Оценка инновационной сферы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
1.4. Тенденции развития технологии
2. Система показателей эффективности инновационной деятельности
2.1. Общая экономическая эффективность инноваций
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
2.3. Выход на рынок как результат нововведений
2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.
3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной деятельности
3.2. Характеристика современного научного потенциала
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России
3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 108.35 Кб (Скачать)

    •   государственные заказы и современные контрактные системы;

    • индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

    •   механизм интеграции регуляторов и структур.

  Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для широкомасштабной распространения прогрессивках научно-технических достижений.

   К основным функциям государственных  органов в инновационной  сфере  относятся следующие:

   1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

   2) координация инновационной деятельности;

   3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

   4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

   5)   кадровое обеспечение инновационной деятельности;

   6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

   7) институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

       8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

    9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

   10) региональное регулирование инновационных процессов;

   11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

  Государство в первую очередь осуществляет программы  развития приоритетных  направлений  науки и техники. В их числе  программы по созданию высокоэффективных  процессов производства для агропромышленного  комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств  будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных  научно-технических программ предусматриваются  также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.  Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.

  Государственная научно-техническая политика не может  и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных  льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП. 

  Отбор программ направлений и программ, для отнесения их к уровню государственных  приоритетов, должен осуществляться при  наличии совокупности следующих  условий:

  • соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; существенная значимость решаемой проблемы;   
  • невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
  • принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов, способных оказать существенное влияние за структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
  • масштабность сферы применения результатов;
  • необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряжённых отраслей и производств;
  • достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для эффективного решения поставленных задач;
  • реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного задела наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых ресурсов.

    Основные  направления поддержки государственной инновационной политики в Украине:

    • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства,

    • ориентация на всемерную поддержи базисных и улучшающих инноваций составляющих основу современного технологического уклада,

    • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности,

    • содействие развитию  инновационной деятельности  в регионах Украины международному трансферту технологий международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

    Сложившийся механизм государственной, поддержки  научной  инновационной деятельности в Украине представлен на рис 1. 

    Рисунок 1.1 Формы поддержки  научной деятельности.

      

    

    

    

    

    

      

    

      
 
 
 
 

    Рисунок 1.2. Формы государственной поддержки  инновационной деятельности. 

    

      

    

      

    

    

    

    

      
 
 
 

      
 

      
 
 
 

    К основным принципам государственной  политики в научной и инновационной  деятельности относятся свобода  научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.

    На  рис. 1 представлены основные формы  государственной поддержки научной  и инновационной деятельности в  развитых странах мира. По уровню и  формам поддержки в мировой практике принято выделять государственные  стратегии активного вмешательств, децентрализованного регулирования  и смешанные.

    Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

    Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационных  процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.  Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепить виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в сфере науки; отразить правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

    Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают  органы государственной власти (центральные  и местные), предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы. 

 

      

Глава 3. Оценка инновационной  деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     3.1. Роль науки и  инновационной деятельности 

     Известно, что научное сообщество страны выполняет  ориентирующую функцию в жизнедеятельности  населения, а научный комплекс в  целом обеспечивает развитие экономики  на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим  и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также  за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке  и мощном инновационном потенциале.

     Политические  и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли  научному комплексу  огромный, а некоторой части и  непоправимый ущерб. Масштаб и глубина  кризиса этого сектора превосходят  показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность  занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

     Роль  и место науки в обществе существенно  зависят от уровня развития общественного  сознания, информированности населения  о возможностях применения результатов  научно-технической деятельности для  решения социально-экономических  задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

     Практически по всем составляющим тенденции в  сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует  тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Информация о работе Оценка инновационной сферы в РФ