Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций
Понятие и особенности организации как функции менеджмента.
Система интеграции новых подходов
1. Применение системного
подхода в управлении. Фундаментальным
открытием, лежащим в основе
всей науки об управлении, является
представление предприятия как
системы, частями которой
2. Применение
ситуационного подхода к
3. Новая роль управления нововведения (интеграция, интернационализация). Нововведения – одна из главных узловых проблем менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули вперёд те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты НТР. Нововведения становятся повседневным введением, при этом проблема нововведения ставится широко. Это не только новая техника и технология, но и другие нововведения: экономические, организационные и управленческие. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление нововведениями.
Интеграция сегодня
имеет широкое толкование: это
не только интеграция управления, но и
хозяйственных и
Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных общими ценностями. В условии быстрых перемен, управление, опирающееся на пассивных работников, будет отставать, в отличие от управления которому удалось мобилизовать активных работников и заставить их думать о методах повышения производительности.
Интернационализация – речь идет о процессах, которые носят объективных характер, что выражается в росте числа международных корпораций и появлении союзов типа общего рынка и СНГ. Сама по себе эта тенденция международного разделения труда глубоко перспективна, она ориентирована на обеспечение максимального роста производительности труда международных компаний.
В ряде случаев, пока этот процесс развивается не, сколько как объект сотрудничества, сколько как объект конкуренции, в том числе и в рамках СНГ.
Большое внимание должно быть уделено в области управления.
Нововведения, интеграция, интернационализация, долгосрочное планирование и системный подход, личность и организация, современные технологии и управление – это действительно основные проблемы, которые сегодня стоят перед менеджментом.
Признание социальной
ответственности менеджмента
Признание такой
ответственности объясняется
Согласно наиболее распространённой точки зрения организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население среди которого проходит деятельность данной организации. Кроме того организация обязана вносить определённый вклад в решение социальных проблем в целом. Всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации поэтому должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на блага и совершенствования общества. Они должны ответственно действовать в таких сферах как: образование, защита окружающей среды, здравоохранение, безопасность, культура, спорт и прочее.
Социальные ожидания в отношении бизнеса динамично развиваются именно в направлении оклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Только соединение усилий организаций с общественностью и благотворительными учреждениями позволят разрешить те проблемы тех областей, районов и регионов в которых они функционируют.
Современная наука
об управлении делает упор на хаос и
сложность окружающего мира. Мир
в котором существует большинство
сегодняшних руководителей
Формирование теории
хаоса и сложности, применение её
в системе управления сложными системами
является перспективным направлением
в повышении эффективности
Эффективность управления
Понятие эффективность предполагает сопоставления затрат и результатов. Повысить эффективность значит с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты. Очевидно, что управление эффективно постольку и в той степени, поскольку и в какой мере оно способствует осуществлении миссии организации.
Общеизвестно, что эффективность производственно хозяйственной деятельность во многом определяется уровнем организаторской работы. То есть эффективность работы аппарата, цехом, предприятием, отраслью, экономикой в целом.
Повышение эффективности управления зависят от ряда факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам:
1. Организационные факторы. Чёткое рациональное разделение труд, трудовая дисциплина.
2. Экономические факторы включают в систему материального поощрения и материальной ответственности.
3. Технические факторы.
Характеризуются
4. Физиологические
факторы – санитарно-
5. Социално-психологические
факторы – охватывают
По форме воздействия различают факторы:
1. Прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на эффективность управленческого труда. К их числу обычно относят: организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подбора и расстановки кадров в аппарате управления и т.д.
Факторы косвенного воздействия – оказывают опосредованное влияние на работу организации – это психологический климат коллектива, стиль управления.
По продолжительности воздействия:
1. Кратковременные и длительные.
Кратковременные воздействия могут вызвать
Большинство же факторов имеют длительное воздействие. Например, психологический климат, стиль управления и прочее.
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат. Чаще всего результатом управления считают производственный результат, который предстаёт в виде продукта или услуги реализованного на рынке. Очевидно, что любой продукт содержит овеществлённый труд персонала управления. Но какова его часть и как её измерить.
Всегда ли целью управления является только производство только продукции или услуги.
Это очень важные
вопросы для понимания
Непосредственный результат управления характеризуется комплексом показателей. А именно темпы прироста производительности, качество, ритмичность работы, инновационность, целеустремлённость (стратегичность), профессионализм. Если исходить из того что управление представляет собой согласование деятельности членов организации по достижению общей цели то что может характеризовать его непосредственный результат как показатели не согласованности работы. При этом возникает проблема измерения этих показателей.
Для того что бы обеспечить
необходимую эффективность
Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный конечный.
Непосредственным результатом управления или действий менеджера является управленческое решение, но этот результат трудно оценить и выделить в качестве некого показателя. Если вспомнить что управление согласует совместную деятельность людей в соответствии с общей целью то в качестве непосредственного результата управления степень согласованности действий, которая включает не только организацию совместных деятельности но и социално-психологическую атмосферу, экономию времени, профессионализм. Данные факторы можно оценивать при помощи тестирования и рассматривать как непосредственный результат управленческой деятельности.
Итак, главным итог
эффективности менеджмента
Вопросы оценки эффективности менеджмента являются центральными в менеджменте. Поскольку цели каждой конкретной организации весьма различны, то цель менеджмента организации в повышении его эффективности. Главное в эффективном менеджменте – эффективный бизнес. Поэтому эффективным бизнесом является такой бизнес, в котором доходы явно превышают доходы при доступной степени риска. Доказано, что в бизнесе важен, прежде всего, клиент, а не продукция или услуги, не имидж производителя или корпорации не компании или фирмы не основателя или владельца. Следовательно, эффективный бизнес должен оцениваться, так как товар или услуги оцениваются клиентами. Бизнес эффективен и устойчив только тогда когда его осуществляют профессионалы в области менеджмента. Менеджеры профессионалы должны опираться на опробованные и успешные технологии руководства, освоение которых позволяет привлекать новые и модернизировать отработанные.
Для успешного менеджера должны стать нормой постоянное стремление к самосовершенствованию и совершенствованию процесса управления фирмой. Глубокое понимание сути бизнеса, которым он занимается. Работа на конечный результат в условиях ограниченности ресурсов и непредсказуемости внешней среды, овладение современными социально-экономическими и психологическими методами управления, и умения реализовать эти знания.
Ещё труднее сформулировать из-за непредсказуемости внешней среды требования менеджера будущего. Тем не менее, менеджер 21 века это лидер. А успешный менеджер должен ещё и уметь рисковать, легко переносить перегрузки, быть динамичным и уметь руководить и добиваться успеха в экстремальных (критических) ситуациях, уметь управлять организационными изменениями.