Лекция по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:53, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Основы менеджмента"

Работа содержит 1 файл

Лекции.docx

— 2.78 Мб (Скачать)

    КОНСПЕКТ  осн мен 2-я часть. Вопросы  5-8

 

К вопр 5. Функция регулирования

Регулирование это деятельность по поддержанию в динамической системе  управления организации заданных параметров. Это как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой. 
   Функция регулирования детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой выравниваются все отклонения состояния выхода системы от заданного значения этого состояния, т.е. от нормы.

 Рисунок сущность управленческого решения

 

             Функция регулирования реализуется  в управленческих решениях, осуществлении  координационных действий,  в контроле и коррекции.

Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание  от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный  управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор  альтернативы при решении проблемы. 
             Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

В технологическом смысле управленческое решение – это лучший вариант (лучшая альтернатива) действий по разрешению возникающих проблем.

            Разработка управленческих решений  - важный процесс, объединяющий  базовые функции управления, –  планирование, организацию, мотивацию и контроль . Собственно, решения, которые принимает администрация организации, определяют не только эффективность ее работы в данный момент, но также и перспективы развития в стремительно меняющемся мире рыночных отношений, вероятность адаптации внутренних управленческих процессов к требованиям социальной ответственности и этики современного управления. 

            Значимость процесса принятия  и разработки решений была  понята человечеством в начале  его осознанной коллективной деятельности. В ходе развития и усложнения социальных систем соответственно возрастала и роль управления. В дальнейшем возникла теория управления, которая получила свое дальнейшее развитие в теории принятия решений.  

 

Современная наука  об управлении, а вместе с ней  и теория принятия административных решений появилась после того, как возникли организации в настоящем их понимании.

Выделяют  следующие основные элементы, наличие  которых необходимо для принятия решения:

- наличие  сознательного выбора;

- ориентация  на одну или несколько целей;

- наличие  завершающего действия, т.е. решения.

Решение есть осознанный выбор из нескольких альтернатив достижения одной или  нескольких целей. Для принятия решения  характерен осознанный процесс выбора альтернативы.

Различают два основных направления развития теории принятия решений:

- эмпирически-реалистические  теории (дескриптивные) теории описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их целью является развитие гипотезы об отношениях отдельных людей или групп в процессе принятия решений, с помощью этих гипотез следует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций;

- нормативные теории стремятся показать, как должны рационально приниматься решения.

Различают две основные функции решений: фильтрующую  и связующую.

Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных вариантов дальнейшей деятельности только одного.

Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.

            К настоящему времени сложились  и используются следующие методы  принятия решений: метод исследования  операций, метод теории полезностей,  метод анализа иерархий, метод  принятия решений на основе  теории нечётких множества.

После окончательного выбора альтернативы происходит принятие и  утверждение управленческого решения  путем соответствующей организационно-распорядительной деятельности (подготовки, подписания приказа, его доведения до исполнителей).

После доведения приказа  до исполнителей осуществляется реализация решения, т.е. выполнение ответственными исполнителями всех указанных в приказе мероприятий. Все этапы выполнения решения контролируются руководством, а после реализации решения производится оценка результатов, анализ итогов проведенной работы и разработка рекомендаций для дальнейшей управленческой деятельности. На этапе оценки и анализа результатов могут применяться следующие методы анализа управленческих решений: 

         Ÿметод функционально-стоимостного анализа;

         Ÿ метод цепных подстановок;

         Ÿ метод причинно-следственного анализа, и др

     Реализуют принятые управленческие решения с помощью административного (директивного) метода, правового, экономического метода.

 

К вопросу 6. Условия неопределённости и риска

Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в  будущее, поэтому ЛПР в момент принятия решения часто не может  с абсолютной уверенностью знать, как  будут развиваться события, как  будет изменяться ситуация. Иными  словами, в момент принятия управленческого  решения значителен элемент неопределенности и риска.

             Неопределенность — это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла .

           Источниками неопределенности ожидаемых  условий в развитии предприятия  могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на: социально-политические, административно-законодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации.

           Решение принимается в условиях  неопределенности, когда невозможно  оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.

       Неопределенность  характерна для некоторых решений,  которые приходится принимать  в быстро меняющихся обстоятельствах.  Наивысшим потенциалом неопределенности  обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Однако на практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности.

       Сталкиваясь  с неопределенностью, руководитель  может использовать две основные  возможности. 

        AВо-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

       AВторая возможность – действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

       В ситуации риска можно, используя теорию вероятности, рассчитать вероятность того или иного изменения среды, в ситуации неопределенности значения вероятности получить нельзя.

Неопределенность проявляется  в невозможности определения  вероятности наступления различных  состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и  отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами.

       Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления .

      Как историческая  категория риск представляет  собой осознанную человеком возможную  опасность. Это свидетельствует  о том, что риск исторически  связан со всем ходом общественного  развития. Как экономическая категория  риск представляет собой событие,  которое может произойти или  не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

  • отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
  • нулевой;
  • положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

 

К вопр 7. Содержание и виды управленческих решений

Для менеджера принятие решений - это постоянная и весьма ответственная  работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность  принимать правильные решения. Так  как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально  имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:

üвыработку и постановку цели;

üизучение проблемы;

üвыбор и обоснование критериев эффективности;

ü оценка возможных последствий принимаемых решений;

üрассмотрение вариантов решений;

üвыбор и окончательное формулирование решения;

üпринятие решения;

üдоведение решений до исполнителей;

üконтроль за выполнением решений.

 В конечном итоге  управленческое решение представляется  как результат управленческой  деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Виды  управленческих решений. Их можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска и неопределенности.

Существуют и другие критерии классификации управленческих  решений:

tпо сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

tпо частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

tпо широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

tпо форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

tпо сложности: простые и сложные;

tпо жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес  представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом  и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения  можно разделить на две группы: 1) запрограммированные; 2) незапрограммированные.

В запрограммированном решении  число возможных альтернатив  ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения - это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне  не структурированы или сопряжены  с неизвестными факторами. К числу  незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути, процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Информация о работе Лекция по "Основам менеджмента"