Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретико-методологических основ анализа инновационного потенциала и оценка на этой основе способности к инновациям компании «Гедон-Трейд».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику понятия инновации;
• проанализировать структуру и функции инновационного потенциала;
• дать общую характеристику предприятия «Гедон-Трейд»;
• оценить инновационный потенциал;
• оценить инновационный макро и микро климат компании «Гедон-Трейд»;
• провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для осуществления инновационной деятельности, оценить угрозы и возможности;
• провести финансовый анализ на возможность осуществления инновационной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала…………………………………………………………………………5
1.1 Теоретический анализ понятия инновации…………………………...5
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала……..14
2 Общая характеристика предприятия…………………………………..19
2.1 Характеристика компании «Гедон-Трейд»………………………….19
2.2 Организационная структура управления компании «Гедон-Трейд»…………………………………………………………………………….21
3 Оценка инновационного потенциала предприятия ………………….24
3.1 Общая оценка инновационного потенциала предприятия ………...24
3.2 Анализ финансового потенциала предприятия для осуществления инновационной деятельности …………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические и методологические основы
оценки инновационного потенциала……………………………………………………
1.1 Теоретический анализ понятия инновации…………………………...5
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала……..14
2 Общая характеристика предприятия…………………………………..19
2.1 Характеристика компании «
2.2 Организационная структура
3 Оценка инновационного потенциала предприятия ………………….24
3.1 Общая оценка инновационного потенциала предприятия ………...24
3.2 Анализ финансового потенциала предприятия для осуществления инновационной деятельности …………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
введение
Актуальность темы исследования. В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Степень разработанности темы. Проблемы оценки инновационного потенциала исследуются отечественными и зарубежными специалистами. Они нашли широкое отражение в зарубежной литературе в трудах Ансоффа И., Друкера П., Шумпетера Й. В отечественной литературе данная проблема рассматривалась в работах Аньшиной В.М., Гринева В.Ф. и многих других.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является рассмотрение теоретико-методологических основ анализа инновационного потенциала и оценка на этой основе способности к инновациям компании «Гедон-Трейд».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования. Предметом исследования стали вопросы инновационного потенциала компании.
Объект исследования. Объектом исследования является Компания «Гедон-Трейд».
Методологическую основу данной работы составляет системный подход к исследованию вопросов оценки инновационного потенциала организации. Для обоснования полученных результатов в работе использованы аналитический, компаративистский и монографический методы.
Информационно-эмпирической базой исследования явились 18 источников, научные и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области инновационного менеджмента, данные периодической печати, а также электронные базы данных сети Интернет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель и задачи работы, показана методологическая основа и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала» рассматривается теоретические основы анализа понятия инновация, понятие, виды и функции инновационного потенциала.
Во второй главе «Общая характеристика предприятия» рассматривается общая характеристика Компании «Гедон-Трейд» и ее организационная структура.
В третьей главе «Оценка инновационного потенциала предприятия» дается общая оценка инновационного потенциала предприятия, анализируется состояние инновационного микроклимата и финансовый потенциал предприятия для осуществления инновационной деятельности
В заключении на основе проведенного исследования делаются выводы теоретического и практического характера.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Теоретический анализ понятия инновации
В настоящее время условием эффективности и функционирования любого предприятия, а также повышения его конкурентоспособности является инновационная деятельность. На процесс введения инноваций оказывает влияние научно-технический прогресс, однако на уровне фирм НТП реализуется в виде определенных инноваций. В литературных источниках, посвященных проблемам изучения инновационной сферы деятельности, приводится около сотни определений «инновации». При этом зачастую под одним и тем же термином объединяются принципиально различные понятия.
Инновация произошло от английского слова "Innovation", дословный перевод которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков»1.
К. Фримен в 1988 г. включил в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»2.
Ученые и исследователи
инновационной сферы по-
Семенов С.А. считает, что инновация представляет собой «процесс целенаправленной разработки, внедрения, и использования субъектами экономико-социальных отношений идей, инициирующих потенциально полезные изменения в целях, организации, отношениях, способах действия и продукции основных компонентов рассматриваемой системы»3.
Принципиальное различие
приведенных точек зрения демонстрирует
отсутствие единства взглядов на определение
данного термина. Это положение,
с одной стороны, говорит о
феноменальности и
Анализ литературных источников, посвященных данным вопросам, выявил две наиболее распространенные позиции авторов на определение термина «инновация»:
1) инновация рассматривается как процесс введения новшеств;
2) инновация рассматривается как результат человеческой деятельности в виде новых продуктов, технологий, методов и т.д.
Чтобы понять существующие различия во взглядах, необходимо проанализировать процессы и понятия, связанные с появлением и распространением инноваций.
Само слово «нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», т.е. использование новшества. Под новшеством понимается «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Новшество становится инновацией только в том случае, если в ходе его практического освоения имеет место процесс коммерциализации, т.е. появление на рынке новой (инновационной) продукции или услуги4.
Следовательно, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями.
Таким образом, авторы, определяющие «инновацию» как, в общем случае, процесс создания и распространения новшества, подчеркивают то, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы, при этом промежуточный результат каждого этапа не является инновацией. Такой подход отождествляет понятия «инновация» и «инновационный процесс». Данные понятия, на самом деле, очень близки, но далеко не однозначны.
Наиболее содержательное
и полное определение понятия
«инновационный процесс», дается А.Н. Фоломьевым
и Э.А. Гейгером. По их мнению, это
«сложное динамичное образование, связанное
с совокупностью исследовательс
Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
Вторым компонентом
инновационного процесса является инновация
как результат новации в
Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на инновации.
Следовательно, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение инновации.
Основываясь на представленных определениях, можно сделать вывод, что нновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии6.
Основными принципами инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность инновации являются:
Задачи инновационного менеджмента7:
- исследование рынка для новых продуктов, видов услуг (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара, услуг к потребителям);
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.
Инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.