Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Концентрация производства представляет собой объек­тивный процесс сосредоточения средств производства, рабо­чей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства яв­ляется увеличение объема получаемой прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

естественные монополии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7

1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7

1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12

1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15 

1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16

Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………….29

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение

Концентрация производства представляет собой объек­тивный процесс сосредоточения средств производства, рабо­чей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.

Определяющим мотивом концентрации производства яв­ляется увеличение объема получаемой прибыли.

Концентрация капитала — это увеличение размеров ка­питала в результате накопления (капитализации) части при­бавочной стоимости.

Накопление прибавочной стоимости увеличивает произ­водительно используемый капитал как на отдельных пред­приятиях, так и в масштабе макроэкономики в целом. Кон­центрация капитала характеризуется следующими показате­лями: числом работающих на предприятии, производствен­ной мощностью предприятия, количеством перерабатывае­мого сырья, объемом товарооборота, размером прибыли.

Развитие машинного производства, применение достиже­ний науки и техники стали возможными лишь в условиях концентрации капитала и крупного производства.

Мелкое товарное производство не может привести к высокой степе­ни концентрации, хотя и подготавливает для этого необхо­димые условия. Особенно крупный толчок концентрации ка­питала дало развитие таких видов производства, которые требуют огромных единовременных инвестиций, например, строительство железных дорог.

Концентрация капитала дополняется централизацией ка­питала.

Централизация капитала — это рост размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или по­средством добровольного объединения нескольких само­стоятельных капиталов в форме акционерных обществ.

Централизация капитала осуществляется в условиях конкуренции и приводит к перераспределению уже имею­щихся в макроэкономике капиталов. Они не влияют на вели­чину всего общественного капитала.

В современных услови­ях централизация быстро развивается. Это связано с тем, что акционерные общества, составляющие большинство со­временных предприятий, обладают значительными возмож­ностями финансового поглощения.

Различают горизонтальную и вертикальную концентра­цию производства.

Горизонтальная концентрация производства — это ук­рупнение предприятий и фирм в пределах определенной от­расли макроэкономики. Она представляла основную форму концентрации производства в эпоху свободной конкурен­ции, а также в первые десятилетия XX в.

Вертикальная концентрация производства — это про­цесс сосредоточения производства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики. Она получила широкое развитие в условиях научно-технической револю­ции и не замыкается рамками комбинирования в рамках отрасли.

Современные монополии включают не только предприя­тия, поставляющие предметы труда, но и удовлетворяющие их потребности в оборудовании. Такую концентрацию со­пряженных производств следует отнести к диверсификации производства.

Диверсификация (разнообразие) — это расширение но­менклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с увеличением выпус­ка основной продукции, а также с организацией новых ви­дов производства, проникновением в другие отрасли и сфе­ры макроэкономики.

В результате диверсификации предприятия превращают­ся в многосторонние сложные комплексы, включающие раз­личные фирмы и комбинаты, которые весьма отдаленно свя­заны с первоначальным видом деятельности.

Диверсифика­ция производства связана с диверсификацией инвестиций, расширением номенклатуры внутренней и внешней торгов­ли.

Диверсификация облегчается акционерной формой пред­приятий. Крупные предприятия помещают свои капиталы в другие производства и отрасли экономики путем скупки ак­ций компаний, производящих иные товары. Диверсифика­ция вызывает слияние капиталов и образование фирм — конгломератов.

Конгломераты — это одна из форм объединений, возник­шая в 60-х годах XX в. преимущественно в США. Конгломерационные слияния бывают двух типов: функциональные (объединяют фирмы, взаимосвязанные в процессе производ­ства) и инвестиционные (объединяют фирмы без всякой производственной общности). К возникновению собственно конгломератов ведут слияния второго типа.

Концентрация производства на определенном уровне своего развития подводит к возникновению монополий. Концентрация производства, достигнув высшей ступе­ни развития, создает возможность возникновения монопо­лий. Пока концентрация производства была еще сравни­тельно незначительной, возникновение монополистических объединений было невозможно. Многие тысячи разрознен­ных предприятий не могут прийти к соглашению друг с дру­гом об установлении единых цен на товары, о размежева­нии рынков сбыта. Напротив, когда в каждой отрасли гос­подствующее положение занимают несколько десятков крупнейших предприятий, то они могут договориться друг с другом и создать монополистическое объединение.

   Актуальность данной темы заключается в том, что концентрация производства на высшей ступени своего развития обусловливает необходимость возникновения мо­нополий.

Конкуренция между крупными предприятиями имеет особенно разрушительный характер и чревата для них большими потерями. В целях ограничения конкурен­ции, установления высоких цен на товары и получения вы­сокой прибыли крупным предпринимателям необходимо объединиться в монополистические союзы.

Промышленные монополии представляют собой укрупнение предприятия или объединения крупных промышленных капиталов, сосредоточивающих значительную долю произ­водства товаров и использующих свое положение для повы­шения цен и присвоения монопольно высокой прибыли.

Однако первопричину монополий нельзя усматривать ни в политике банков, ни в политике государства. Причина об­разования монополий находится в сфере производства.

     Цель работы заключается  в рассмотрении  видов  монополий и методов господства их  современном обществе, а также проанализировать, какую роль на современном этапе развития экономики играют монополии.

Задачи:

-раскрыть понятие монополии в экономической теории

-дать  определение  сущность и формы монополистических объединений

-проанализировать  сущность естественной  монополия и конкуренции на рынке естественной монополии

-раскрыть   роль естественной монополии в российской рыночной экономике и ее государственное регулирование.

При рассмотрении теоретической части в работе были использованы труды Б..Ф. Борисова Курс М.Н. Чепурина, Л.Л. Любимова,  С.С. Носовой и др.

При анализе  современного положения российских монополий были использованы статьи из экономической литературы  Грефа Г.,  аналитические отчеты Счетной палаты  Совета Федерации Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие монополии в экономической теории

1.1. Сущность и формы монополистических объединений

Монополии — это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения моно­польных прибылей[1].

Формирование и рост монополий исторически неразрыв­но связаны с перерастанием капитализма свободной конку­ренции в монополистический капитализм.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ре­сурсов создают возможность для ускорения научно-техни­ческого прогресса.

Осуществляется это тогда, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Наоборот, монополии могут надолго задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их мо­нопольным позициям.

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений[2]:

1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, корнеры. Эти наименования относятся к раз­личным странам. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах.

Их участники принимали на себя обязательства продавать свои товары по единым ценам;

2)              картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой само­стоятельности, но предусматривающее между ними согла­шение по ряду вопросов.

Картельные соглашения включают в себя:

—  установление единых монопольно высоких цен. По ним участники картеля обязуются продавать свои товары на рынке;

—  размежевание рынков сбыта. Ограничение только цен оказывается недостаточным. Если бы все члены картеля мог­ли свободно продавать свои товары на любом рынке, то в результате конкуренции и возможного значительного пред­ложения товаров цены на них понизились бы. Поэтому не­обходимо размежевание среди членов картеля рынков сбы­та. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары только в определенных регионах;

—  ограничение размеров производства с целью ограниче­ния предложения товаров на рынке. Это дает возможность удерживать высокие цены. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают установление определенного ас­сортимента производимых товаров для всего картеля с вы­делением определенной доли, или «квоты», для каждого члена картеля;

—  создание специальных антистачечных фондов, органи­зация локаутов. Картельные соглашения содержат пункты, направленные против организованного рабочего движения.

3)              синдикаты. Синдикат — это объединение ряда пред­приятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности.

В картеле каждый участник объединения самостоятель­но реализует свою продукцию по установленной картелем цене. В синдикате предусматривается сдача всей продукции синдикату, которые реализует ее через свои сбытовые орга­низации.

Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г.;

4)              тресты. Трест — это объединение собственности и уп­равления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельно­сти как в коммерческом, так и в производственном отноше­ниях.

При организации треста все входящие в его состав пред­приятия переходят в собственность треста. А входящие в состав треста предприниматели получают часть акций трес­та, соответствующую величине их капитала. Трест не толь­ко реализует продукцию входящих в него предприятий, но и полностью распоряжается ими;

Информация о работе Естественные монополии