Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций
Понятие и особенности организации как функции менеджмента.
+ Стабильность.
+ Специализация и компетентность.
+ Быстрое решение простых проблем находящееся в компетенции одной функциональной службы.
+ Существенное снижение
нагрузки на руководителей в
связи привлечение
+ Возможность стандартизации
и форматизации производств
- Слабые горизонт
связи и взаимодействия
- Проблематичность информационного обеспечения в процессе управления.
- Возможность чрезмерно
разбухания функциональных
- Отсутствие необходимой ответственности функциональных подразделений на конечном этапе реализации подготовленных ими рекомендаций и решений.
- Ограниченная адаптивность структуры к изменениям среды.
Линейно функциональные структуры ориентированы на действующие технологии и на сложившийся рынок. Такая структура достаточно эффективна в условиях относительно стабильного функционирования предприятия. Она позволяет рационально распределить управленческие обязанности по уровням управления в соответствии со структурой целей.
Дивизиональные структуры управления.
Рук. Филиала 1 – Штаб
Рук. Филиала 2 – Штаб
Починенные.
В дивизиональных структурах в отличии от линейно-функциональных все штабные функции или их часть, передаются производственным звеньям.
+ Ориентация на конечный результат.
+ Оперативность решения
сложность межфункциональных
+ Адаптивность к внешней среде.
+ Ориентация на новые рынки и технологии.
- Увеличение числа ступеней управления.
- Возможность противоречия интересов производственных единиц.
- Дополнительные
издержки возникающие в
Применение этой структуры целесообразно при обширной и быстро меняющейся номенклатуре продукции или услуг. При существенных различиях в запросах потребителей, условиях и технологии их обслуживания.
Матричные структуры управления.
Являются одним из широко распространенных видах в программно-целевых структур. Обычно применяются в организациях ведущих работу одновременно по нескольким программам (направления).
Управление фирмой
Менеджеры по изделиям
Изделие А
Изделие Б
Изделие В
Характерным для таких структур является двойное подчинение исполнителей функциональному руководителю и руководителю проекта. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Выбор конкретного варианта полномочий определяется тем, какие права ему делегирует руководство предприятия.
Мотивация.
Понятие и виды.
Процесс мотивации и его элементы.
Мотив – это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации.
- Это совокупность
мотивов деятельности и
Создана ситуация при которой решая общие задачи и цели он тем самым удовлетворяет свои потребности сознательно выбирая тот или иной тип поведения.
В процессе мотивации
подчинённый выступает как
- В 1-ом случае (вынужден / принуждён) человек побуждаем к деятельности за счёт внешнего воздействия (стимулирование).
- Во 2-ом случае
это побуждение подчинённым
Стимулы (Stimulus) – Это блага, возможности и прочие находящиеся вне субъекта с помощью которых он может удовлетворять свои потребности, если это не требует осуществления невозможных действий.
Человека побуждать к активным действиям и к труду необходимо удовлетворяя различные потребности.
Потребность – внутреннее состояние человека отражающий физиологический или психологический дефицит. Отсутствие чего либо, вызывает состояние дискомфорта.
Дискомфорт вызывает влияние на чувства и мышление людей.
Потребность нельзя увидеть или измерить. Об их существовании окружающие могут узнать лишь по поведению людей и в определённой ситуации.
Кроме того следует иметь ввиду, что в определённый момент доминирует какая-то одна потребность. Деятельность человека стимулируется не только ею, но и другими потребностями, которые порой трудно идентифицировать.
Потребность отображает объективную нужду, но они возникают и в результате воспитания.
Таким образом, потребности могут быть врождёнными и приобретенными.
При осознании потребности человек хочет их удовлетворить, значит, появляется интерес к тому, что позволит это сделать.
Таким образом причины того или иного типа поведения людей упираются в конечном счёте в их интересы.
Однако наличие интересов недостаточно, что бы люди стали действовать.
Для того что бы потребность заработала нужны мотивы, стремление, побуждение людей к активным действиям.
Речь идёт о желании человека обладать чем-то или наоборот избежать такого обладания.
Для успешного руководства подчинёнными руководителю необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитее желательных; ослабление нежелательных) а так же возможные результаты таких усилий.
Стимулирование представляет собой процесс стимулов, который призван стимулировать повиновение человека, либо стимулировать целенаправленность его поведения.
Это достигается путём ограничения или наоборот улучшения возможностей и удовлетворений; влияние стимулов, чем сильнее, тем больше человек нуждается в соответствующих благах.
Поскольку стимулы воздействуют на сознание человека – то это сознание является предметом манипуляции со стороны.
Стимулирование выполняет следующие функции:
- Экономическую (повышение производства)
- Нравственную
(создание психологического
- Социальную (формирование доходов)
Принципы стимулирования:
1) Комплексность
(оптимальное сочетание всех
2) Индивидуальный подход
3) Понятность
4) Ощутимость
5) Постоянный поиск новых методов
Экономические
стимулы связаны с
Выгоды могут быть:
- Прямыми (денежный доход)
- Косвенными (облегчающие получение прямых)
К не экономическим
относят организации с
Теории мотивации:
- В управленческой
науке не существует
- Мотивация, как объект научных объектов включает в себя много аспектов:
1) Философский
2) Педагогический
3) Психологический
4) Физиологический
5) Культурологический
6) Социологический
Процесс мотивации сам по себе является сложным. Он зависит от большого количества равных по характеру и аспектам проявлений факторов, как внешней, так и внутренней среды организации.
Учесть и описать их в рамках одной теории мотивации пока не удалось.
Теории и подходы мотивации:
- Теория психоанализа
- Содержательная теория
- Процессуальная теория
- Теория научения
Теории психоанализа утверждают, что определяющими факторами являются психические процессы сознания и подсознания деятельности человека.
Теория Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эриха Фрома и теория Юнга (или Юлга).
Теория научения считает, что для достижения эффективности мотивирования следует воздействовать на такие элементы процесса мотивации как инстинкт и безусловные рефлексы.
Теория Павлова, Уотсона, Скинера, Курта Левина.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации - содержательный и процессуальный
Характеристика
Содержательный подход
Предполагает, что необходимо определять те внутренние потребности, который заставляет индивида действовать определённым образом. Содержательные теории полностью концентрируются на анализе факторов лежащих в основе мотивации и совсем не уделяют внимание самому процессу мотивации и делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде.
Процессуальный подход
Не касается содержания мотивации и заключается в изучении поведении людей. Восприятия ими тех или иных действий, событий базирующихся на личном опыте, познания окружающей действительности. Раскрывают, при каких условиях, и каким образом это становится возможным.
______________________________
Теории
Содержательный подход
Теория иерархии потребностей Маслоу.
Теория E R G Клейтона Альдерфера.
Теория приобретенных потребностей Мак Клеланда.
Двух факторная теория Герсберга.
Концепция мотивации Мадсена.
Процессуальный подход
Теория человеческих отношений Лайкерта.
Теория ожидания Врума.
Теория Равенства Адамса
Модель мотивации Портера-Лоулера.
Теория постановки целей Лока.
Концепция партисипативного управления Оучи
______________________________
Координация как функция менеджмента.
Координация – совместное приведение в порядок, упорядочивание действий различных частей управляемой системы.
Координировать значит, прежде всего, согласовывать все процессы на предприятии таким образом, что бы облегчить их функционирование и достижение успеха.