Лекции по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:16, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

Основные категории менеджмента.docx

— 172.01 Кб (Скачать)
  1. Основные  категории менеджмента

   Менеджмент  это формирование команды из толпы. Можно выделить основные категории  менеджмента, которые определяют эффективность  управления. Функции управления. На каждом этапе деятельности организации  необходимо, чтобы состав функций  управления соответствовал комплексам работ организации. По функциям управления должен выполняться минимальный, но необходимый состав реесурсов. Структуры управления. В структуре управления организации должно быть обоснованное количество уровней управления и структурных подразделений. Структуры управления должны быть гибкими (при необходимости быстро перестраиваться). Периодически они должны подвергаться анализу. Причем, необходимо проводить отдельно анализ линейного и функционального управления. При проведении анализа линейного управления целесообразно выделять линейную структуру управления, в которой исключаются функциональные звенья (плановый отдел, бухгалтерия и т.п.) и рассматривать все сложившиеся в ней взаимосвязи работников управления разных уровней с точки зрения ресурсов, результатов и упущенных выгод.

   Методы управления. Они должны применяться в единой системе: экономические, социально-психологические  и административные и соотносится  с определенными целями (задачами) организации. Процессы управления и  управленческие решения. Источники  эффективности управления по этим категориям заключаются в оперативности  выполнения этапов принятия управленческих решений и в качестве исполнения отдельных функций управления по отдельным этапам. Во многом качество и оперативность управленческих услуг зависит от квалификации работников управления, их опыта работы, активности и творчества. Ответственность работников (органов) управления. Необходимо разрабатывать  систему ответственности и четко  регламентировать в должностных  инструкциях работников обязанности, взаимосвязи, права и меру ответственности  за общие и индивидуальные результаты труда.

   Кадры менеджмента. В новых условиях необходимо изменять методы отбора кадров при приеме их в организацию, улучшать систему  оценок их деятельности, стиля руководства  и методы вознаграждения руководителей. Необходимо вести работу по формированию резерва кадров на руководящие должности, по повышению квалификации работников управления. В настоящее время  ситуации в организациях меняются очень  часто. Люди, занятые в системе  управления, также могут меняться. Поскольку и люди и ситуации постоянно  меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и  перспектив ее развития - важное качество управленца, необходимое для повышения  эффективности управления.

   В количественном аспекте определения эффективности  существуют два подхода. В соответствии с первым эффективность управления отождествляется с эффективностью организации (рентабельность собственных  средств организации, рентабельность активов, рентабельность продаж). В  соответствии со вторым подходом для  определения эффективности управления необходимо сопоставить специфический  вклад управления в общие результаты организации с затратами на управление. В качестве вклада управления можно  взять прирост отдачи от основных средств организации, прирост производительности труда в организации, размеры  чистой прибыли на одного руководителя, прибыль или добавленная стоимость  на одного руководителя, разницу между  добавленной стоимостью организации  и себестоимостью продукции затратами  на управление. Результаты управленческого  труда можно выразить и через  ряд показателей, устанавливаемых  экспертным путем (компетентность, своевременность  принятия решений, организованность, общительность) В качестве затрат на управление можно  взять заработную плату руководителей, накладные расходы организации. Управление оказывает услуги основному  производству (организация, планирование, учет). В рыночных отношениях значительно  возросла потребность в качественном управлении (своевременность выдачи заданий, их обоснованность, качественное обеспечение рабочих мест, выбор  оптимального стиля управления, подбор кадров, изменение функций команды, развитие умений и навыков руководителей). Следовательно, возрастает и роль всей управляющей системы в адаптации  команды к изменяющимся условиям внешней среды.

Менеджмент, его сущность и  его разновидности

Термин  management (в пер. с англ.) означает "управление". Наиболее распространенное толкование: менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей
 
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

  1. дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;
  2. непосредственно процесс управления;
  3. аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

 
Менеджмент является и наукой, и  искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. 
 
Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления. 
 
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планированиеорганизациямотивация и контроль
 
Задачи менеджмента:

  1. тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации;
  2. стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

 
Разновидности менеджмента
1. Производственный менеджмент определяет:

  1. оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;
  2. используемые технологии;
  3. рациональный способ загрузки оборудования;
  4. расстановку кадров;
  5. управление персоналом;
  6. способы разрешения конфликтов;
  7. способы устранения сбоев и неполадок;
  8. методы проведения текущего контроля

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:

  1. организацию подписания хозяйственных договоров;
  2. закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих;
  3. хранение и отправку конечной продукции покупателям.

3. Инновационный менеджмент направлен:

  1. на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;
  2. 2 создание опытных образцов;
  3. 3 внедрение инноваций в производство.

4. Маркетинг-менеджмент занимается:

  1. исследованием рынков;
  2. определением существующего и потенциального спроса на продукцию;
  3. разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.

5. Менеджмент персонала занимается:

  1. подбором, расстановкой и обучением персонала;
  2. определением методов мотивации сотрудников;
  3. созданием благоприятного психологического климата на предприятии;
  4. улучшением труда и быта работников;
  5. налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.

6. Финансовый менеджмент управляет:

  1. созданием бюджета и финансового плана организации;
  2. формированием и распределением ресурсов фирмы;
  3. оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия;
  4. принятием мер по укреплению финансового положения организации.

7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы. 

1. Нayчнaя шкoлa yпpaвлeния (1885-1920 гг.). связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии ГилбретГенри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.  
 
Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов
 
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. При этом:

  • Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.
  • Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.
  • Люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
  • Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе
  • подчеркивалось большое значение обучения.

    Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.  
 
2. 
Клaccичecкaя, или aдминиcтpaтивнaя, шкoлa (1920-1950 гг.). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

    Тейлор  и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

    Приверженцы классической школы, как и те, кто  писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в  значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной  методологии. «Классики» старались  взглянуть на организации с точки  зрения широкой перспективы, пытаясь  определить общие характеристики и  закономерности организаций. Целью  классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

    Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

    Вторая  категория классических принципов  касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"