Оценка инновационной сферы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
1.4. Тенденции развития технологии
2. Система показателей эффективности инновационной деятельности
2.1. Общая экономическая эффективность инноваций
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
2.3. Выход на рынок как результат нововведений
2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.
3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной деятельности
3.2. Характеристика современного научного потенциала
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России
3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 108.35 Кб (Скачать)

    Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая  финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

    Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта  для федерального, регионального  и местного бюджетов.

    Народнохозяйственная  экономическая эффективность, учитывающая  затраты и результаты, связанные  с реализацией проекта, выходящие  за пределы прямых финансовых интересов  участников инвестиционного проекта  и допускающие стоимостное измерение. 

    Показатели  эффективности инновационного процесса

 
 

 

 
 
 

Рисунок 5.1.

     Коммерческая  эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность  может рассчитываться как для  проекта в целом, так  и для отдельных участников с  учетом их вкладов по правилам. При  этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

     В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t): 

              Фi(t)  =  Пi(t)   -  Оi(t), 

               где  i = 1, 2, 3.

Приток  реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета) 

              Ф(t)  =  [П1(t)  -  О1(t)]  +  [П2(t)  -  О2(t)]  =  Ф1(t)  – Ф’(t)

Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления  проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или  местного) бюджета. Основным показателем  бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных  в проекте мер федеральной  и региональной поддержки, является бюджетный эффект.

     Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта 

              Bt  =  Dt  -  Pt

       Интегральный  бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).

       Показатели  народнохозяйственной экономической  эффективности отражают эффективность  проекта с точки зрения интересов  народного хозяйства в целом, также для участвующих в осуществлении  проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.

       При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне народного  хозяйства в состав результатов  проекта включаются (в стоимостном  выражении):

  • Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для  ЭВМ и тому подобное), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта
  • Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах
  • Прямые финансовые результаты
  • Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и тому подобное

Необходимо  учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних  организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также  затраты на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных  ресурсов и имущества от возможных  аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не  поддающиеся стоимостной  оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности  и учитываются при принятии решения  о реализации и/или о государственной  поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления  проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.  

Поэтому не включаются в расчет:

  • затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;
  • амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками;
  • все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических  результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
  • проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
  • затраты иностранных участников;
  • основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов;
  • остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;
  • арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.
 

    При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта  включаются:

  • региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этим же или другими участниками проекта организациями региона (отрасли);
  • социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в организациях отрасли)
  • косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).

     В состав затрат при этом включаются только затраты организаций - участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одинаковых затрат и без  учета затрат одних участников в  составе результатов других участников.

     При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне организации  в состав результатов проекта  включаются:

  • производственные результаты;
  • выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды социальные результаты в части,  относящейся к работникам организации и членам их семей.

     В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие  затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается  одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств  и текущих затрат на их амортизацию). 

     Принятие  решений по инвестированию осложняется  различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта,    множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное  Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.

Принятие  решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании  различных формализованных и  неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для  всех случаев жизни, не существует.

2.1.1. Интегральный эффект

Интегральный  эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

,                                      (1)

где

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

at – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный  эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный  эффект.

2.1.2. Индекс рентабельности  инноваций.

Рассмотренный нами метод дисконтирования –  метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать  направления вложения средств в  инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для  организаций, находящихся на подчиненном  положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный  бюджет, где суммарная величина возможных  инвестиций в инновации определена однозначно.

    В таких ситуациях рекомендуется  проводить ранжирование всех имеющихся  вариантов инноваций в порядке  убывающей рентабельности.

    В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности JR. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

    Индекс  рентабельности представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным  расходам.

    Расчет  индекса рентабельности ведется  по формуле:

,                                            (2)

где

JR – индекс рентабельности

Дj – доход в периоде j

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

    Приведенная формула отражает в числителе  величину доходов, приведенных к  моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

    Или иначе можно сказать – здесь  сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

    Индекс  рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности J> 1, и наоборот. При J> 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае J< 1 – неэффективен.

Предпочтение  в условиях жесткого дефицита средств  должно отдаваться тем инновационным  решениям, для которых наиболее высок  индекс рентабельности.

2.1.3. Норма рентабельности

    Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

Информация о работе Оценка инновационной сферы в РФ