Методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин, обычно, используется в двух значениях:
1) как способ, прием познания, исследования явлений, процессов и систем;
2) как способ, прием выполнения какой-либо деятельности, порядок действий.
Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей и задач управления.

Работа содержит 1 файл

Методы менеджмента.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
    1. Методы менеджмента

      1. Сущность и классификация методов менеджмента

В переводе с греческого «метод»  означает «путь к чему-либо». В  русском языке данный термин, обычно, используется в двух значениях:

1) как способ, прием познания, исследования явлений, процессов и систем;

2) как способ, прием выполнения какой-либо деятельности, порядок действий.

Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей и задач управления. Им присущи определенные особенности:

  • они являются инструментом целенаправленной деятельности, направлены на достижение целей и задач управления. Как только возникает цель, появляется потребность в выборе методов ее достижения;
  • применяемые методы, как правило, являются результатом выбора среди достаточно большого их перечня, содержащего научно обоснованные и проверенные практикой способы решения управленческих задач.

Методы управления необходимо отличать от методов менеджмента. Методы управления устанавливают, каким образом осуществляется любая управленческая деятельность. Методы менеджмента – особая разновидность методов управления. Область их применения – организации, представляющие собой социально-экономические системы. Принято выделять три группы методов менеджмента: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические (рисунок 5).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Методы менеджмента

 

Методы менеджмента различаются  по содержанию, назначению и возможностям. Они носят общий и обязательный характер, их применение в управлении организацией является необходимым условием ее эффективного функционирования.

      1. Организационно-распорядительные методы управления

Организационно-распорядительные методы являются специфическими рычагами организационного воздействия. По роли в процессе управления, можно выделить три группы организационно-распорядительных методов: организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные (рисунок 6).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Организационно-распорядительные методы менеджмента

 

Центральное место занимают методы организационно-стабилизирующего воздействия. Основное их предназначение заключается в установлении элементов системы управления и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления. Способы организационно-стабилизирующего воздействия включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование – довольно жесткий тип организационного воздействия. Оно заключается в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение определенного этими положениями периода. Это, во-первых, положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования предприятия в целом. Примером могут служить законы Республики Беларусь «О предприятии», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и др.

Во-вторых, – это положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев организации, их задачи, функции и полномочия. Сюда относятся устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях и др.

В-третьих, – это должностное регламентирование, осуществляемое посредством должностных инструкций, которые устанавливают основные требования к должностям, обязанности, права и ответственность должностных лиц.

Таким образом, регламентирование  определяет организационную основу управления, стабилизирует процесс управления.

Нормирование считается менее жестким типом организационного воздействия и заключается в установлении нормативов, которые служат ориентиром в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления используют нормативы: времени, численности, выработки и др. В управлении очень важно определить, где, для каких видов работ, какие, в какой форме и в каких границах следует применять нормативы. Делая такой выбор, решая вопрос о введении нормативов на те или иные виды работ, руководитель организационно воздействует на коллектив.

Всю совокупность норм, используемых при организации деятельности предприятия, принято разделять на группы по видам ресурсов:

  • нормы времени;
  • нормы трудовых затрат;
  • нормы расхода материалов;
  • нормы расхода энергоресурсов;
  • нормы расхода инструмента;
  • нормы расхода запасных частей.

Основными нормируемыми характеристиками являются:

  • норма времени (время изготовления единицы продукции);
  • норма выработки (количество продукции в единицу времени);
  • нормы управляемости (количество работников в подчинении одного руководителя);
  • норма численности (количество рабочих на единицу обслуживаемого оборудования);
  • норма производительности (выпуск продукции в единицу времени);
  • норма расхода (расход сырья, материалов, топлива или полуфабрикатов на единицу продукции).

Наиболее мягким способом организационного воздействия является инструктирование, заключающееся в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснении обстановки, задач, возможных трудностей, предостережении от возможных ошибок, в совете по выполнению каких-либо работ. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы и может осуществляться путем личных контактов, посредством телефона, электронной почты и т.д. К инструктированию относится оформление помещения необходимой организационной документацией, раскрывающей условия работы. Это стенды с наименованием организационных подразделений, схемы их расположения, порядок работы, внутриорганизационные инструкции. Очень важную роль при этом играют их лаконичность и простота, учет психологии восприятия сотрудниками. Все высказанное улучшает организационные условия работы, способствует ее успешному выполнению.

Регламентирование, нормирование, инструктирование необходимо применять комплексно.

Методы распорядительного  воздействия представляют собой способы текущей организационной работы, базирующейся на системе, сформированной организационно-стабилизирующими воздействиями. Это способы, отражающие порядок использования установленных организационных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. Основой этих способов является решение конкретных ситуаций, не предусмотренных организационно-стабилизирующими воздействиями. В связи с постоянными изменениями во внутренней и внешней среде такие ситуации в менеджменте возникают довольно часто. К методам распорядительного воздействия относятся директивы, постановления, указы, приказы, распоряжения, резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть как устным, так и письменным. Каждая из этих форм имеет свои преимущества: устная более оперативна; документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения решений.

Методы дисциплинарного  воздействия предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Они заключаются в разработке правил, устанавливающих и практически реализующих ответственность менеджеров и других сотрудников предприятия. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную, служебную ответственность. Сочетание ответственности разных видов является важным моментом правильного применения организационных методов.

Правильное использование организационно-распорядительных методов имеет большое значение для эффективности управления. Они определяют четкость и слаженность работы, оперативность принятия и реализации решений, гибкость и надежность управления.

Организационно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления. Они создают базу для эффективного применения экономических и социально-психологических методов менеджмента. При их использовании необходимо учитывать экономические интересы, социальные потребности и психологические особенности работников. Эффективность использования организационно-распорядительных методов управления определяется восприимчивостью их сотрудниками организации, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием их другим методам управления.

      1. Экономические методы управления

Экономические методы менеджмента предназначены для воздействия на экономические интересы объекта управления. Эти методы отличаются косвенным характером управленческого воздействия. Их спицифическая черта – возможность количественного соизмерения.

Экономические методы основаны на использовании  экономических интересов и разнообразных средств, стимулирующих экономическую заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении наилучших результатов их деятельности. Под экономическими методами менеджмента понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании экономических законов и приводящий в действие экономические интересы государства, субъектов хозяйствования и работников.

В систему экономических методов входят: экономический расчет государства (государственное экономическое регулирование) и экономический расчет предприятий (рисунок 7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Экономические методы менеджмента

 

Суть экономического расчета государства заключается в разработке экономического механизма и формировании экономических условий для деятельности предприятий.

Государственное экономическое регулирования реализуется путем установления макроэкономических пропорций. Для их поддержания и изменения государственные органы управления разрабатывают перспективные направления социально-экономического развития, экономическую политику и ежегодно устанавливают прогнозные показатели. Основные составляющие экономической политики: денежно-кредитная политика, бюджетная политика, налоговая политика, социальная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенное регулирование, ценовая политика, регулирование оплаты труда и др.

Экономический расчет предприятия осуществляется на трех уровнях: предприятия в целом, структурных подразделений (внутрифирменный расчет) и сотрудников (экономическое стимулирование). Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации, обеспечении прибыльности или экономической выгоды. Формами экономического расчета предприятия в целом являются бюджетный, хозяйственный и коммерческий расчет.

В бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Расширенное воспроизводство также осуществляется за счет средств собственника. На принципах этой формы расчета работают бюджетные организации, финансируемые за счет средств республиканского и местных бюджетов, планово-убыточные предприятия, производящие социально значимые товары и услуги.

Хозяйственный расчет – метод социалистического хозяйствования и управления. В системе хозрасчета предприятия самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство, причем источники прибыли находятся внутри предприятия. Ими являются увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет улучшения использования всех видов внутренних ресурсов. Внешние источники прибыли (изменение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучшего поставщика сырья и материалов, лучших потребителей, лучших финансово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.

Коммерческий расчет есть метод управления, при котором источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль как за счет более эффективного использования внутренних ресурсов, так и за счет лучшей работы с субъектами внешней среды. Например, менеджмент предприятия может увеличить прибыль путем:

  • повышения эффективности продаж более выгодным клиентам или на новых рынках;
  • заключения более выгодных договоров на поставку материальных ресурсов;
  • более эффективного размещения финансовых ресурсов в различных банках;
  • получения кредита на лучших условиях;
  • привлечения дополнительных инвестиций за счет изменения организационно-правовой формы;
  • заключения выгодных партнерских соглашений и т.п.

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как  функции управления, так и экономические  рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике.

Эта форма расчета осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия: ценообразования, финансирования, кредитования, регулирования издержек производства, экономического стимулирования и др. Их применение направлено на конечную цель коммерческого расчета — получение устойчивой прибыли.

Каждый из названных рычагов  и инструментов имеет свои способы  использования. Так, цены по структуре и уровню приспосабливаются к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства наибольшее внимание уделяется снижению затрат за счет улучшения материально-технического снабжения, повышения производительности труда, экономии живого труда, накладных расходов. В области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.

Информация о работе Методы менеджмента