Оценка инновационного потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретико-методологических основ анализа инновационного потенциала и оценка на этой основе способности к инновациям компании «Гедон-Трейд».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику понятия инновации;
• проанализировать структуру и функции инновационного потенциала;
• дать общую характеристику предприятия «Гедон-Трейд»;
• оценить инновационный потенциал;
• оценить инновационный макро и микро климат компании «Гедон-Трейд»;
• провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для осуществления инновационной деятельности, оценить угрозы и возможности;
• провести финансовый анализ на возможность осуществления инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала…………………………………………………………………………5
1.1 Теоретический анализ понятия инновации…………………………...5
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала……..14
2 Общая характеристика предприятия…………………………………..19
2.1 Характеристика компании «Гедон-Трейд»………………………….19
2.2 Организационная структура управления компании «Гедон-Трейд»…………………………………………………………………………….21
3 Оценка инновационного потенциала предприятия ………………….24
3.1 Общая оценка инновационного потенциала предприятия ………...24
3.2 Анализ финансового потенциала предприятия для осуществления инновационной деятельности …………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала…………………………………………………………………………5

1.1 Теоретический анализ понятия  инновации…………………………...5

1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала……..14

2 Общая характеристика предприятия…………………………………..19

2.1 Характеристика компании «Гедон-Трейд»………………………….19

2.2 Организационная структура управления  компании «Гедон-Трейд»…………………………………………………………………………….21

3 Оценка инновационного потенциала предприятия ………………….24

3.1 Общая оценка инновационного потенциала предприятия ………...24

3.2 Анализ финансового потенциала предприятия для осуществления инновационной деятельности …………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………..37

Список литературы……………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Актуальность  темы исследования. В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.

Степень разработанности  темы. Проблемы оценки инновационного потенциала исследуются отечественными и зарубежными специалистами. Они нашли широкое отражение в зарубежной литературе в трудах Ансоффа И., Друкера П., Шумпетера Й. В отечественной литературе данная проблема рассматривалась в работах Аньшиной В.М., Гринева В.Ф. и многих других.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является рассмотрение теоретико-методологических основ анализа инновационного потенциала и оценка на этой основе способности к инновациям компании «Гедон-Трейд».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику поняти инновации;
  • проанализировать структуру и функции инновационного потенциала;
  • дать общую характеристику предприятия «Гедон-Трейд»;
  • оценить инновационный потенциал;
  • оценить инновационный макро и микро климат компании «Гедон-Трейд»;
  • провести анализ сильных и слабых сторон предприятия для осуществления инновационной деятельности, оценить угрозы и возможности;
  • провести финансовый анализ на возможность осуществления инновационной деятельности.

Предмет  исследования. Предметом исследования стали вопросы инновационного потенциала компании.

Объект исследования. Объектом исследования является Компания «Гедон-Трейд».

Методологическую  основу данной работы составляет системный подход к исследованию вопросов оценки инновационного потенциала организации. Для обоснования полученных результатов в работе использованы аналитический, компаративистский и монографический методы.

Информационно-эмпирической базой исследования явились 18 источников, научные и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области инновационного менеджмента, данные периодической печати, а также электронные базы данных сети Интернет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется  цель и задачи работы, показана методологическая основа и эмпирическая база исследования.

В первой главе «Теоретические и методологические основы оценки инновационного потенциала» рассматривается теоретические основы анализа понятия инновация, понятие, виды и функции инновационного потенциала.

Во второй главе «Общая характеристика предприятия» рассматривается общая характеристика Компании «Гедон-Трейд» и ее организационная структура.

В третьей главе «Оценка инновационного потенциала предприятия» дается общая оценка инновационного потенциала предприятия, анализируется состояние инновационного микроклимата и финансовый потенциал предприятия для осуществления инновационной деятельности

В заключении на основе проведенного исследования делаются выводы теоретического и практического характера.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

1.1 Теоретический анализ понятия инновации

В настоящее время условием эффективности и функционирования любого предприятия, а также повышения его конкурентоспособности является инновационная деятельность. На процесс введения инноваций оказывает влияние научно-технический прогресс, однако на уровне фирм НТП реализуется в виде определенных инноваций. В литературных источниках, посвященных проблемам изучения инновационной сферы деятельности, приводится около сотни определений «инновации». При этом зачастую под одним и тем же термином объединяются принципиально различные понятия.

Инновация произошло  от английского слова "Innovation", дословный перевод которого означает "введение новшеств". Австрийский ученый И. Шумпетер еще в 1934 г. определил инновацию как «новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков»1.

К. Фримен в 1988 г. включил  в данное определение социальные нововведения в области технологической политики. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»2.

Ученые и исследователи  инновационной сферы по-разному  трактуют понятие «инновация». Так, например, А.Б. Титов определяет инновацию как «итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов».

Семенов С.А. считает, что инновация представляет собой «процесс целенаправленной разработки, внедрения, и использования субъектами экономико-социальных отношений идей, инициирующих потенциально полезные изменения в целях, организации, отношениях, способах действия и продукции основных компонентов рассматриваемой системы»3.

Принципиальное различие приведенных точек зрения демонстрирует  отсутствие единства взглядов на определение  данного термина. Это положение, с одной стороны, говорит о  феноменальности и многогранности явления «инновация», необходимости его дальнейшего глубокого изучения, а с другой стороны, это неизбежно сказывается на существующей неопределенности в понятийном аппарате теории инноваций, и как следствие, возникновение определенных сложностей в практической деятельности.

Анализ литературных источников, посвященных данным вопросам, выявил две наиболее распространенные позиции авторов на определение  термина «инновация»:

1) инновация рассматривается как процесс введения новшеств;

2) инновация рассматривается как результат человеческой деятельности в виде новых продуктов, технологий, методов и т.д.

Чтобы понять существующие различия во взглядах, необходимо проанализировать процессы и понятия, связанные с появлением и распространением инноваций.

Само слово «нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», т.е. использование новшества. Под новшеством понимается «новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Новшество становится инновацией только в том случае, если в ходе его практического освоения имеет место процесс коммерциализации, т.е. появление на рынке новой (инновационной) продукции или услуги4.

Следовательно, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями.

Таким образом, авторы, определяющие «инновацию» как, в общем случае, процесс создания и распространения  новшества, подчеркивают то, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы, при этом промежуточный результат каждого этапа не является инновацией. Такой подход отождествляет понятия «инновация» и «инновационный процесс». Данные понятия, на самом деле, очень близки, но далеко не однозначны.

Наиболее содержательное и полное определение понятия  «инновационный процесс», дается А.Н. Фоломьевым и Э.А. Гейгером. По их мнению, это  «сложное динамичное образование, связанное  с совокупностью исследовательских действий, обеспечивающих зарождение, преобразование и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства»5.

Инновационный процесс  состоит из нескольких компонентов. Первый компонент инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.

Вторым компонентом  инновационного процесса является инновация  как результат новации в практическую деятельность. Являясь конечным результатом  творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, инновация является товаром.

Третьим компонентом  инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается  распространение уже однажды  освоенной, реализованной инновации, то есть применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на инновации.

Следовательно, инновационный  процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или  технологии и дальнейшее распространение  инновации.

Основываясь на представленных определениях, можно сделать вывод, что нновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии6.

Основными принципами инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность инновации являются:

  • создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
  • нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;
  • определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач предприятия;
  • сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование - производство - реализация»;
  • максимальное сокращение сроков разработки и внедрения инноваций.

Задачи инновационного менеджмента7:

- исследование рынка для новых продуктов, видов услуг (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара, услуг к потребителям);

  • прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта, услуг;
  • определение способов продажи нового продукта, услуги;
  • исследование конъюнктуры рынка ресурсов;
  • нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования;
  • проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технологически сложного или рискового продукта, услуги;
  • осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта, услуги;
  • оценка эффективности и планирование инноваций как инвестиционного проекта;
  • анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования; выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, услуги;
  • исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта, услуги.

Деятельность по организации  и осуществлению инновационного процесса называется инновационной  деятельностью.

Инновационная деятельность - это использование результатов  законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Информация о работе Оценка инновационного потенциала