Оценка инновационной сферы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение
1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
1.4. Тенденции развития технологии
2. Система показателей эффективности инновационной деятельности
2.1. Общая экономическая эффективность инноваций
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
2.3. Выход на рынок как результат нововведений
2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.
3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной деятельности
3.2. Характеристика современного научного потенциала
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России
3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 108.35 Кб (Скачать)

      Такой товар, как технология, нужно рассматривать  с учетом:

  • потребительной стоимости;
  • труда по созданию;
  • процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое  новое техническое решение, относящееся  к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

      Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда  на производство материальных носителей  знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

      Специфика потребительной стоимости и труда  по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

      На  использование технологии влияют:

  • темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
  • скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

      На  величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

  • производственный риск;
  • коммерческий риск;
  • конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Производственный  риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

      Коммерческий  риск при приобретении лицензии и  «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму дополнительной прибыли.

      Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий.

      2.3. Выход на рынок  технологий как  результат нововведений

Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

      Передача  технологий может происходить как  в пределах одной страны, так и на международном уровне.

      Лицензионная  торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

      Результаты  инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.

      Такой товар, как технология, нужно рассматривать  с учетом:

  • потребительной стоимости;
  • труда по созданию;
  • процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое  новое техническое решение, относящееся  к производству, является уникальным и неповторимым. Поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

      Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда  на производство материальных носителей  знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

      Специфика потребительной стоимости и труда  по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

      На  использование технологии влияют:

  • темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
  • скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

      На  величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

  • производственный риск;
  • коммерческий риск;
  • конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Производственный  риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

      Коммерческий  риск при приобретении лицензии и  «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму дополнительной прибыли.

      Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. 

  2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности. 

  Научная деятельность традиционно считается  сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью  которой является прибыль. Поэтому  организации и компании весьма сдержанно  идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность  в их результатах. В современных  условиях государство во многом берет  на себя функцию обеспечения бизнеса  одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

  Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

  Государство одновременно определяет цели инновационной  политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

    Государственное регулирование экономики и инновационных  процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий  перевода функционирования экономики  на рыночные отношения 

    Однако  украинское правительство не уделяет  достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса

    Для выхода из кризиса необходимо разработать  стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям :

    1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники,

    2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся государственной собственностью и не используемых по назначению,

    3) разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования,

    4) совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала,

    5) разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс,

    6) создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты,

    7) формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

    8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

    9) формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий,

    10) разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности

    Инструментами государственного регулирования должны стать :

    • социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

    • государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

    • федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

Информация о работе Оценка инновационной сферы в РФ