Методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по-сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЕНИЯ 7
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 10
4. ЗАДАНИЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

контрольная менеджмент.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Оглавление.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение.

       Менеджмент - современная система  управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по-сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

     Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

     Сегодня наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

         Важная часть этого изменения,  как показывает мировой опыт-постижение  науки и искусства менеджмента.

             Целью данной работы является показать взаимосвязь теории иерархии потребностей А.Маслоу с системой менеджмента, а также раскрыть основные методы менеджмента. 

     1. Понятие и классификация методов менеджмента.

     Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).

     Основные  функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

     Метод управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей.

     Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

     По  сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

     Методы  менеджмента применяются по отношению  к трудовым коллективам в целом  и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого  воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

     Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

     Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

     Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

     Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

     Организационная форма - воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Это может  быть прямое (непосредственное) или  косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Следует  отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления.

     Одни  авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном  динамическом равновесии.

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - на людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности.

     Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная  форма. В связи с этим можно  выделить следующие методы управления:

     -организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

     -экономические, обусловленные экономическими стимулами;

     -социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организационно-распорядительные методы управления.

     Организационно-распорядительные методы управления, наряду с социально-психологическими и экономическими, относятся к  методам организовывания деятельности. Именно они обеспечивают четкое распределение  обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

     Система организационно-распорядительных методов  реализуется в двух равнозначных направлениях.

  • Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
  • Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

     Формы проявления организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ и т. п.);
  • согласительные (консультации);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

     1. Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п.

     Они наиболее актуальны при создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет зависеть от эффективности осуществления распорядительных методов.

     2. Методы распорядительного воздействия  отражают динамику процесса управления  и представляют собой текущее  распорядительство. Оно направлено  на решение многочисленных вопросов  оперативного характера, возникающее  в процессе управления.

     Распорядительные  методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.

     Практика  осуществления организационно-распорядительных методов выделяет три типа подчинения:

  1. вынужденное и внешне навязанное вызывает ощущение зависимости, нажим "сверху";
  2. пассивное. Чувство удовлетворения появляется при снятии с сотрудника части ответственности и отсутствии необходимости принятия самостоятельных решений;
  3. внутренне осознанное.

     Чаще  всего именно прямое воздействие  ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством  постановки задач и применения методов  организационного стимулирования.

     Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания и функционирования организаций. Это связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и т. п., без чего невозможна как регистрация предприятий, так и построение системы управления, ее функционирование.

     С переходом России на рыночные рельсы управления экономикой роль этих методов  в процессе управления предприятием изменилась: из основных в системе  управления они перешли в разряд обеспечивающих, уступив место социально-психологическим и экономическим методам.

     Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущей деятельностью. Для обеспечения эффективности-управления необходима комплексность и системность  в применении инструментов (методов) менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Экономические и социально-психологические методы управления.

     Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

     Основной  экономический метод, применяемый  при управлении подразделений предприятия, – внутрипроизводственный хозяйственный расчет, исходными положениями которого являются: 
– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности; 
– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями; 
– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения; 
– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

     При определении размеров и методов  персонального экономического воздействия  следует исходить из положения о  том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.

     Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих: 
1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале; 
2) дополнительные выплаты; 
3) штрафы.

     В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

     Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Информация о работе Методы менеджмента