Система методов менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:09, лекция

Описание работы

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.

Работа содержит 1 файл

Система методов менеджмента.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

Система методов  менеджмента 

Менеджмент рассматривает  методы управления как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом  организации в первую очередь  для активизации инициативы и  творчества всего персонала в  процессе практической деятельности и  для удовлетворения его потребностей.  
Управление – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели. После того как установлены цели управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.  
Методом называется мероприятие или совокупность мероприятий в любой человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения определенной задачи.  
Средства целенаправленного влияния на коллектив или отдельных его членов называют методами управления.  
Методы управления основаны на действии законов и закономерностей управления, одновременно учитывающих научно-технический уровень развития производства и уровень развития отношений управления.  
Особая роль методов управления состоит в том, чтобы создать условия для четкой организации процесса управления, использования современной техники и прогрессивной технологии организации работ и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.  
Все методы управления рассматриваются в практической деятельности не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.  
Наличие прогрессивных методов управления и умелое использование их является предпосылкой эффективности управления и хозяйственных процессов.  
Методы менеджмента ориентированы, прежде всего, на высокую производительность и эффективность деятельности фирмы и ее персонала, на слаженную работу подразделений фирмы, на четкую организацию деятельности фирмы и управление ею на уровне мировых стандартов.  
По характеру действия методы условно можно разделить на методы материальной, социальной и властной мотивации, или экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.  
Методы социальной мотивации предусматривают побуждение индивидуума (работника) к ориентации на социально значимые интересы (культуру, развитие и т. д.).  
Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. С одной стороны, они стимулируют деятельность фирм по удовлетворению интересов общества (система налогов, банковских кредитов и т. д.), а с другой стороны служат для мотивации работы персонала (заработная плата, премии, вознаграждения ).  
Методы властной мотивации предусматривают ориентацию на дисциплину, организационно-распорядительные документы и строгое их выполнение.  
Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности, на потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой; их целью является упорядочение функций управления, обязанностей и прав работников, регламентация их деятельности. Организационно-распорядительные методы делятся на организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.  
Организационно-стабилизирующие методы, устанавливают, определяют долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положение об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм).  
Распорядительные методы обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм и проявляются в форме договоров, приказов, распоряжений.  
Дисциплинарные методы предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.  
Сущность социально-психологических методов сводится к способам воздействия на личность, на коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой деятельности и творческой активности, а также на социальные и психологические интересы фирм и их персонала.  
Механизм использования социальных методов включает:  
социальные исследования, или выявление проблем и направлений воздействия; социальное планирование, или выработку конкретных способов влияния на людей; социальное регулирование, или реализацию выявленных проблем и выработанных способов влияния на людей.  
Психологические методы используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата.  
Методы менеджмента формируются в следующей последовательности:  
·                    оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия;  
·                    выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров;  
·                    обеспечение условий для эффективного применения избранных методов, что, в конечном счёте, формирует технику и технологию управленческой работы.  
 

Техника и технология управления  
Технические средства, применяемые в процессе осуществления функций управления, обозначаются термином "техника управления". Сегодня в качестве главного технического средства используются ЭВМ. К технике управления относятся также средства сбора, обработки и хранения информации.  
Технология менеджмента включает в себя: последовательность и процедуры реализации функций управления, систему и порядок документооборота в фирме, порядок использования определенной совокупности технических средств для работы с информацией (сбор, переработка, хранение, использование). Главные требования, предъявляемые к технологии менеджмента сводятся к следующему:  
·                    формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;  
·                    информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;  
·                    выбор и принятие решений должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;  
·                    строгое соблюдение соподчиненности в отношениях иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.  
Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления, организатору производства необходимо определить количество, последовательность и характер операций, составляющих этот процесс; подобрать для каждой операции соответствующие способы, приёмы, методику, технические средства; определить оптимальные условия протекания процесса во времени и в пространстве. Для повышения эффективности технологии управления большое значение имеют анализ, исследование организационных операций, описание их в графической и текстовой форме, типизация и стандартизация, а отсюда, и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления.  
Понятие "технология управления" тесно связано с процессом алгоритмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системы. Предписание по содержанию и последовательности операций в информационном процессе, выполняет роль процедуры процесса управления.  
Методы управления организацией  
Управленческое влияние на коллективы связано с мотивацией, то есть с использованием факторов, которые определяют поведение человека в коллективе. Отсюда вытекает требование к методам управления: они должны иметь мотивационную характеристику, которая определяет направление их действия.  
Соответственно мотивационной характеристике в составе методов управления выделяют три группы:  
·                    экономические;  
·                    организационно-распорядительные;  
·                    социальные.  
Эффективность применения методов управления в основном зависит от уровня квалификации руководящих кадров, которая предопределяет потребность в систематической и целенаправленной подготовке и повседневном использовании всех указанных направлений влияния на коллективы и отдельных людей.  
 

   Экономические методы управления

Экономические методы управления объединяют все методы, с помощью которых осуществляется влияние на экономические интересы коллективов и их членов. Это влияние осуществляется материальным стимулированием работников и коллективов.  
Экономические методы управления занимают центральное место в системе научных методов управления, поскольку на их основе строится целевая программа развития организации и определяются стимулы, которые объективно побуждают и заинтересовывают коллективы и отдельных работников в эффективной работе.  
Таким образом, влиянием на непосредственные интересы объекта управления создается механизм его ориентации на наиболее эффективный режим работы без вмешательства сверху.  
В состав экономических методов управления входят:  
·                    организационно-производственное планирование;  
·                    метод комплексных целевых программ;  
·                    коммерческий расчет;  
·                    система экономических регуляторов деятельности.  
Под планированием понимают систематическую разумную подготовку будущей деятельности.  
Экономическое планирование состоит в разработке системы показателей, которые являются наиболее важными и определяющими в деятельности организации. Эти показатели охватывают все сферы ее деятельности: производство, реализацию, закупку сырья, материалов и товаров, финансы, запасы товаров и материалов, рабочую силу и другие.  
В результате планирования создаются комплексные целевые программы развития организации. Структура комплексных программ должна отвечать их назначению и роли, которую они играют в обеспечении общей эффективности хозяйственной деятельности.  
В комплексной программе должны быть отображены:  
·        состояние проблемы, основные предпосылки ее программного решения;  
·        главная цель программы, ее место в общей системе целей организации;  
·        система целей и основных задач программы;  
·        целевые показатели, которые раскрывают конечные результаты реализации программы;  
·        пути достижения целей программы, система программных мероприятий;  
·        организационно-исполнительная структура;  
·        данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы и о сроках ее осуществления;  
·        оценка эффективности результатов реализации программы.  
Эффективность реализации плана зависит от механизма, который регулирует систему экономических взаимоотношений на уровне организации. Таким механизмом в условиях рыночной экономики есть коммерческий расчет.  
Коммерческий расчет основан на принципах рыночной экономики:  
·                    максимальной раскрепощенности экономических субъектов;  
·                    полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;  
·                    свободном ценообразовании;  
·                    отказе государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;  
·                    социальной защищенности граждан.  
Применяются две формы коммерческого расчета: полный и внутренний.  
На полном коммерческом расчете находятся предприятия с правами юридических лиц, которые имеют самостоятельный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность, создают и расходуют фонды стимулирования работников, открывают счета в банках, владеют правом независимой хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.  
На основе внутреннего коммерческого расчета работают относительно самостоятельные в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями или организациями, долей которых они являются, основаны на системе договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной экономической деятельности за пределами этой организации такие структурные единицы не имеют.  
Коммерческий расчет полностью не исключает регулирующего влияния на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования со стороны государства или высших относительно них управляющих систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют на общегосударственные, местные и внутрисистемные.  
К общегосударственным регуляторам хозяйственной деятельности относят:  
·        налоги;  
·        кредиты;  
·        регулирование цен и тарифов;  
·        экономические льготы.  
К местным регуляторам относят:  
·              рентные платежи;  
·        местные налоги и сборы.  
Внутрисистемными регуляторами деятельности организаций являются:  
·        централизованное создание фондов;  
·        внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы.  
Комплекс экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования.
 
 

     Организационно-распорядительные методы управления

Реализация экономических методов управления осуществляется в рамках системы отношений между людьми. Эта система взаимоотношений чрезвычайно сложна и включает в себя экономические, социальные, психологические и организационные отношения. Последние находят свое выражение в вертикальных и горизонтальных связях.  
Реализация организационных отношений в системе происходит с помощью применения организационно-распорядительных методов управления. Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство ответственности, в том числе административной.  

Применение организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.

Вместе с тем, организационно-распорядительные методы управления отличаются от экономических. Основа разделения – механизм их действия и форма проявления в процессе управления.

Экономические методы управления основаны на учете экономических интересов организации. Формой проявления экономических методов управления стали планы, задачи, программы, выраженные экономическими параметрами, степень удовлетворения индивидуальных, групповых, коллективных интересов, выраженных стимулами индивидуальной и коллективной работы.

Организационно-распорядительные методы управления основаны на таких  индивидуальных и групповых свойствах  людей, как чувство обязанности, ответственности, дисциплины и понимание  возможности административного  наказания.

Организационно-распорядительные методы управления следует применять  с учетом требований экономических  законов. Только в этом случае они  являются научно обоснованными. Если орган  управления в своей деятельности не учитывает или недостаточно учитывает  требования экономических законов, организационно-распорядительные методы могут превратиться на административные, бюрократические, волюнтаристские, субъективные методы влияния.

Характерными  особенностями организационно-распорядительных методов управления являются:

·        прямое влияние на объект управления: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному выполнению;

·        определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.

Акты управления, которые осуществляются управленческими  работниками, разделяют на два вида: нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты не имеют конкретного адресата. Они  содержат общие нормы действий в  тех или иных условиях и рассчитаны, как правило, на продолжительный  период. К ним можно отнести  уставы, положения, должностные инструкции, нормы и нормативы расходов ресурсов, стандарты и другие.

Индивидуальные  акты адресуются определенным объектам управления. К ним относят приказы, постановления, распоряжение, циркуляры, указания.

Выделяют две  группы организационно-распорядительных методов:

·        организационно-стабилизирующие;

·        распорядительные.

Основное содержание этих методов организационно-стабилизирующего влияния состоит в установлении состава элементов системы и  стойких организационных связей между ними с закреплением определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями.

В состав организационно-стабилизирующих  методов управления входят:

·        регламентирование,

·        нормирование,

·        инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий  тип организационного влияния, который  состоит в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для выполнения на протяжении определенного времени, регламентированного  этими положениями. С научной  точки зрения, совокупность регламентов  должна охватывать все звенья социально-экономической  системы – от рабочих мест до верхних звеньев управления. Построение и функционирования всех этих звеньев  должны регламентироваться специальными положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями для  отдельных должностей.

Нормирование  состоит в установлении нормативов, которые являются ориентиром в деятельности и как метод организационно-стабилизирующего влияния более мягок.

Информация о работе Система методов менеджмента