Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:16, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".
Менеджмент это формирование команды из толпы. Можно выделить основные категории менеджмента, которые определяют эффективность управления. Функции управления. На каждом этапе деятельности организации необходимо, чтобы состав функций управления соответствовал комплексам работ организации. По функциям управления должен выполняться минимальный, но необходимый состав реесурсов. Структуры управления. В структуре управления организации должно быть обоснованное количество уровней управления и структурных подразделений. Структуры управления должны быть гибкими (при необходимости быстро перестраиваться). Периодически они должны подвергаться анализу. Причем, необходимо проводить отдельно анализ линейного и функционального управления. При проведении анализа линейного управления целесообразно выделять линейную структуру управления, в которой исключаются функциональные звенья (плановый отдел, бухгалтерия и т.п.) и рассматривать все сложившиеся в ней взаимосвязи работников управления разных уровней с точки зрения ресурсов, результатов и упущенных выгод.
Методы управления.
Они должны применяться в единой
системе: экономические, социально-психологические
и административные и соотносится
с определенными целями (задачами)
организации. Процессы управления и
управленческие решения. Источники
эффективности управления по этим категориям
заключаются в оперативности
выполнения этапов принятия управленческих
решений и в качестве исполнения
отдельных функций управления по
отдельным этапам. Во многом качество
и оперативность управленческих
услуг зависит от квалификации работников
управления, их опыта работы, активности
и творчества. Ответственность работников
(органов) управления. Необходимо разрабатывать
систему ответственности и
Кадры менеджмента. В новых условиях необходимо изменять методы отбора кадров при приеме их в организацию, улучшать систему оценок их деятельности, стиля руководства и методы вознаграждения руководителей. Необходимо вести работу по формированию резерва кадров на руководящие должности, по повышению квалификации работников управления. В настоящее время ситуации в организациях меняются очень часто. Люди, занятые в системе управления, также могут меняться. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и перспектив ее развития - важное качество управленца, необходимое для повышения эффективности управления.
В количественном
аспекте определения
Менеджмент, его сущность и его разновидности
Термин
management (в пер. с англ.) означает "управление".
Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это
умение добиваться поставленных
целей, используя труд,
интеллект и мотивы
поведения других людей.
Существует несколько понятий
менеджмента, определяющих его как:
Менеджмент является и наукой, и
искусством, т.к. существуют определенные
приемы управления.
Но они могут быть как эффективны в одних
ситуациях, так совершенно непригодны
в других. В результате необходимо уметь
оценить ситуацию и найти наиболее эффективный
метод управления.
Сущность
менеджмента заключается
в его функциях, основными из которых являются: планирование, органи
Задачи
менеджмента:
Разновидности менеджмента.
1. Производственный
менеджмент определяет:
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:
3. Инновационный менеджмент направлен:
4. Маркетинг-менеджмент занима
5. Менеджмент персонала занимается:
6. Финансовый менеджмент управляет:
7. Эккаунтинг-менеджмент заним
1. Нayчнaя
шкoлa yпpaвлeния (1885-1920
гг.). связана с работами Ф.
Тейлора, Френка и Лилии
Гилбрет, Генри Гантта. Создатели
школы считали, что, используя наблюдения,
замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать
многие операции ручного труда.
Первой фазой методологии школы научного
управления были анализ
содержания работы и
определение ее основных
компонентов.
Характерным для школы научного управления
было систематическое использование стимулирования
с целью заинтересовать работников в увеличении
производительности и объема производства.
При этом:
Школа
научного управления выступала за отделение
управленческих функций обдумывания и
планирования от фактического выполнения
работы. Работа по управлению — это определенная
специальность, и организация в целом
выиграет, если каждая группа работников
сосредоточится на том, что она делает
успешнее всего.
2. Клaccичecкaя,
или aдминиcтpaтивнaя,
шкoлa (1920-1950
гг.). Авторы,
которые писали о научном управлении,
в основном посвящали свои исследования
тому, что называется управлением производством.
Они занимались повышением эффективности
на уровне ниже управленческого. С возникновением
административной школы специалисты начали
постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию
управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.