Основы менеджмента. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций

Описание работы

Понятие и особенности организации как функции менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Для того что бы организовать рабочую группу до уровня сплочённой команды следует проанализировать работу данной группы с различных точек зрения каждая из которых должна быть учтена при консультировании и создании тренинговых программ для менеджеров.

Тема групповой  динамики одна из самых актуальных в практике персонал менеджмента любого предприятия, поскольку любое предприятие обязательно имеет в своём составе различные группы. При этом любое предприятие это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем руководителя. Вместе с тем предприятие это учреждение где сотрудники члены предприятия строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих взаимоотношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность деятельности предприятия в целом.

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости в взаимовлияния в целях удовлетворения как личных так и групповых интересов и потребностей. Внешние и внутренние причины оказывают влияние на изменение происходящие в группе. Изменения могут быть различного масштаба. Если рассматривать деятельность группы с точки зрения динамики, то она представляет собой чередование состояние равновесия и его равновесия. Характер групповой динамики существенно зависит от эмоционального состояния группы. Действительно, каждый участник группы узнаёт непосредственно о других, как он влияет на жизнь группы, а так же сам испытывает влияние со стороны её членов. Этот опыт способствуют изменению социального поведения и лучшему пониманию условий жизни группы. Вместе с тем деятельность группы находится в зависимости от качества и объёма взаимовлияний, взаимоотношений членов группы. Кроме того каждая группа имеет свою динамику.

На работу группы особое влияние оказывают следующие  факторы:

- Мотивация

- Структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и её подгрупп)

- Ощущение принадлежности (не принадлежности в группе)

- Представление о  цели группы (чёткое и не чёткое)

- Ответственность  за результаты работы

- Свобода деятельности, как условие успеха группы

Следует учитывать, что моральная атмосфера в  группе и способ управления должны способствовать успешной деятельности группы. По свидетельству управленческой практики групповые решения лучше, чем единоличные, поскольку рационально  направленная энергия группы всегда больше чем энергия одного человека.

 

Механизм  подгрупповой динамики

 

Существует несколько  подходов к описанию психологических  особенностей взаимодействий субъектов  группы

- Одна из моделей  работа разработана Вудканом  и Френсисом:

1. «Притирка». Члены  группы присматриваются друг  к другу. Определяется степень  личной заинтересованности в  том, что бы работать в этой  группе. Личные чувства и переживания  либо маскируются, либо скрываются. Практически отсутствует искренняя заинтересованность при обсуждении целей и методов работы. Члены группы не интересуются коллегами, творческая и воодушевлённая коллективная работа практически отсутствует.

2. «Ближний бой». Период борьбы и переворотов открыто оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, разногласия выражаются открыто. Личные отношения приобретают всё большее значение, всё более проявляются сильные и слабые стороны отдельных членов группы. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремиться наладить эффективные взаимоотношения.

3. «Экспериментирование».  Члены группы осознают свой  потенциал, который в целом  возрастает. Всё более актуальной  становится проблема эффективного  использования способностей и  ресурсов группы. Возникает интерес к тому, что позволяет работать лучше. Пересматриваются методы работы. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

4. «Эффективность».  Группа приобретает опыт успешного  решения проблем и использования ресурсов. Работники гордится принадлежностью к команде. Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут постепенно делегироваться разным членам группы в зависимости от конкретной задачи.

5. «Зрелость». Группа функционирует как коллектив сплоченный вокруг  хорошо осознаваемых всеми общих реальных целей, в которые конвергированы цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы, сотрудники оцениваются по достоинствам, а не по их претензиям, отношение носят не формальный психологически комфортный характер, личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения.

Группа демонстрирует  отличные результаты и устанавливает  высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений. Интересную модель эмоциональной динамики группообразования предложил И.П. Волков.

По его мнению, структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.

1. Фаза первичного  восприятия - формирование первого  впечатления о членах группы.

2. Фаза сближения.  Формирование оценки и самооценки  и установки на совместное  действие.

3. Фаза совместного  действия. Принятие межличностных  ролей и определения социального статуса в процессе общения.

4. Фаза «Сцепления».  Укрепление чувство общности, чувство  «Мы», формирование психологически  комфортных норм общения и  включение механизма взаимовлияния.

Финские психологи  предложили свою оригинальную конструкцию описывающую поведение групп.

По их мнению стадии развития группы.

1. Формирование новой  группы, Индивиды ищут свои роли.

2. Приобретение навыков,  выяснение форм деятельности.

3. упрочение групповой  работы. Участники начинают действовать  как группа.

4. Разделение на  Клики. Клитиканы находят друг  друга.

5. Внутренняя гармония. Счастливая семья любой ценой.

6. Дробление. Критическая  стадия, на которой рушится притворное  равновесие.

7. Идеальная группа. Гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.

Существуют и другие модели групповой динамики. Многие из них отражают  особенности  самой группы. Например специально создаваемые группы, (в том числе  и с помощью психологического отбора) для работы  экстремальных условиях, либо в условиях социальной изоляции(экспедиции). В этом случае различают следующие стадии развития группы.

1. Период ознакомления. Относительно кратковременный, даже  при интернациональном составе  группы. Наблюдается повышенный  интерес друг к другу. Сдержанность и корректность поведения.

2. Фаза дискуссий.  Достаточно продолжительная, члены  группы интенсивно общаются, выясняю  позиции друг друга по значимым  вопросам.

4. Фаза ролевой  ориентации. Завершается формирование  группы в целостную систему, обладающую определенными социально-психологическими характеристиками.

Деструктивные процессы, которые не редки в группе, обычно не продолжительны и достаточно жестко пресекаются извне. Существенный интерес  представляет изучение динамики не формальной группы и ее использования в сфере управления. Следует учесть, что реальное управление неформальной группой, возможно при условии, что субъект управления имеет точную информацию о наличии такой группы и ее структуре.  Получить точную информацию помогает групповая социометрия. При этом, исходя из особенностей группы, моделируются обстоятельства, побуждающие членов группы выбирать в партнеры других участников группы. Партнер выбирается как для эмоционального общения, так и для группового взаимодействия. Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный реальным положительным или отрицательным выбором, а также предполагаемым положительным или отрицательным выбором. Анализ высказываний дает полезную информацию о кол-ве предпочтений или отрицаний получены каждым членов группы, о количестве взаимных предпочтений и отрицаний, количестве оправдавшихся предположений о выборе со стороны других лиц. В конечном счете, социометрия позволяет выделить лидеров в группе, отвергнутых,  микрогруппы и т.д. Социометрию можно проводить и с учетом мотивов выборов, что существенно повысить качество анализа дифференциации группы. Следует отметить, что существующие в рамках организации неформальные группы, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей, и безразлично (индифферентно) относится к ней

 

Современная система взглядов на менеджмент.

 

Проблема  хаоса и сложности  в современной  науке.

 

Важным шагом в  развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса. В частности изданная в 1987 году широко известная на западе книга Джеймса Глика. Хаос становление современной науки, оказала существенное влияние на развитие метеорологии как, естественных так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории менеджмента. Вопросы изучения и решения проблемы хаоса актуальны и для развития экономики России, стран бывшего СССР и Восточной Европы. Темп, глубина и всеохваченность изменений происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества. Согласно Глику основным катализатором теории хаоса, были исследования ученого метеоролога Эдварда Лоренса. В начале 60 годов прошлого столетия Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество, раз цифры которые отображали начальное состояние некоторых параметров атмосферы, Лоренс в результате создал рисунок погоды. Как большинство ученых он считал, что небольшое изменение в начальных условиях, которое он заложил в программу компьютера, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению он обнаружил, что даже мельчайшие изменения в начальных условиях, могли вызвать  потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса. Такое влияние бросало вызов, как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и обнаружили идентичные явления. То, что оказалось верным для погоды и других физических систем, в равной степени оказалось верным и для экономических систем, как макро, так и микро уровня. Понимание того что небольшие изменения в начальных условиях могут привести к радикальным изменениям в поведении всей системы, существенно изменило виденье учеными окружающего мира.

Второй вывод из теории хаоса заключается в следующем. Не смотря на кажущееся случайным  поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно  предугадать. Ведь такие системы  не перестают существовать, и определенные пути развития этих систем возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. Так если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая погода будет в конкретный день, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды. Другими словами странные, привлекающие пути позволяют ученым определить  в пределах широких статистических параметров, что ,по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно ,когда система это совершит. Причинно - следственная точность традиционной физика была заменена статистической оценкой вероятности. Кроме того тот способ по которому ученые определяют предсказываемые рисунки в системе поведения стал абсолютно другим. Вместо того чтобы пытаться разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой части в отдельности. Многие ученые должны были научиться, более холестическому  (целостному) подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы, вместо того чтобы объяснить, как порядок вписывается в части этой системы. Сейчас делается упор на то, каким образом порядок является результатом взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик области управления Лютер Гьюлик в середине 60 годов прошлого столетия писал по этому поводу:

Что, во-первых, люди не так просты как машины, во вторых менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где  действует так много социальных факторов, что их сложно просто выявить, не говоря о том, чтобы измерить их величину и значимость. И наконец, в третьих бесчисленные факторы внешней среды. Поэтому теорию управления и результаты научных исследований  следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты, которые помогают менеджеру предсказать, что по всей вероятности может случиться, помогая тем самым принимать более правильные решения.

Осмысление систем - способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных  систем с течением времени и именно эти взаимосвязи должны давать возможность видеть целостность системы.  Например, после нескольких лет потрясающего успеха, продукция компании внезапно теряет интерес у потребителя. Стараясь удержаться, старшие менеджеры нанимают большее число торговцев и безуспешно пытаются продать более число продукции. Продажи, на какое - то время увеличились. Далее наступает период, когда спрос на продукцию то повышается, то понижается. Что в конечном итоге привело фирму к банкротству. Изучая этот случай, специалисты изучают источник падения фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые закономерности обратной связи.

Менеджеры фирмы  в силу озабоченности ростом продаж и величиной сбыта не смогли сосредоточиться  на своевременном и реальном решении  проблемы, расширении производственных мощностей для контроля времени поставок. Т.о. существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются прототипами систем. В определенном смысле это организации  эквиваленты странным привлекающим теориям хаоса. То есть основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно. Решающей концепцией в теории систем является система рычагов. Т.е идея о том, что небольшие и непродуманные действия могут вызвать большие долгожданные изменения.

 

Интеграция  новых подходов к  менеджменту.

Возникновение управленческой науки базировалось на использовании  концепции и методов разработанных  для других дисциплин. Более того в процессе развития происходит взаимодополнение,  взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положении других дисциплин в методологические основы современного менеджмента. Теория и практика менеджмента в результате развития выработала собственную систему взглядов на принципы построения формы и способы научного познания. фундаментальные работы по теории систем, по теории хаоса и сложности оказали влияния и на теорию управления.  Наука 19 столетия учила разбивать мир на фрагменты делить мир на части, чтобы лучше осуществлять контроль над ними. Альтернативой к этому является  рассмотрение организации, как живого организма для этого требуется холестический целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса, то есть необходимость рассматривать поведение системы в целом. Живые организмы это интеграция и их характер зависит от целого. То же самое верно и в отношении организации. А именно чтобы понять наиболее важные понятия требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы. Таким образом теория систем обеспечила систему управления основой  для интеграции концепции ,разработанных и предложенных ранними школами, концепциями новых теорий в том числе теориями хаоса и систем.

Информация о работе Основы менеджмента. Лекции