Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, реферат
Решение рассматриваемой проблемы формирования инновационной экономики связано и с другими важными
проблемами ( мотивационно - стимулирующая обеспеченность инновационного труда, достаточная развитость инновационной инфраструктуры, овладение инновационным менеджментом и маркетингом и пр.) и все это не терпит отлагательств, ибо от успешности формирования инновационной экономики в нашей стране прямо зависит как ее внутреннее, так и внешнее развитие и благополучие.
Инновационный труд – это, на наш взгляд, такая активность субъекта, при которой свой личностный трудовой потенциал он использует в качестве основного средства практического внедрения каких-то новаций, в результате чего создается инновационный продукт и обеспечивается рост социально-экономической эффективности.
Специфические особенности инновационного труда состоят в следующем. Во-
первых, особенным является субъект инновационного труда, ибо он должен обладать чувством новизны, стремлением к обновлению. Ортодоксальность или консервативность как личностная особенность субъекта вряд ли будет надежной основой успешного инновационного труда.
Во-вторых, особенностью инновационного труда является его внутренняя
противоречивость. С одной стороны, этот труд означает активное освоение чего-то нового ( нового оборудования, новой технологии, новых подходов в организации дела и т.д.), а с другой стороны в процессе этого же труда работнику нужно ломать сложившиеся стереотипы, свои навыки, привычки, умения, что дается далеко не просто.
В-третьих, особенностью инновационного труда является его дискретность,
прерывистость. В соответствии с фазами внедренческой деятельности инновационный труд должен быть то нарастающим, то затухающим или вообще гаснущим при осуществлении инновации. Иными словами, он не может и не должен быть равномерным.
Более того в определенный момент он как таковой вообще кончается, завершается. проявляя свою дискретность.
Наконец, в-четвертых, труд инновационного характера, поскольку он в принципе не может быть шаблонным, стереотипным, выполняемым по знакомым лекалам, включает в себя процесс переобучения, переподготовки. Возникает потребность в новых знаниях, притом иногда в нескольких областях, а также в психологической подготовке к преодолению рутинного, давно привычного.
Таким образом, еще одной, четвертой особенностью инновационной экономики
является ее опора на инновационный труд с его специфическими свойствами и
характеристиками.
Наконец, нельзя не сказать и о пятой особенности. Ею является высокая степень
риска инноваций. Риск – это возможность наступления ситуации с неблагоприятными для субъекта последствиями. Такая ситуация весьма вероятна при введении чего – то нового, неопробированного, практически неизвестного. Конечно, есть возможности предупредить или хотя бы снизить риск, но это требует определенной подготовительной, тщательно организованной аналитической и расчетной работы при планировании инновации, т.е. умелого управления ею.
Особенности инновационной экономики, логическая прямая и обратная
взаимосвязанность основных ее составляющих, их тесная взаимозависимость при
ближайшем их рассмотрении оказываются столь сильными, что это позволяет дать им общее название: «порочный круг инновационной недостаточности». (рис. 1). Этот круг отражает ситуацию, при которой недостаточность одного звена инновационной экономики вызывает недостаточность следующего и т.д., образуя круговую зависимость, что в результате формирует совокупную недостаточность инновационного развития национальной экономики.
Порочный круг инновационной
недостаточности
Рис. 1. Порочный круг инновационной недостаточности.
Начальным звеном рассматриваемого «порочного круга» , как видно на рис.1, служит
недостаточность инновационного развития персонала. Под этим понятием, на наш взгляд, понимается недостаточность развития той составляющей трудового потенциала личностей, которая выражается в способностях к поиску и внедрению в реальную практику новых общественно-значимых материальных и нематериальных благ (технологий, технических средств, сырьевых и энергетических ресурсов, новых продуктов, форм организации , методов управления и т.д.).
Однако исследования специалистов убедительно показывают, что такие способности есть, но они недостаточно развиты и активированы, плохо используются . Так, биофизики считают, сто человеческий мозг содержит порядка 14 миллиардов нейронов, а при решении даже самых сложных математических задач используется только около 1% от этого числа.( 7, с 16.) Из этого следует, что недостаточность креативно-инновационного развития персонала – не фатальное явление, а выражение противоречия между быстро нарастающей потребностью экономики в такого рода способностях персонала и , с другой
стороны, - недостаточностью развития системы выращивания и культивирования таких способностей , а также умения их эффективно использовать.
Рассмотрение данной проблемной ситуации как современного противоречия
открывает возможности поиска путей и способов его разрешения. Такие возможности дает современно построенная и развитая социальная сфера, которая все больше становится инструментом формирования персонала, адекватного современному уровню.
В разрешении названного выше противоречия важную роль играет вся социальная сфера как взаимообусловленная совокупность. Однако рамки статьи не позволяют рассмотреть ее как целостность. Поэтому обратим особое внимание на важнейшее ее звено – систему образования. Направленность образования на развитие креативно- инновационного потенциала будущих работников как весьма актуального направления ее современного развития требует, на наш взгляд, особо выделить следующие принципы ее дальнейшего развития.
Одним из этих принципов должен быть рост наукоёмкости образования. Поскольку в наше время, как свидетельствуют специалисты, резко ускорилась обновляемость знаний и средний срок их обновления составляет уже не 5-10 лет, как было еще недавно, а всего 2-3 года, то такая ситуация требует внимательного отслеживания и по сути непрерывного повышения уровня наукоёмкости образования. А это означает необходимость достижения современной наукоёмкости как содержательно (теоретически и методологически ), так и методически.
Вторым принципом современного совершенствования системы образования следует назвать повышение его качества. Необходима такая организация всей этой системы , чтобы не диплом был ее конечным результатом и главной целью, как часто случается сейчас, а именно качество получаемого образования, багаж компетентности специалиста. Это – большая и непростая задача , притом для всей системы образования, всей ее цепочки.
Думается, такая система должна иметь следующую взаимоувязанную
последовательность:
-качество концепции современного образования,
-качество управления системой образования,
-качество учреждения образования (школы, ссуза, вуза и т .п.)
- качество преподавателя,
-качество предоставляемых образовательных услуг,
-качество контроля знаний,
-качество выпускника как современного , инновационно способного специалиста.
Притом, система должна иметь достаточно крепкое сцепление между всеми звеньями, ибо слабость только одного звена способна разбалансировать всю цепь.
В качестве третьего принципа, думается, следует выделить креативно инновационную ориентацию современного образования. Традиционно сложившийся информационный тип образования уже мало соответствует формируемой инновационной экономике. Да к тому же успеть за быстро обновляемой современной информацией в ходе учебного
процесса – задача теперь не из легких. А главное – следует нацелить обучающихся на другой склад мышления – на аналитическое и творческое, сформировать установку и навыки обновленческого, инновационного подхода, особенно по проблемам экономики.
Следует отметить, что решение проблем формирования нового типа работника,
адекватного инновационной экономике, - весьма актуально и для нашей страны.
Недостаточность кадрового обеспечения экономики инновационно подготовленным персоналом становится все более значительным тормозом ее развития. Так, социологическое исследование, проведенное Институтом социологии НАН Беларуси, показало, что более двух третей малых и средних предприятий , притом входящих в группу инновационно активных, испытывают острую потребность в соответствующих кадрах (8, с. 133 ). И в других источниках, в том числе государственной статистики, как важнейшая акцентируется проблема качества работников, тормозящая инновационное развитие предприятий. А ведь ясно, что именно труд – основа инновации, без инновационного труда, сама по себе она не осуществится. Подготовка инновационно способных работников становится важнейшей проблемой и управленческой задачей страны в целом и каждого предприятия, нацеленного на выживание и развитие.
Пути решения выделенной проблемы многообразны, но особенно следует выделить организацию переподготовки занятого персонала , притом не только управленческого, но и непременно рабочего, используя для этого все возможные средства и ресурсы системы образования и находя новые формы. А что касается подготовки сегодняшних молодых специалистов в высшей школе, то и здесь нельзя упустить время. Как простая и срочная мера может быть использована организация спецкурсов по инновационной экономике и по инновационному труду, а в дальнейшем - курсов и практикумов по решению нестандартных задач и работы в условиях неопределенности.
Решение рассматриваемой проблемы формирования инновационной экономики
связано и с другими важными проблемами ( мотивационно - стимулирующая
обеспеченность инновационного труда, достаточная развитость инновационной
инфраструктуры, овладение инновационным менеджментом и маркетингом и пр.) и все это не терпит отлагательств, ибо от успешности формирования инновационной экономики в нашей стране прямо зависит как ее внутреннее, так и внешнее развитие и благополучие.__