
имеют психологические и
По источнику возникновения
конфликты можно разделить на
объективно и субъективно обусловленные.
Объективным считается
Возникновение конфликта может быть связанно и с субъективными факторами, в связи с личными особенностями конфликтующих, с ситуациями, когда возникают преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов, амбиций. При этом принятые решения кажутся ошибочными, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым. В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные интересы или ценности, конфликты могут быть 3х видов:
Безусловно, что поведение людей в конфликтных ситуациях не одинокого, одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие жестко отстаивают свою точку зрения. Выделяют 3 типа поведения в конфликте:
1)Практика
2)Собеседника
3)Мыслителя
В зависимости от типов, включенных в конфликт личностей, он может протекать по-разному. Практик действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение», для него важно преобразование среды и завершение всяких действий, при этом «действенность» личностей практического типа способствует увеличение продолжительности конфликта. Постоянная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиции других людей, может привести к напряженности в отношениях и разнообразным столкновениям. Для собеседника характерен лозунг «Лучше плохой мир, чем справедливая война», для него главное процесс общения, собеседники более поверхностны в отношениях, круг знакомства и круг друзей у них достаточно широк и они не способны на длительное противостояние в конфликте, кроме того, они способны так разрешить конфликт, чтобы минимально затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремиться сгладить противоречие в самом его начале. Собеседники открыты к принятию мнения других не особенно стремятся изменить это мнение, так как изначально предпочитают сотрудничество. Мыслителям свойственна позиция «Пускай думает, что он победил». Мыслитель ориентирован на познание себя и окружающего мира, в конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и не правоты оппонента, однако вывести конфликтующие стороны из тупика может только третий участник или изменение жизненных обстоятельств. Мыслитель тщательно продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, но менее чувствителен, чем собеседник, в общении такие люди предпочитают соблюдение дистанции, поэтому они реже попадают в конфликтные ситуации, но более уязвимы в близких личных отношениях, где и степень их участия в конфликте будет очень высокой. Следует учесть, что у указанных личностей по-разному проявляется и чувствительность к противоречиям и конфликтам. Мыслители более чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. Практику важнее единство практических исходов и целей совместной деятельности, собеседники сильно реагируют на оценку их эмоционально коммуникативных способностей, оценка интеллектуальных качеств или практический хватки затрагивает их значительно меньше.