Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью. С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях. В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.

Содержание

Введение стр.
1. Общая характеристика монополии стр.
2. монополии и конкуренция стр.
3. естественная монополия и её регулирование стр.
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр.
5. опыт регулирования монополий в США стр.
6. закон РФ о регулировании естественных монополий стр.
6.1.сущность закона стр.
6.2.пример по России стр.
Заключение стр.
список использованных источников стр.

Работа содержит 1 файл

12.docx

— 121.35 Кб (Скачать)

     Отталкиваясь  от монопольного объема выпуска Qm , предположим, что выпуск продукции каким - то образом возрос на одну единицу. Соответствующий выигрыш для общества представлял бы собой разницу между предельной ценностью дополнительной единицы для покупателей и предельными издержками ее производства, или (Pm - МСm). Точно также, если бы за тем была произведена вторая дополнительная единица, то дополнительный выигрыш для общества представлял бы собой разницу между предельной ценность (P) и предельными издержками (МС) при этом объёме выпуска. Продолжая в том же духе до тех пор, пока выпуск не достигнет конкурентного уровня Qc, мы видим, что величина чистой выгоды, связанной с увеличением производства ещё на одну единицу, измеряется величиной вертикального разрыва между ценой и предельными издержками при каждом объёме выпуска. Суммируя эти вертикальные отрезки, мы получаем (в виде заштрихованного треугольника АЕкЕМ) общую величину социального выигрыша, который имел бы место в результате увеличения выпуска с монопольного до конкурентного уровня.

     Таким образом, социальные издержки, связанные  с монополией – это альтернативные издержки. Они представляют собой  общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня, а не стимулируя его расширения до конкурентного уровня.

     Итак, экономия от масштаба обуславливает  эффективность производства в некоторых  отраслях только при наличии в  них одного производителя. Это правило  действует, если монополия функционирует  с фиксированной, неизменной технологией. Но картина меняется, когда происходят нововведения и технический прогресс.

     Монополия-это  зло, но стандартная технология и  того хуже. Осознавая это, правительства  большинства стран в целях  ускорения технического прогресса  предоставляют изобретателям права  на временные монополии. В США  патенты обеспечивают монопольные  права в течение 17 лет. Многие крупные  фирмы, такие как, “Жилет”, “АТ&Т”, “Ксерокс” начинали как патентные  монополии. Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок даже монополий - “долгожителей”.

     Существует  другого рода связь между монополией и техническим прогрессом. Йозеф  Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью, -  это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер доказывал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоду, как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования. Шумпитер так же утверждал, что может иметь место экономия от масштаба в области исследования и разработок; объединения двух небольших лабораторий может способствовать росту совокупного результата исследований.

     Таким образом, предпринимающиеся усилия в области исследований и разработок, должны быть разумных размеров, и некоторая  власть над рынком может тут помочь. Но технический прогресс в большинстве  областей зависит не от гигантских фирм, обладающих огромной монопольной  властью. Скорее всего, в силу патентного законодательства монополия является результатом технического процесса, а не его причиной.

                      

     3.Естественная  монополия и ее  регулирование. 

     Естественная  монополия (natural monopoly) - разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.

     Согласно  законодательству РФ состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи, с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В РФ регулируются следующие сферы действия естественных монополий:

         -транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

     -транспортировка  газа по трубопроводам;

     -услуги  по передаче электрической и  тепловой энергии;

     -железнодорожные  перевозки;

     -услуги  транспортных терминалов, портов, аэропортов;

     -услуги  общедоступной электрической и  почтовой связи;

     -оперативно-диспетчерское  управление в энергетике;

     -использование  инфраструктуры внутренних водных путей;

     Под государственным управлением естественными  монополиями понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, которая проявляется  в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые субъекты и преследует своей целью достижение требуемых макроэкономических показателей. Основной целью государственной  антимонопольной политики является обеспечение эффективного использования  рыночных механизмов для поддержания  нормального конкурентного климата.

     Регулирование деятельности естественных монополий  – комплексный процесс с вовлечением  в него большого количества участников со стороны государственных органов  и различного рода некоммерческих организаций, выступающих как в интересах  потребителей, так и самих монополий.

     Естественно-монопольное  законодательство устанавливает монопольные  права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности  распоряжения собственностью в этих отраслях.

     В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое  лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие  включения в Реестр субъектов  естественных монополий, в отношении  которых осуществляется государственное  регулирование и контроль, и условие  утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в  Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление  субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

     В соответствии с приказом Федеральной  службы по тарифам от 26.09.2004 №59 «Об  утверждении временного положения  о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых  осуществляются государственное регулирование  и контроль» Реестр субъектов  естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в  бумажной и электронной форме  информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

     Реестр  субъектов естественных монополий  носит заявительный характер и формируется  на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также  по заявлению самих организаций  о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.

     Председатель  Правительства РФ Владимир Владимирович Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. В программе сказано, что для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия:

     - внесение изменений в федеральный  закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия  субъекта естественной монополии,  определение статуса реестра  субъектов естественных монополий  и порядка контроля экономической  концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;

     - внедрение в систему госрегулирования  ряда отраслей метода экономически  обоснованной доходности инвестированного  капитала, метода сравнительного  анализа и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

     - обеспечение эффективности закупочной  деятельности субъектов естественных  монополий путем установления  обязательных требований к проведению  торгов. Такие процедуры должны  обеспечивать прозрачность и  состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов  естественных монополий и будет  способствовать снижению роста  тарифов;

     - выделение из сферы деятельности  субъектов естественных монополий  отдельных видов работ, которые  могут быть произведены сторонними  компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ  по подключению к системам  коммунальной инфраструктуры);

     - активизация работы по развитию  конкуренции в сопряженных с  естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;

     - принятие правил не дискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.

     Важной  антикризисной мерой является поддержка  спроса путем расширения закупок  для государственных нужд, а также  нужд государственных корпораций и  субъектов естественных монополий.

     Один  из примеров монополии - услуги местной  телефонной связи - указывает на основную причину существования монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря  экономии от масштаба многие отрасли  являются естественными монополиями. Если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят что отрасль является естественной монополией.

         

     Чтобы исследовать этот случай, покажем  на рис.3.1 кривые спроса и издержек для  монополии, действующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска, тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.

     Монопольной цене и объему выпуска соответствует  точка Е2 , при этом объеме выпуска MR=MC. В точке Е2 монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm - АСm)* Qm. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точка Е1 на рис.3.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CЕ1, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.

     Монополия в данном случае является “естественной” в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы, если бы тот же объем выпуска производился единственной фирмой?  Так как средние издержки растут по мере  падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился бы только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превращение в монополию.

Информация о работе Естественные монополии