Основы менеджмента. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций

Описание работы

Понятие и особенности организации как функции менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

+ Стабильность.

+ Специализация и  компетентность.

+ Быстрое решение  простых проблем находящееся в компетенции одной функциональной службы.

+ Существенное снижение  нагрузки на руководителей в  связи привлечение функциональных  специалистов.

+ Возможность стандартизации  и форматизации производств управления.

- Слабые горизонт  связи и взаимодействия подразделений предприятия.

- Проблематичность  информационного обеспечения в  процессе управления.

- Возможность чрезмерно  разбухания функциональных подразделений  и их приоритетная реализация  ими собственных целей в ущерб  общим целям предприятия.

- Отсутствие необходимой ответственности функциональных подразделений на конечном этапе реализации подготовленных ими рекомендаций и решений.

- Ограниченная  адаптивность  структуры к изменениям среды.

Линейно функциональные структуры ориентированы на действующие  технологии и на сложившийся рынок. Такая структура достаточно эффективна в условиях относительно стабильного функционирования предприятия. Она позволяет рационально распределить управленческие обязанности по уровням управления в соответствии со структурой целей.

Дивизиональные  структуры управления.

                                                                 Руководитель – Штаб

Рук. Филиала 1 – Штаб                       Рук. Филиала 2 – Штаб                              Рук. Филиала 3 – Штаб

        Починенные.                                        Подчинённые.                                                Подчинённые.

В дивизиональных структурах в отличии от линейно-функциональных все штабные функции или их часть, передаются производственным звеньям.

+ Ориентация на конечный результат.

+ Оперативность решения  сложность межфункциональных вопросов.

+ Адаптивность к  внешней среде.

+ Ориентация на  новые рынки и технологии.

- Увеличение числа  ступеней управления.

- Возможность противоречия  интересов производственных единиц.

- Дополнительные  издержки возникающие в следствии  дублирования тех или иных  функций в филиальных структурах  и необходимости координирования  их деятельности в рамках единой  политики развития предприятия.

Применение этой структуры целесообразно при обширной и быстро меняющейся номенклатуре продукции или услуг. При существенных различиях в запросах потребителей, условиях и технологии их обслуживания.

Матричные структуры управления.

Являются одним  из широко распространенных видах в  программно-целевых структур. Обычно применяются в организациях ведущих работу одновременно по нескольким программам (направления).

Управление  фирмой

Менеджеры по изделиям                           НИОКР                    Производства                        Маркетинг

Изделие А                                                     Изделие А                    Изделие А                            Изделие А

Изделие Б                                                     Изделие Б                    Изделие Б                             Изделие Б

Изделие В                                                     Изделие В                    Изделие В                             Изделие В

Характерным для  таких структур является двойное  подчинение исполнителей функциональному  руководителю и руководителю проекта. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Выбор конкретного варианта полномочий определяется тем, какие права ему делегирует руководство предприятия.

 
 

Мотивация.

Понятие и виды.

Процесс мотивации и его элементы.

 

Мотив – это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации.

- Это совокупность  мотивов деятельности и поведения  человека. Это функция процесса  управления. Работник мотивирован, значит, он заинтересован.

Создана ситуация при которой решая общие задачи и цели он тем самым удовлетворяет свои потребности сознательно выбирая тот или иной тип поведения.

В процессе мотивации  подчинённый выступает как объект и как субъект управления.

- В 1-ом случае (вынужден / принуждён) человек побуждаем к деятельности за счёт внешнего воздействия (стимулирование).

- Во 2-ом случае  это побуждение подчинённым самого  себя.

Стимулы (Stimulus) – Это блага, возможности и прочие находящиеся вне субъекта с помощью которых он может удовлетворять свои потребности, если это не требует осуществления невозможных действий.

Человека побуждать  к активным действиям и к труду  необходимо удовлетворяя различные  потребности.

Потребность – внутреннее состояние человека отражающий физиологический или психологический дефицит. Отсутствие чего либо, вызывает состояние дискомфорта.

Дискомфорт вызывает влияние на чувства и мышление людей.

Потребность нельзя увидеть или измерить. Об их существовании  окружающие могут узнать лишь по поведению  людей и в определённой ситуации.

Кроме того следует  иметь ввиду, что в определённый момент доминирует какая-то одна потребность. Деятельность человека стимулируется  не только ею, но и другими потребностями, которые порой трудно идентифицировать.

Потребность отображает объективную нужду, но они возникают и в результате воспитания.

Таким образом, потребности могут быть врождёнными и приобретенными.

При осознании  потребности человек хочет их удовлетворить, значит, появляется интерес  к тому, что позволит это сделать.

Таким образом  причины того или иного типа поведения людей упираются в конечном счёте в их интересы.

 Однако наличие интересов недостаточно, что бы люди стали действовать.

Для того что  бы потребность заработала нужны  мотивы, стремление, побуждение людей  к активным действиям.

Речь идёт о  желании человека обладать чем-то или  наоборот избежать такого обладания.

Для успешного  руководства подчинёнными руководителю необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения  и способы воздействия на них (развитее желательных; ослабление нежелательных) а так же возможные результаты таких усилий.

Стимулирование  представляет собой процесс стимулов, который призван стимулировать  повиновение человека, либо стимулировать  целенаправленность его поведения.

Это достигается  путём ограничения или наоборот улучшения возможностей и удовлетворений; влияние стимулов, чем сильнее, тем больше человек нуждается в соответствующих благах.

Поскольку стимулы  воздействуют на сознание человека –  то это сознание является предметом  манипуляции со стороны.

Стимулирование  выполняет следующие  функции:

- Экономическую  (повышение производства)

- Нравственную (создание психологического климата)

- Социальную (формирование  доходов)

Принципы  стимулирования:

1) Комплексность  (оптимальное сочетание всех видов)

2) Индивидуальный  подход

3) Понятность

4) Ощутимость

5) Постоянный  поиск новых методов

Экономические стимулы связаны с дополнительными  выгодами, которые люди получают в  результате выполнения предъявленных  требований.

Выгоды  могут быть:

- Прямыми (денежный доход)

- Косвенными (облегчающие  получение прямых)

К не экономическим  относят организации с морально-психологическими способами стимулирования.

Теории  мотивации:

- В управленческой  науке не существует общепринятой  теории мотивации.

- Мотивация,  как объект научных объектов включает в себя много аспектов:

1) Философский

2) Педагогический

3) Психологический

4) Физиологический

5) Культурологический

6) Социологический

Процесс мотивации  сам по себе является сложным. Он зависит  от большого количества равных по характеру и аспектам проявлений факторов, как внешней, так и внутренней среды организации.

Учесть и описать  их в рамках одной теории мотивации  пока не удалось.

Теории  и подходы мотивации:

- Теория психоанализа

- Содержательная  теория

- Процессуальная  теория

- Теория научения

Теории психоанализа утверждают, что определяющими факторами  являются психические процессы сознания и подсознания деятельности человека.

Теория Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эриха Фрома  и теория Юнга (или Юлга).

 

Теория научения считает, что для достижения эффективности мотивирования следует воздействовать на такие элементы процесса мотивации как инстинкт и безусловные рефлексы.

Теория Павлова, Уотсона, Скинера, Курта Левина.

 
 

Существуют  два подхода к  изучению теорий мотивации - содержательный и процессуальный

 

Характеристика

 
 

Содержательный  подход                

Предполагает, что необходимо определять те внутренние потребности, который заставляет индивида действовать определённым образом. Содержательные теории полностью концентрируются на анализе факторов лежащих в основе мотивации и совсем не уделяют внимание самому процессу мотивации и делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде.

Процессуальный  подход

 

Не касается содержания мотивации и заключается в изучении поведении людей. Восприятия ими тех или иных действий, событий базирующихся на личном опыте, познания окружающей действительности. Раскрывают, при каких условиях, и каким образом это становится возможным.

 

_____________________________________________________________________________________

 
 
 
 

Теории

 
 

Содержательный  подход                

Теория иерархии потребностей Маслоу.

Теория E R G Клейтона Альдерфера.

Теория приобретенных  потребностей Мак Клеланда.

Двух факторная  теория Герсберга.

Концепция мотивации  Мадсена.

 

Процессуальный  подход

Теория человеческих отношений Лайкерта.

Теория ожидания Врума.

Теория Равенства  Адамса

Модель мотивации  Портера-Лоулера.

Теория постановки целей Лока.

Концепция партисипативного управления Оучи

 

_____________________________________________________________________________________

Координация как функция менеджмента.

 

Координация совместное приведение в порядок, упорядочивание действий различных частей управляемой системы.

 

Координировать значит, прежде всего, согласовывать все процессы на предприятии таким образом, что бы облегчить их функционирование и достижение успеха.

Информация о работе Основы менеджмента. Лекции