Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью. С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях. В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.

Содержание

Введение стр.
1. Общая характеристика монополии стр.
2. монополии и конкуренция стр.
3. естественная монополия и её регулирование стр.
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр.
5. опыт регулирования монополий в США стр.
6. закон РФ о регулировании естественных монополий стр.
6.1.сущность закона стр.
6.2.пример по России стр.
Заключение стр.
список использованных источников стр.

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 121.35 Кб (Скачать)

     Если  бы в отрасли было более одной  фирмы, то одна из них могла бы снизить  цену и резко увеличить выпуск и, следовательно, создать трудности  с получение прибыли для своих  более мелких соперников. Таким образом, “естественность” монополии заключается  также в том, что, скорее всего  она является следствием свободного действия рыночных сил.

     Вторая  причина существования монополии  состоит в том, что одна – единственная фирма может обладать контролем  над некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

     Третья  причина существования монополии  состоит в государственном ограничении  притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в  силу того, что они покупают или  им  предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях правительство  оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные  монополии продают табак. В некоторых  странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной - единственной компании. Это  может осуществляться по политическим соображения, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями  от импортера, или и по той, и по другой причинам.

     Эти три причины могут быть связаны  между собой. Правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство в то же самое время может стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации, то есть уменьшить социальные потери, связанные с ограничение выпуска. Через патентную систему государственные структуры предоставляют права на временные монополии изобретателям, с тем, чтобы способствовать ускорению технического прогресса.

     На  рис.3.1 изображена естественная монополия  с убывающей кривой краткосрочных  средних издержек АС. Предположим, что  долгосрочные АС и МС имеют ту же форму, что и краткосрочные АС и МС. Оптимальная с точки зрения общества деятельность отрасли описывается  точкой Е1, в которой LMC  совпадает с ценой, а следовательно, и с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей.

     Объемы  выпуска ниже Q1 не эффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса) Точно также, если выпуск превышает Q1,  то экономия на издержках в результате сокращения производства продукции превышает величину ценности этой продукции для потребителей (кривая LMC расположена выше кривой спроса) Таким образом, выпуск продукции в объеме Q1, является оптимальным с точки зрения общества в целом.

     Но  как достичь данного уровня выпуска?  Антитрестовская политика, препятствующая образованию естественных монополий, ограничивала бы уровень выпуска. Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия  также ограничивала бы выпуск продукции  только на уровне Qm и тем самым обусловила бы издержки общества в размере площади замененной области FEЕ1  на рис.3.1. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил, монопольного производителя необходимо заставить производить больше Qm и назначать цену ниже Рm или посредством регулирования его деятельности, или введением государственной собственности.

     Важнейшие примеры естественных монополий  включают обеспечение водой, газом  и электроэнергией, а также местную  телефонную связь и канализацию. Существование в этих отраслях коммунального  обслуживания экономии от масштаба обуславливает  желание иметь монопольного поставщика, но тогда возникает необходимость  государственного вмешательства, с  тем, чтобы пресекать злоупотребление  монопольной властью. С учетом этого  в США и в большинстве других стран отрасли коммунального  обслуживания или являются регулируемыми, или находятся в государственной  собственности. В обоих случаях  цены устанавливаются государством, а не монополистом- производителем. 

     Задачи  регулирования: 

     Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а  цены определяться на основе предельных издержек. Как иллюстрирует рис.3.1, установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производство продукции  в объеме Q1 и требовало бы соответствующего изменения цены Р1, которая в этом случае оказывается ниже величины долгосрочных средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы норм дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулируемых агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получения дохода, достаточного для возмещения издержек.

     Решение этой проблемы - это установление двухкомпонентных тарифов, предусматривающих отдельную  и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также  оплату каждой единицы полученных услуг. Более распространенный, но менее  удовлетворительный подход заключается  в установлении цены на уровне средних  издержек. При ценах, устанавливаемых  на таком уровне, объем выпуска  не является оптимальным с общественной точки зрения, но потери для общества меньше, чем могли бы быть в случае нерегулируемой монополии.

     Существуют  две проблемы, связанные с ценообразованием на основе средних издержек.

     Первая: Q продукции производится меньше, так  как цена превышает LMC. Величина социальных потерь соответствует площади DFEE1 на рис.3.1.

     Вторая: предельные издержки предприятий сферы  коммунального обслуживания имеют  тенденцию к изменению во времени. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времени; цены же, базирующие на средних издержках, обычно не могут этого сделать  должным образом.

     Очень важно, чтобы работники регулируемых агентств проявляли активный интерес к эффективности работы регулируемых или находящихся в государственной собственности фирм. Работники регулируемых агентств должны следить за эффективностью работы этих фирм путем проверки исполнения важных управленческих решений и сравнений с любыми предприятиями  коммунального обслуживания, оказывающими аналогичные услуги. Возможно, временами необходимо обеспечивать прибыли выше нормальных, а временами - ниже нормальных, с тем, чтобы поощрить за хорошую работу или наказать за неэффективную.

     Антитрестовская политика и экономическое регулирование  деятельности естественных монополий  представляют собой сугубо специфическую  для Америки ответные меры на проблему монопольной власти. Дебаты по поводу антитрестовской политики всегда привлекают как тех, кто выступает за ужесточения правил регулирования, так и тех, кто помогает, существующие правила препятствуют эффективной работе предприятий. Проблемы, связанные с властью монополий, достаточно трудны для их изучения теоретически, когда известны все кривые издержек и спроса, а целью является эффективность; они на много сложнее в реальном мире, где много неопределенности, а цели являются политически заданными.

                      

       4.Ценовая  дискриминация и  доминантные фирмы. 

     Иногда  у фирм обладающих властью над  рынком имеются две или более  группы клиентов с различными кривыми  спроса. Предположим, например, что  авиакомпания “Хэппи Скайз” обслуживает пассажиров двух категорий, бизнесменов и туристов. Спрос на авиапутешествия для отдыха является эластичным, тогда как спрос на деловые полеты неэластичен по цене.

     Предположим, что “Хэппи Скайз” назначает одинаковую цену для всех своих клиентов, но ее самолеты летают полупустыми. Она получает прибыли, но хотела бы увеличить свои доходы за счет заполнения пустующих мест. Она могла бы заполнить эти места за счет снижения цен, установленных ею для пассажиров- бизнесменов, а также для пассажиров- туристов. Однако, снижение цены, установленной для пассажиров- бизнесменов, уменьшило бы получаемый от этих клиентов доход, тогда как снижение цены для обыкновенных авиапутешественников повысило бы получаемы от них доход. Следовательно, “Хэппи скайз” желала бы снизить цену только для пассажиров, летающих на отдых.

     Для того чтобы назначать различные  цены для двух групп пассажиров, “Хэппи Скайз” необходимо определить к какой категории принадлежит тот или иной клиент, а также помешать отдыхающим приобретать билеты по низким ценам и перепродавать их бизнесменам. Авиакомпании часто справляются с обеими задачами, назначая более низкую плату для авиапассажиров, летающих на отдых, чьи поездки включают субботу. Бизнесмены же в отличие от них желают попасть домой на уик-энд. В соответствии с этим отдыхающие обнаруживают себя, составляя график своих путешествий так, чтобы пользоваться преимуществами скидки. Это пример ценовой дискриминации.

     Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для  различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

     “Хэппи Скайз” будет рассматривать возможность снижения цены для любой категории пассажиров только в том случае, если спрос данной группы является эластичным, так как только в этом случае снижение цены увеличивает доход авиакомпании. С другой стороны, если спрос какой-либо категории клиентов неэластичен, то “Хэппи Скайз” может увеличить свои прибыли путем увеличения цены, которую она может увеличить для данной категории пассажиров. Ценовая дискриминация - это совершенно разумная политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирма, и в то же время на реализацию продукции и получения прибыли.

     Вот другой пример. Большинство музеев вводят специально низкую входную плату  для студентов и более высокую  плату для остальных посетителей. Здесь вновь присутствует ценовая  дискриминация. Дело в том, что спрос  студентов на посещение музеев характеризуется  более высокой эластичностью, чем  спрос большинства “взрослых” посетителей. Снижение входной платы для студентов  приводит в музеи многих из них, не уменьшая при этом доход, получаемый за счет установления более высокой  цены для посетителей, чей спрос  менее чувствителен к цене. Поскольку, даже продавцы, обладающие слабой властью  над рынком, могут практиковать ценовую  дискриминацию, можно утверждать, что  ценообразование такого рода является вполне обычным делом.

     Если  фирма обладает властью над рынком и может проводить политику ценовой  дискриминации, она увеличивает  свои собственные прибыли и осуществляет перераспределение выгод от группы с неэластичным спросом в пользу группы с эластичным спросом. Группа с эластичным спросом получит  возможность приобретать больше по более низкой цене, но и продавец получит возросшие прибыли. Однако кто-то должен платить. Этот “кто-то”  и есть та группа, спрос которой  относительно нечувствителен к цене и из которой, следовательно, можно  “выжать” прибыль. Выиграет от этого  общество в целом или проиграет  – все зависит от размеров групп  и соотношений между их кривыми  спроса.

     В начале 20 века сталелитейная промышленность США состояла из множества мелких продавцов. Корпорация “Юнайтед Стайтс Стил” была создана в результате слияния фирм в 1901 году. В то время ей принадлежало около 65% суммарных мощностей по производству стали в США.

     Поскольку каждый из соперников “Юнайтед Стайтс Стил” был слишком мал для того, чтобы влиять на цену при помощи своих собственных действий, они вели себя как конкурентные ценополучатели. Следовательно, поведение фирм на этом конкурентном дополнении рынка может быть обобщено при помощи кривой предложения. “Юнайтед Стайтс Стил”, напротив, была способна оказывать своими собственными действиями влияние на цену. Такого рода доминантная фирма должна принимать в расчет как соотношение между ценой и количеством вдоль всей рыночной кривой спроса, так и результаты своего воздействия на поведение конкурентного дополнения.

         

      
            
 

     На  рис.4.1а. показана рыночная кривая спроса D для отрасли, в которой есть доминантная  фирма и конкурентное дополнение, наряду с кривой предложения конкурентного  дополнения S. Предположим, фирмы аутсайдеры принимают в качестве данной цену, установленную доминантной фирмой. Они будут продавать столько, сколько захотят предложить по данной цене. Таким образом, количество продукции, которое может продать доминантная  фирма при любом уровне цены, представляет собой разницу между совокупным рыночным спросом и объемом предложения  конкурентного дополнения.

     Эта разница предстаёт в виде кривой избыточного спроса ED на рис.4.1б,

     которая как раз и соответствует разнице между кривой D и S. Так как доминантная фирма сталкивается с кривой спроса ED, она максимизирует свои прибыли, выбирая объем выпуска Qdf, при котором соответствующая кривая предельного дохода МR пересекает кривую. Ее предельных издержек МС. Чтобы продавать Qdf единиц продукции за период, она установит цену, равную Pdf, значение которой задается кривой спроса ED, с которой сталкивается сама доминантная фирма. При данном значении цены рыночный спрос равен Qd, а предложение конкурентного дополнения равно Qcf. При этом кривая ED более пологая, чем D. Это объясняется тем, что рост цен теперь приводит к сокращению спроса на продукцию доминантной фирмы, как за счет уменьшения совокупного рыночного спроса, так и за счет наращивания объема предложения со стороны конкурентного дополнения. Чем более эластична кривая предложения конкурентного дополнения, тем более эластична кривая спроса, с которой сталкивается доминантная фирма. Так как кривая предложения конкурентного дополнения будет более эластична в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, то кривая спроса для доминантной фирмы также будет более эластичной в долгосрочном периоде.

Информация о работе Естественные монополии