Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - методы генерирования альтернативных решений. Актуальность курсовой работы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления и поэтому любой менеджер должен знать методы генерирования.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить методы совершенствования идей управления;
2. предусмотреть этапы генерирования управленческих решений применительно к организации;
3. изучить основные методы генерирования в менеджменте.
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗРАБОТКА, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Определение целей предприятия
1.2. Необходимость и техника генерирования методов управления
1.3 Иерархия в принятии решений в менеджменте.
1.4. Методы принятия решений
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1. Этапы генерирования методов управленческих решений в менеджменте
2.2. Подготовка к разработке управленческого решения
2.3. Разработка управленческого решения
2.4. Принятие решения
2.5. Методы генерирования в менеджменте.
2.6. Совершенствование методов управления
ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е. каждый низший руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящем руководством, минуя своего непосредственного начальника.
При современных масштабах производства генерируемые методы принятия решений в менеджменте, как правило, имеют большие экономические последствия. Эти последствия могут быть как положительными, так и отрицательными, т.е. могут способствовать получению организацией прибыли (дохода) либо приносить убытки. Поэтому к управленческим решениям предъявляется ряд требований, к основным из которых относятся следующие: обоснованность, выполнимость, своевременность, справедливость, простота, ясность и краткость изложения.
Большая роль в генерировании качественных управленческих решений принадлежит руководителю, поскольку на содержательную часть управленческого решения во многом оказывают влияние особенности характера и эрудиция человека, принимающего решения. Руководитель коллектива должен обладать глубоким знанием дела, предприимчивостью, умением работать с людьми, способностью обеспечить высокую эффективность производства. Среди принципиальных качеств руководителя следует отметить непримиримость к недостаткам, рутине, равнодушию и пассивности, приверженность всему передовому и прогрессивному.
1.4. Методы принятия решений
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:
1. Неформальные методы принятия решений основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера;
2. Коллективные методы обсуждения и генерирования решений. Основным моментом в процессе коллективной работы является определение круга лиц, участников данной процедуры;
3. Количественные − методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
а) линейное моделирование - используются линейные зависимости;
б) динамическое программирование − позволяет вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;
в) вероятностные и статистические модели − реализуются в методах теории массового обслуживания;
г) теория игр − моделирование таких ситуаций, принятие решения, в которых должно учитываться несовпадения интересов различных подразделений;
д) имитационные модели − позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.
Для выбора оптимального решения в некоторых случаях используют имитационное моделирование. Сущность имитационного моделирования состоит в построении для исследуемой проблемы (производственного процесса) соответствующего алгоритма, имитирующего при помощи ЭВМ поведение подсистем, элементов сложной системы, а также взаимодействие между ними с учетом случайных, возмущающих факторов при функционировании системы.
К числу основных методов, используемых при нормативном прогнозировании, следует, прежде всего, отнести методы ПАТТЕРН, Делфи, прогнозного графа Глушкова, Поспелова и др. Такой широко используемый в настоящее время инструментарий как деревья целей впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН (Обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных), разработанного в 1963 г. для нужд аэронавтики и космоса.
Среди других видов прогнозирования иногда выделяют прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, "обходные" и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.
В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное в значительной степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией.
Рассмотрим в систематизированном виде основные этапы экспертного прогнозирования (Рис.1).
Подготовка к разработке прогноза
Анализ ретроспективной информации внутренних и внешних условий
Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий.
Проведение экспертизы
Разработка альтернативных вариантов
Априорная и апостериорная оценка качества прогноза
Контроль хода реализации прогноза и корректировка прогноза
Рис.1 Схема основных этапов разработки прогноза
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖЕМЕНТЕ
2.1. Этапы генерирования методов управленческих решений в менеджменте
Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте − очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее имеется общее характерное для любого процесса принятия решений, где бы он не осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
Как мы уже говорили выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичественную) информацию. При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных как для работы с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий - повышение профессионализма, а, следовательно, эффективности принимаемых управленческих решений. Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. Здесь мы обсудим основные этапы процесса выработки и принятия управленческих решений, используемые любой организацией. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д.
Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений (Рис.2).
1. Подготовка к разработке управленческого решения.
Получение информации о ситуации
Определение целей
Диагностика ситуаций
Разработка прогноза развития ситуации
2. Разработка управленческого решения.
Генерирование альтернативных вариантов решений
Отбор основных вариантов управляющих воздействий
Разработка сценариев развития ситуации
Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
3. Принятие решения.
Коллективная экспертная оценка
Принятие решения
Контроль реализации плана
Рис.2 Основные этапы разработки управленческих решений
Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
2.2. Подготовка к разработке управленческого решения
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ ситуации, диагностика ситуации, разработка прогноза развития ситуации, рассмотрим их более детально.
1. Получение информации о ситуации.
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.
Целесообразным при получении и обработке - информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия управленческого решения.
2. Определение целей.
Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации.
При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.
На основании проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий и возникающие в связи с этим проблемы.
Решение этих проблем необходимо для предотвращения нежелательного развития ситуации.
4. Разработка прогноза развития ситуации.
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений.
Не прогнозируя ход развития событий невозможно управлять.
2.3. Разработка управленческого решения
В состав этапов разработки управленческого решения входят генерирование альтернативных вариантов решений, отбор основных вариантов управленческих воздействий, разработка сценариев развития ситуации, а также экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Приведем их более детальное описание.
5. Генерирование альтернативных методов решений.
Генерирование альтернативных методов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур.
Процедуры генерирования альтернативных методов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа мозговой атаки, методов Цвики и т.д., так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях.
Технологии генерирования альтернативных вариантов управленческих решений весьма разнообразны. Это и метод аналогов, и различные способы синтеза управленческих решений из определенным образом структурированных составляющих, в более сложных ситуациях - объединение для разработки решения высококвалифицированных специалистов из соответствующих областей деятельности и т.д.
При генерировании альтернативных вариантов управленческих решений должна в полной мере использоваться информация о ситуации принятия решения, результаты анализа и оценки ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий.
6. Отбор основных вариантов управленческих воздействий.