Методы генерирования в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - методы генерирования альтернативных решений. Актуальность курсовой работы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления и поэтому любой менеджер должен знать методы генерирования.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить методы совершенствования идей управления;
2. предусмотреть этапы генерирования управленческих решений применительно к организации;
3. изучить основные методы генерирования в менеджменте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗРАБОТКА, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Определение целей предприятия
1.2. Необходимость и техника генерирования методов управления
1.3 Иерархия в принятии решений в менеджменте.
1.4. Методы принятия решений
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1. Этапы генерирования методов управленческих решений в менеджменте
2.2. Подготовка к разработке управленческого решения
2.3. Разработка управленческого решения
2.4. Принятие решения
2.5. Методы генерирования в менеджменте.
2.6. Совершенствование методов управления
ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

После того, как сгенерированы альтернативные методы управленческих воздействий, представленные в виде идей, концепций, возможной технологической последовательности действий, возможных способов реализации предлагаемых вариантов решений должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим, также предложенным для рассмотрения.

При отборе основных вариантов управленческих воздействий необходимо учитывать как их достаточно высокую сравнительную оценку, так и отсутствие дублирования, чтобы спектр альтернативных вариантов решений, отобранных для более глубокой проработки был достаточно полным и, в то же время, не избыточным.

7. Разработка сценариев развития ситуации.

Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная за дача разработки сценариев - дать ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.

Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения.

8. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. На этом этапе выработки управленческого решения имеется уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий и наиболее вероятных сценариях развития ситуации при их использовании.

 

2.4. Принятие решения

9. Коллективная экспертная оценка.

При принятии важных управленческих решений целесообразно использование коллективных экспертиз, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений.

Помимо того, что разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, интересна также возможность сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений. Методы коллективной экспертизы, внимание к которым было привлечено с начала 60-х годов, в настоящее время достаточно продвинуты.

10. Принятие решения

Поскольку принятие решения - это не только наука, но и искусство, прерогатива принятия решения принадлежит управленцу.

Наряду с результатами экспертизы, при принятии решения управляющий учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.              

11. Контроль за реализацией плана.

Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации, принятых планов действий.

Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно

отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д.

 

2.5. Методы генерирования в менеджменте

Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную правленческую  деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.

Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:

1.            мозговой штурм и его разновидности;

2.            конференция идей;

3.            синектика;

4.            пул мозговой записи;

5.            идея Делфи;

6.            опрос с помощью карточек;

7.            идейная инженерия;

8.            метод коллективного блокнота;

9.            триггерная техника;

 

1. Мозговой штурм и его разновидности

Классический мозговой штурм. Мозговой штурм (мозговая атака) — это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.

Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:

  1. аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);
  2. синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);
  3. проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).

Мозговой штурм особенно эффективен при решении синтетических проблем.

 

 

Стадии мозгового штурма:

  1. представление проблемы для рассмотрения;
  2. выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
  3. лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;
  4. на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.

Процесс мозгового штурма обычно длится 2−3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию − выработку действенных управленческих решений.

Организация мозгового штурма. В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:

  1. руководитель − излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
  2. организатор − направляет работу;
  3. идеологи − все остальные участники.

Руководитель должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:

  1. знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
  2. направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;
  3. уметь переводить критические замечания в форму вопросов «КАК» (например, фразу "Ведь это чересчур дорого" превращает в форму идеи − "Как мы можем получить это более низкой ценой").

Для достижения успеха важно, чтобы организатор владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача − заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.

Хорошо, если в группе "идеологов" есть и профессионалы, и молодые специалисты. Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.

На эффективность получения новых идей влияют препятствующие и содействующие факторы.

Препятствующие факторы:

  1. критические замечания;
  2. официальность и формальность;
  3. разъяснения и обоснования;
  4. пассивность руководителя. Содействующие факторы:
  5. непосредственная и открытая атмосфера;
  6. активное воображение и желание решить проблему;
  7. обработка и объединение высказанных идей;
  8. колебания в принятии конкретного решения;
  9. активность руководителя.

Для проведения совещания по принципу мозгового штурма необходимо выполнить следующие условия:

  1. определить и сформулировать задачу, которую необходимо решить, наиболее сложную или наиболее важную;
  2. в обсуждении должны участвовать не более 7—12 чел.;
  3. участников разместить по принципу "круглого стола".

Руководителю желательно не управлять этим совещанием, ему лучше занять рядовую позицию.

Правила поведения:

  1. необходимо жестко определить время обсуждения. Ограничение времени порождает стресс, который стимулирует умственную деятельность. Оптимальное время — около 30 мин;
  2. никто не должен критиковать идеи;
  3. запрещается начинать фразы со слов "Нет, это невозможно". В первые минуты всегда будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критические высказывания облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не в состоянии творчески работать в условиях "нормальной угрозы". Если одного одернули, то другие участники будут помнить о том, как бы не показать себя глупее всех;
  4. отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие;
  5. не устанавливайте авторства идей. Лучшие идеи − это плод коллективного творчества;
  6. когда найден выход из сложной ситуации, участников необходимо разделить на две группы — "доброжелателей" и "противников". Необходимо найти слабые места в решении и проверить его на прочность;
  7. окончательное решение необходимо сформулировать и записать его.

Анонимный мозговой штурм. Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом случае участников просят сформулировать и записать все идеи, относящиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководителю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой (не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до совершенства.

В отличие от классического мозгового штурма при анонимном мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий элемент — взаимный обмен мнениями.

Дидактический мозговой штурм. При дидактическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит участников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме. Таким образом, благодаря применению этого метода, участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.

Деструктивно-конструктивный мозговой штурм. Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии ведётся поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Метод "а также" представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаются какие-либо новые идеи. Дискуссии должны выявлять, прежде всего, положительные аспекты идей.

Модель организации мозгового штурма методом "а также":

  1. Изложение проблемы, постановка цели и задач руководителем (5 мин)
  2. Выработка предложений группой (30 мин)
  3. Отбор идей и предложений руководителем (20 мин)
  4. Развитие идей и предложений группой (60 мин)

Техника созидательного сотрудничества

Этот метод характеризуется сменой групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10—15 мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время (5—10 мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся.

Организация созидательного сотрудничества:

  1. Изложение проблемы руководителем (5 мин)
  2. Высказывание идей и предложений группой (10—15 мин без учета перерыва)

3.       Выработка и модификация идей и предложений (10 мин)

  1. Развитие идей и предложений (60 мин)

 

2. Конференция идей

Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.

Конференция идей Гильде.

К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.

На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей.

Информация о работе Методы генерирования в менеджменте