Основы менеджмента. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:29, курс лекций

Описание работы

Понятие и особенности организации как функции менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Система интеграции новых подходов

 
 

 
 
 

1. Применение системного  подхода в управлении. Фундаментальным  открытием, лежащим в основе  всей науки об управлении, является  представление предприятия как  системы, частями которой являются  люди. Любую подлинную систему механическую, биологическую или человеческую характеризует взаимозависимость. Вся система необязательно улучшается, если одна её функция или часть совершенствуется становиться более эффективной. Эффект может быть обратным. В некоторых случаях, что бы усилить систему следует ослабить её часть, сделать её менее точной или эффективной. В любой системе важна работа целого. Это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредотачивают внимание только на одном, каком-то важном элементе не рассматривая эффективность управления как результирующую, зависящую от многих факторов. В этом принципиальное отличии современного подхода к управлении. Таким образом, системный подход это ни есть набор каких-то руководств каких-то принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2.  Применение  ситуационного подхода к управлению. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – то есть конкретный набор переменных (обстоятельств) существенно влияющих на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуации, в которой в данное  время находится предприятие или учреждение. Меняется ситуация, меняются конкретные ситуации, меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3.  Новая роль  управления нововведения (интеграция, интернационализация). Нововведения – одна из главных узловых проблем менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули вперёд те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты НТР. Нововведения становятся повседневным введением, при этом проблема нововведения ставится широко. Это не только новая техника и технология, но и другие нововведения: экономические, организационные и управленческие. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление нововведениями.

Интеграция сегодня  имеет широкое толкование: это  не только интеграция управления, но и  хозяйственных и исследовательских  организаций. Она включает в себя объединение, согласование, производство и социальное развитие интеграции организации и личности, также одно из направлений интеграции.

Фирма рассматривается  как живой организм, состоящий  из людей, объединенных общими ценностями. В условии быстрых перемен, управление, опирающееся на пассивных работников, будет отставать, в отличие от управления которому удалось мобилизовать активных работников и заставить их думать о методах повышения производительности.

Интернационализация – речь идет о процессах, которые  носят объективных характер, что выражается в росте числа международных корпораций и появлении союзов типа общего рынка и СНГ. Сама по себе эта тенденция международного разделения труда глубоко перспективна, она ориентирована на обеспечение максимального роста производительности труда международных компаний.

В ряде случаев, пока этот процесс развивается не, сколько  как объект сотрудничества, сколько  как объект конкуренции, в том  числе и в рамках СНГ.

Большое внимание должно быть уделено в области управления.

Нововведения, интеграция, интернационализация, долгосрочное планирование и системный подход, личность и организация, современные технологии и управление – это действительно основные проблемы, которые сегодня стоят перед менеджментом.

 

Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.

Признание такой  ответственности объясняется тем, что именно менеджмент создаёт экономическое  и социальное развитие общества. Именно это обстоятельство позволяет считать  менеджмент крупнейшеё социальной инновацией обеспечивающий быстрый переход некоторых слаборазвитых стран на передовые позиции в мире.

 

Согласно наиболее распространённой точки зрения организация  в дополнение к ответственности  экономического характера обязана  учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население среди которого проходит деятельность данной организации. Кроме того организация обязана вносить определённый вклад в решение социальных проблем в целом. Всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации поэтому должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на блага и совершенствования общества. Они должны ответственно действовать в таких сферах как: образование, защита окружающей среды, здравоохранение, безопасность, культура, спорт и прочее.

 

Социальные ожидания в отношении бизнеса динамично  развиваются именно в направлении  оклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Только соединение усилий организаций с общественностью  и благотворительными учреждениями позволят разрешить те проблемы тех областей, районов и регионов в которых они функционируют.

 

Современная наука  об управлении делает упор на хаос и  сложность окружающего мира. Мир  в котором существует большинство  сегодняшних руководителей часто  оказывается непредсказуемым не понятным и не контролируемым. Сегодня учёные создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределённостью и быстрыми изменениями, а именно в этом заключается возможность диалога между практикой управления и наукой успешного использования достижений современной науки в практике.

 

Формирование теории хаоса и сложности, применение её в системе управления сложными системами  является перспективным направлением в повышении эффективности работы организации.

 

Эффективность управления

 
 

Понятие эффективность  предполагает сопоставления затрат и результатов. Повысить эффективность  значит с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты. Очевидно, что управление эффективно постольку  и в той степени, поскольку  и в какой мере оно способствует осуществлении миссии организации.

 

Общеизвестно, что  эффективность производственно  хозяйственной деятельность во многом определяется уровнем организаторской  работы. То есть эффективность работы аппарата, цехом, предприятием, отраслью, экономикой в целом.

 

Повышение эффективности  управления зависят от ряда факторов, которые могут быть систематизированы  по различным признакам:

1. Организационные  факторы. Чёткое рациональное  разделение труд, трудовая дисциплина.

2. Экономические  факторы включают в систему материального поощрения и материальной ответственности.

3. Технические факторы.  Характеризуются механовооружённостью  управленческого труда. Степенью  использования техники, технической  культуры.

4. Физиологические  факторы – санитарно-гигиенические условия труда.

5. Социално-психологические  факторы – охватывают межличностные  отношения. Систему моральных  мотиваций, авторитет руководителя…

По форме воздействия  различают факторы:

1. Прямого и косвенного  воздействия.

Факторы прямого  воздействия непосредственно влияют на эффективность управленческого труда. К их числу обычно относят: организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подбора и расстановки кадров в аппарате управления и т.д.

Факторы косвенного воздействия – оказывают опосредованное влияние на работу организации – это психологический климат коллектива, стиль управления.

По продолжительности  воздействия:

 

1. Кратковременные  и длительные.

 

Кратковременные воздействия  могут вызвать 

Большинство же факторов имеют длительное воздействие. Например, психологический климат, стиль управления и прочее.

 

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно  оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат. Чаще всего результатом управления считают производственный результат, который предстаёт в виде продукта или услуги реализованного на рынке. Очевидно, что любой продукт содержит овеществлённый труд персонала управления. Но какова его часть и как её измерить.

 

Всегда ли целью  управления является только производство только продукции или услуги.

 

Это очень важные вопросы для понимания эффективности  управления. Следует отметить, что  и результат может быть различным. Существует конечный результат, в котором  управление проявляется лишь опосредовано и непосредственный результат.

 

Непосредственный  результат управления характеризуется  комплексом показателей. А именно темпы  прироста производительности, качество, ритмичность работы, инновационность, целеустремлённость (стратегичность), профессионализм. Если исходить из того что управление представляет собой согласование деятельности членов организации по достижению общей цели то что может характеризовать его непосредственный результат как показатели не согласованности работы. При этом возникает проблема измерения этих показателей.

 

Для того что бы обеспечить необходимую эффективность управления её следует сначала оценить. Оценка вносит определённость, указывает на тенденции, позволяет делать анализ управления по критериям эффективности  и определять основные факторы, от которых зависит эффективность управления, опираясь на экономически показатели – величину ресурсов и итог производственной деятельности фирмы за определённый промежуток времени. Но в современных условиях назрела необходимость оценивать социально экономическую эффективность, которая является результатом управления и предполагает учёт социальных последствий фирмы (влияние экологических факторов или производственного продукта на качество жизни). Очень популярными в последнее время становятся оценки эффективности по критериям динамики развития фирмы, тенденциям производительности. В этом случаи в качестве результата управления рассматриваются темпы роста производительности, качество труда, инновационный потенциал фирмы.

 

Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный конечный.

Непосредственным  результатом управления или действий менеджера является управленческое решение, но этот результат трудно оценить  и выделить в качестве некого показателя. Если вспомнить что управление согласует совместную деятельность людей в соответствии с общей целью то в качестве непосредственного результата управления степень согласованности действий, которая включает не только организацию совместных деятельности но и социално-психологическую атмосферу, экономию времени, профессионализм. Данные факторы можно оценивать при помощи тестирования и рассматривать как непосредственный результат управленческой деятельности.

 

Итак, главным итог эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации. Следует отметить, что эффективность по отношению к организацию. Эффективность основной деятельности (производственной) то есть оценка того что делает организация. И эффективность системы управления организации. По сути, эффективность менеджмента.

 

Вопросы оценки эффективности  менеджмента являются центральными в менеджменте. Поскольку цели каждой конкретной организации весьма различны, то цель менеджмента организации  в повышении его эффективности. Главное в эффективном менеджменте – эффективный бизнес. Поэтому эффективным бизнесом является такой бизнес, в котором доходы явно превышают доходы при доступной степени риска. Доказано, что в бизнесе важен, прежде всего, клиент, а не продукция или услуги, не имидж производителя или корпорации не компании или фирмы не основателя или владельца. Следовательно, эффективный бизнес должен оцениваться, так как товар или услуги оцениваются клиентами. Бизнес эффективен и устойчив только тогда когда его осуществляют профессионалы в области менеджмента. Менеджеры профессионалы должны опираться на опробованные и успешные технологии руководства, освоение которых позволяет привлекать новые и модернизировать отработанные.

 

Для успешного менеджера  должны стать нормой постоянное стремление к самосовершенствованию и совершенствованию процесса  управления фирмой. Глубокое понимание сути бизнеса, которым он занимается. Работа на конечный результат в условиях ограниченности ресурсов и непредсказуемости внешней среды, овладение современными социально-экономическими и психологическими методами управления, и умения реализовать эти знания.

 

Ещё труднее сформулировать из-за непредсказуемости внешней  среды требования менеджера будущего. Тем не менее, менеджер 21 века это  лидер. А успешный менеджер должен ещё и уметь рисковать, легко переносить перегрузки, быть динамичным и уметь руководить и добиваться успеха в экстремальных (критических) ситуациях, уметь управлять организационными изменениями.

Информация о работе Основы менеджмента. Лекции