Естественные
монополии экономические
проблемы регулирования
и совершенствование
системы регулирования
Введение
Переходное
состояние экономики России выявило
множество противоречий и проблем,
среди которых можно отметить
и поиск оптимальных форм государственного
регулирования естественных монополий.
Формирующиеся рыночные отношения
потребовали от институтов власти изменения
структуры хозяйственных связей
в естественно – монопольных
отраслях. Данное обстоятельство вызвало
необходимость более детальной
оценки разнообразных методов регулирования
естественных монополий, а также
разработки и внедрения ранее
не применявшихся методов в экономической
практике России. Стремление перевести
всю структуру экономики на чисто рыночные
механизмы без учета специфики национальной
экономики и особой роли ряда отраслей,
обеспечивающих национальную энергетическую
безопасность, национальные экономические
и внешнеполитические интересы страны,
чревато дестабилизацией экономики, разрывом
единого экономического пространства
страны, ослаблением позиций в мировой
экономике и политике. В связи с этим большое
значение приобретают не только ценовые
методы регулирования естественных монополий,
широко известные в экономической теории
и практике, но и альтернативные им неценовые
методы, способные в ряде случаев привести
к более эффективным результатам. В России
внимание к проблеме регулирования
естественных монополий стало привлекаться
только в начале 90-х годов 20 века, поскольку
до этого момента в стране существовал
иной способ экономических отношений,
основанный на огосударствлении экономики.
Данное обстоятельство предопределило
недостаточную теоретическую разработанность
проблемы, а также правовой базы регулирования
естественных монополий. Но, несмотря
на столь небольшой срок, в российской
практике уже накоплен определенный опыт
такого регулирования и его правового
оформления, а также ведутся интенсивные
теоретические разработки. В России исследованием
разных аспектов существования, функционирования,
развития естественных монополий и их
регулирования занимаются такие экономисты,
как Авдашева С., Бутыркин А., Ворожейкин
В., Городецкий А., Дерябина М., Кокорев
В., Коломийченко О., Королькова Е., Крафт
Г., Крюков В., Никитин С., Никифоров А, Павленко
Ю., Тиссен Е., Третьяк В., Цапелик В., Шаститко
А. и другие. Зарубежная практика исследования
естественных монополий имеет многолетнюю
историю изучения. Первыми из зарубежных
экономистов, обративших внимание на проблему
естественных монополий и сформулировавших
само понятие «естественная монополия»,
были представители неоклассической школы
Курно А. и Маршалл А. В дальнейшем изучением
естественных монополий занимались Аткинсон
Э., Баумоль У., Вилиг Р., Вэриан Х., Демсец
Г., Дюпюи Ж.., Кан А., Лернер А., , Найт Ф.,
Панзар Дж., Пигу А, Рамсей Ф., Робинсон
Дж., Фостен С., Хикс Дж., Цейтен Ф., Чемберлин
Э., Эли Р. и другие. Однако предметом исследования
методов регулирования естественных монополий
являются, как правило, ценовые методы.
Анализу неценовых методов уделяется
мало внимания, с чем нельзя согласиться,
особенно с учетом специфики российской
экономики. Основными
целями работы является комплексный подход
к изучению проблем функционирования
и регулирования естественных монополий
и раскрытие на этой основе особенностей
неценовых методов регулирования естественных
монополий.
Содержание
1.1.Естественные
монополии: причины возникновения.
1.2.Особенности
и роль естественных монополий.
1.3Нормативно-правовая
основа естественных монополий
1.4Естественные
монополии в России.
2.1Проблемы
регулирования деятельности естественных
монополий
2.2Методы регулирования
деятельности естественных монополий
1.1
Естественные монополии:
причины возникновения
Естественная
монополия может возникнуть только
в том случае, когда эффективное
производство и распределение любого
объема продукции или услуги возможно
лишь при наличии одной фирмы
– производителя. Это обусловлено
целым рядом специфических причин,
которые можно объединить в 3 группы.
В
первую группу следует включить фундаментальные
причины следующего характера:
а)
особенности технологии. Именно технология
определяет возможные способы доставки
и производства продукции, энергоснабжения
и т.п. Так, например, в производстве тепло-
и электроэнергии существует определенная
технологическая особенность, связанная
с невозможностью хранения продукции,
высокими издержками производства тепловой
энергии и относительной низкой себестоимостью
электроэнергии по сравнению с тепловой.
Это обуславливает производство двух
типов энергоносителей только в рамках
одного предприятия и необходимость создания
сложного производственного цикла, включающего
как само производство, так и доставку
до конечного потребителя;
б)
положительная отдача
от масштаба. Данная причина присуща
всем монополиям и возникает от снижения
средних издержек по мере увеличения выпускаемой
продукции;
в)
субаддитивность издержек. Характеризует
издержки, величина которых для одной
фирмы меньше, чем для двух и более, при
заданном положительном уровне производства.
Наличие двух и более производителей ведет
к неоправданно высоким общественным
издержкам по созданию параллельной инфраструктуры
(железные дороги, теплотрассы, ЛЭП, газа
и нефтепроводы). При этом субаддитивность
издержек точнее всего определяет вид
естественной монополии, а вернее принадлежность
той или иной компании к естественной
монополии;
г)
уникальность продукции
и ресурсов. Уникальность товаров или
услуг, произведенных естественными монополистами,
заключается в их особых потребительских
свойствах и невозможностью замены на
другие товары или услуги (низкая эластичность
спроса). Ресурсы, которые используют в
производстве товаров и услуг естественные
монополисты, также играют большую роль
в их происхождении. К ним можно отнести,
в частности, инфраструктуру (производственный
комплекс) и само сырье, из которого производится
товар;
д)
экономия на разнообразии. Данная причина
состоит в том, что при выпуске одного
продукта или услуги естественный монополист
производит другие сопутствующие продукты
или услуги, которые сокращают совокупные
издержки производства.
Вторую
группу образуют причины
организационного и
ситуационного характера:
а)
вертикальная интеграция
деятельности при наличии
сетевых структур.
В данном случае естественная монополия
возникает по причине интеграции всей
производственной структуры, начиная
от добычи сырья и заканчивая сбытом продукции
конечным потребителям;
б)
факторы (институциональные,
материально-технические,
организационные), формирующие
рыночную ситуацию. Указанные факторы
имеют универсальный характер и воздействуют
на экономическое состояние страны в целом
(сложившиеся экономические институты,
материально-техническое состояние экономики,
формы организации и управления экономикой
и т.д.);
в)
наличие секрета или
патента. Данная причина кроется в большей
степени в юридических (правовых) вопросах.
В период возникновения естественных
монополий как субъектов рынка в конце
19 века имела более важное значение, однако
сохраняет частичное значение и в современной
экономике.
Следует
выделить также и еще одну, особую
причину, а именно национальную
безопасность. Многие из отраслей естественных
монополий являются стратегически важными
сферами в экономическом развитии и национальной
безопасности страны, в обеспечении единого
территориального, экономического и оборонного
пространства государства. Эта причина
не фигурирует в числе стандартных причин
естественных монополий, но для такой
страны, как Россия, она имеет исключительное
значение.
1.2
Роль естественных монополий
в экономике России.
Естественные
монополисты - это предприятия, занимающие
важное место в экономике страны
и способные существенно влиять
на экономический рост и увеличивать
его темпы, например, за счет стабильности
в стоимости энергоресурсов и
транспортных перевозок железной дорогой.
Своевременное переоснащение основных
средств этих отраслей (так, в производстве
и распределении электроэнергии,
газа и воды степень их износа в 2005
г. составила 55.6% причем их полная стоимость
почти равна стоимости основных фондов
во всей обрабатывающей промышленности
России – более 3 трлн. руб.)1 будет
мультиплицировать технологические процессы,
что крайне важно для современной России.
Обновление основных средств естественных
монополистов вызовет рост производства
в смежных и зависимых отраслях, увеличит
число рабочих мест и налоговых поступлений
в бюджет. Например, в производстве
трубопроводного транспорта, турбин для
ГЭС и подвижного состава железных дорог
задействовано, как минимум, две отрасли:
машиностроительная и сталелитейная.
А если учесть, что в производстве косвенно
принимают участие дорожно-строительная
(в начале 2000-х г.г. стоимость прокладки
гравийной дороги в районах Крайнего Севера
составляла порядка 5 млн. руб. за километр)
и строительная отрасли, то можно говорить
о существенном увеличении ВВП, числа
занятых и налогов, которые поступят в
бюджет впоследствии. Естественные монополии
как налоговые агенты в современной России
играют решающую роль, что особенно важно
в условиях трансформации экономики. Поступления
в бюджет от экспорта газа и нефти позволили
сформировать колоссальный стабилизационный
фонд, расплатиться с большей частью внешнего
государственного долга, значительно
поднять экономические рейтинги России. Также
необходимо отметить тот факт, что естественные
монополисты способны оказывать влияние
на политическую и общественную жизнь
страны. Этот факт нередко проявляется
в решениях, принимаемых органами исполнительной,
законодательной и судебной ветвей власти.
Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих
свою хозяйственную деятельность за пределами
страны, совпадают с интересами государства.
Возможно оказание влияния на сопредельные
страны в целях реализации национальных
экономических и политических интересов
страны, укрепления внешнеэкономических
позиций крупных российских товаропроизводителей,
усиления интеграционных процессов. На
мировой арене Россия все более заявляет
о себе как об «энергетической державе»,
активно влияя на энергетические рынки.
Правда, здесь кроется определенная опасность
для России - стать сырьевым придатком
развитых стран и попасть в зависимость
от стран - импортеров. Избежать такого
положения в будущем поможет только грамотная
комплексная диверсификация рынков
сбыта, в которой отдельное место в поставках
должно отводиться не одной стране, а группе
стран. Например, проект прокладки нефтепровода
и газопровода с месторождений в Западной
Сибири до Тихоокеанского побережья позволит
«убить двух зайцев сразу»: газифицировать
дальневосточные районы страны, построить
ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов
на территории все того же Дальневосточного
округа и поставлять энергоресурсы, как
минимум, четырем странам (США, Япония,
Южная Корея и быстро развивающийся Китай).
Соответственно возрастет политическая
и экономическая роль России в этом регионе.
Также начинает реализовываться проект
строительства газопровода по дну Балтийского
моря, который свяжет Россию и Западноевропейские
страны. Данный проект позволит экспортировать
российскую нефть потребителям напрямую,
минуя территорию других государств. При
этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки
через эти страны и издержки, связанные
с незаконным подключением к нефтепроводам
и газопроводам. Немаловажной отличительной
особенностью российских естественных
монополий можно считать их конкурентное
преимущество на внешнем рынке. Так, например,
ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно
конкурирует с производителями из Северной
Африки и Северной Европы. Особая роль
естественных монополий в России вызывается
и целым набором специфических факторов,
присущих нашей стране (природно-климатический,
географический, геополитический и др.).
Эти факторы обуславливают острую необходимость
стягивания огромной территории России
в единое экономическое пространство,
обеспечения энергетического, транспортного,
оборонного единства страны. Данную задачу
во многом решают именно крупные хозяйственные
комплексы в сферах естественных монополий.
В силу этого они приобретают в России
государство образующий характер, становятся
«становым хребтом» национальной экономики
и государства.
1.3Нормативно-правовая
основа естественных
монополий
История
российского законодательства о
естественных монополиях насчитывает
всего несколько лет, но и за это
короткое время сферы естественных
монополий уже кардинально изменились
и продолжают уточняться в настоящее
время. B условиях советской экономики
естественные монополии, как специфический
предмет государственно-правового регулирования
не выделялись, потому, что монополиями
в своем роде были все отрасли народного
хозяйства и такой надобности не возникало.
По мере же проведения реформ, направленных
на создание рыночной экономики, становилась
все более очевидной необходимость выделения
в ней сектора, где экономические отношения
не поддаются свободной конкуренции и
потому нуждаются в особом правовом режиме.
С середины 90-х годов началась практическая
работа по формированию нормативно-правовой
основы естественных монополий и интенсивно
проводится до сих пор. Фундаментальное
значение имеет Федеральный закон "О
естественных монополиях", принятый
19 июля 1995 г. и определивший правовые основы
федеральной политики в отношении естественных
монополий в Российской Федерации. Им
выделена и регулируется деятельность
субъектов естественных монополий в следующих
сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам; транспортировка
газа по трубопроводам; услуги по передаче
электрической и тепловой энергии; железнодорожные
перевозки; услуги транспортных терминалов,
портов, аэропортов; услуги общедоступной
электрической и почтовой связи. Узаконенные
естественные монополии охватывают не
всю соответствующую отрасль народного
хозяйства (газовую, железнодорожную и
т.п.), а лишь ее передающие ("перевозящие")
элементы. Например, в нефтяной промышленности
— только транспортировку нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам; в газовой
промышленности — транспортировку газа
магистральным трубопроводам и в том числе
газораспределительную сеть и хранение
газа; в энергетике также монополизм заключается
только в услугах по передаче и распределению
электроэнергии. Услуги транспортных терминалов
— это производственные операции (приемка,
перемещение, хранение и сдача грузов),
но лишь те, которые органично увязаны,
"слиты" с конкретным перевозчиком
грузов, т.е. могут проводиться на его территории
только в специально отведенных местах.
Услуги портов и аэропортов близки по
значению к услугам транспортных терминалов.
Они включают производственные и иные
трудовые операции по обработке грузов,
обслуживанию пассажиров, морских и речных
судов, самолетов.
В отношении
некоторых сфер естественных монополий
приняты регулирующие их специальные
нормативно-правовые акты, например, федеральные
законы "О связи" от 16 февраля 1995г.,
"О почтовой связи" от 17 июля 1999г.,
"О федеральном железнодорожном
транспорте" от 25 августа 1995г., постановления
Правительства РФ "О мерах по
сокращению перекрестного субсидирования
потребителей по отдельным видам
услуг связи" от 13 августа 1996г. №950
и "О развитии газификации Российской
Федерации в 1996—2000 годах" от 18 июля
1996г. №819. В основной своей части в нормативно-правовую
основу естественных монополий входит
принятый впервые в юридической практике
нашего государства Федеральный закон
"Об энергосбережении", вступивший
в силу 10 апреля 1996г. Он определяет нормативно-правовую
основу по эффективному использованию
энергетических ресурсов, прежде всего
электрической и тепловой энергии, на
всех стадиях при их добыче, производстве,
переработке, транспортировке, хранении
и потреблении. Установление оптимальных
цен на товары естественных монополий
- особая забота государства. Ценообразованию
в сферах естественных монополий посвящены
многие акты всех уровней. В состав нормативно-правовой
основы естественных монополий входят
законы и иные нормативные акты, принимаемые
не только федеральными органами государственной
власти, но и субъектами Российской федерации
по вопросам, которые находятся в их исключительном
ведении или в совместном ведении с Российской
Федерацией. Это право субъектов Российской
Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции
РФ, конституциях и уставах субъектов
Федерации. Нормативно-правовая основа
естественных монополий также тесно связана
с нормативно-правовой основой конкуренции
и монополистической деятельности. Естественные
монополии окружает конкурентная рыночная
среда, но сами они могут осуществлять
монополистическую деятельность, и в начале
экономических реформ высказывалось мнение,
что нет необходимости создавать специальную
нормативно-правовую систему в области
естественных монополий, а их регулирование
должно стать составной частью единого
закона о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности. В конце концов, Законодательство
о естественных монополиях получило самостоятельное
развитие, но действует оно неизолированное
от конкурентного. В частности, отдельные
статьи Федерального закона "О естественных
монополиях" содержат ссылки на Федеральный
закон "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках", а многие положения последнего,
как акта более общего порядка, применяются
к естественным монополиям, что создает
некоторые трудности в реализации обоих
федеральных законов.