Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций
Понятие и особенности организации как функции менеджмента.
Понятие и особенности организации как функции менеджмента.
Функции организации относятся к числу основных функций менеджмента. От неё во многом зависит выполнимость запланированных работ и результаты труда коллектива.
Под организацией в системе менеджмента понимается процесс создания структуры предприятия, обеспечивая эффективную совместную деятельность людей для достижения общих целей.
Независимо от масштабов и сферы деятельности работа каждого предприятия тем или иным способом организованна.
2 аспекта данного процесса:
1) Организационно-экономический
2) Социально-экономический
______________________________
Организационно-экономический аспект включает в себя следующие функции:
- Разработка организационной структуры управления предприятием
- Распределение обязанностей
между подразделениями и
- Делегирование полномочий руководителей
- Закрепление за
подразделами и отдельными
______________________________
Социально-экономический аспект включает в себя следующие функции:
- Мотивация персонала
- Коммуникационные отношения
- Система подбора персонала
- Воспитательная работа с персоналом
______________________________
В процессе выполнения функций организации важное значение имеет установление соподчинённости и взаимосвязи.
Должны быть чётко определены права, обязанности, ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.
Это достигается путём разработки положений о структурных подразделениях и инструкциях определяющих внутренний порядок и границы деятельности, определяющие границы каждого подразделения и каждого сотрудника организации.
Предусматривается так же персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления.
Что бы взаимоотношения подразделений и исполнителей имели скоординированный характер, используется распорядительное воздействие посредством приказов и распоряжений.
Средством для достижения
необходимых взаимоотношений
Одновременно повышается
активность и ответственность
Организация занимает
особое место в текущей и
1) Функция организации
неразрывно связана со всеми
функциями менеджмента. Без
Координация действий всех участников производственного процесса немыслима без организации этой работы со стороны руководителей всех уровней.
Организационные факторы
являются необходимыми условиями повышения
эффективности труда
3) Перспектива развития предприятия в решительной мере зависит от его конкурентной способности.
Что бы сохранить свои рыночные позиции и успешно вести конкурентную борьбу необходимо быстро реагировать на изменение внешней среды.
Это в свою очередь зависит от того какие организационные структуры управляются исправно предприятием, как организуется маркетинг и другие стороны развития предприятия.
Практическая сторона функции организации наиболее наглядно может быть показана на организационных структурах управления.
Понятие
организационной структуры
и их типы.
Понятие организационной
структуры и их типы – это совокупность
подразделений и уровней
Структура управления создаётся и совершенствуется для установления необходимых взаимосвязей между отдельными подразделениями компании, распределяя между ними права и ответственности.
Организационные структуры имеют определённые элементы:
- Структурные подразделения
выполняют определённые
- Уровни управления как совокупность подразделений и руководителей занимающие определённую иерархичную ступень.
Горизонтальные и вертикальные связи обеспечивают взаимодействие всех подразделений и руководителей (каналы коммуникации), полномочия как право руководителей использовать ресурсы организации и направлять усилия подчинённых на выполнение поставленных задач.
Задачи вместе с полномочиями могут быть делегтрованны лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Формируя и совершенствуя организационную структуру управления, следует учитывать определённые факторы:
- Целевая ориентация компании, которая может иметь три основных компонента:
1) Поиск и освоение новых рынков
2) Поиск и использование эффективно новых ресурсов
3) Использование новых возможностей в рамках существующей правовой среды в зависимости от целевой установки выбирается та или иная структура управления.
Необходимо принимать
факторы масштаба управления, то есть
соотношение между
Процесс управления можно нормировать.
В нормах управления
устанавливается число
В современных условиях
за счёт применения информационных систем
возможно увеличение масштабов управления.
Исследования
Вудворда Артура Смита
Масштаб
управления для различных
звеньев организационной
иерархии и типа производств.
Уровень организации | Штучное производство | Массовое производство | Опытное производство |
Высшее звено | 4 | 7 | 10 |
Низшее звено | 23 | 48 | 15 |
Российские НИИ труда рекомендуют следующие значения норм управления:
- Для верхних уровней управления, когда подчинённые выполняют разные функции – 3/7 человек.
- Для среднего звена (схожие функции) – 8/20 человек.
- Для нижнего звена, когда подчинённые выполняют одинаковые функции – 21/40 человек.
К структурам управления применяют ряд требований:
- Целевой характер
- Направленность структуры на достижение целей организации
К другим требованиям относятся:
- Гибкость
- Экономичность
- Эффективность
Проектирование структурой управлением предприятия.
Структура управление отражает состав управляющего подразделения и отделом руководителей, а так же их регулирование информации связи по совместному осуществлению процессов управления.
Типы структур управления
Линейные отношения – отношения между начальником и подчинёнными.
Рассмотрим линейную структуру управления. В этой структуре используются принципа централизма и единоначалия.
Линейная структура
Генеральный директор
Директора по направлениям
Линейный руководитель 1 Линейный руководитель 2 Линейный руководитель 3
И
Руководитель несёт всю полноту ответственности за всю работу коллектива.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны этой структуры:
+ Оперативность принятия реализации решений.
+ Относительная простота управления.
+ Обеспечение единства распорядительства сверху вниз.
+ Согласованность действий исполнителей.
- Руководитель должен быть компетентен во многих областях управления.
- При наличии большого
числа уровня управления
Линейная структура часто используется в небольших предприятиях, а так же для управления подразделениями предприятий.
______________________________
Функциональное отношение – это отношения между специалистами которые уполномочены выполнять опр функцию в рамках всего предприятия и специалистами выполняющими такую же функцию на ниже стоящих уровнях.
В функциональной структуре управления специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения. Управление, начиная со среднего звена строится по функциональному признаку.
Функциональная структура
Генеральный директор
Директора по направлениям
Функциональный рук 1 Функциональный рук2 Функциональный рук 3
И
Достоинства специализация руководителей повышает кач-во принимаемых управленческих решений.
Линейные руководители освобождаются от несвойственных им функций.
- Отсутствие тесных
связей на горизонтальном
- Перестаёт действовать принцип единоначалия.
- Нечёткая ответственность. Так как тот, кто готовит решение, обычно не участвует в их реализации.
Наибольшее распространение в рамках бюрократических структур управления получили линейно-функциональные и дивизиональные структурные управления.
Линейно-функциональная структура.
Директор
Функц. Рук Функц. Рук. Функц. Рук. Функц. Рук.
Ф.П.