Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:16, курсовая работа
Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие монополии в экономической теории…………………….7
1.1.Сущность и формы монополистических объединений…………………..7
1.2. Естественная (чистая) монополия и конкуренция……………………12
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
1.3.Определение объема производства, цены и максимизация прибыли….15
1.4. Ценность естественной монополии с точки зрения общества………16
Глава 2 Роль естественной монополии в российской рыночной экономике и государственное регулирование……………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.
Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли.
Концентрация капитала — это увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибавочной стоимости.
Накопление прибавочной стоимости увеличивает производительно используемый капитал как на отдельных предприятиях, так и в масштабе макроэкономики в целом. Концентрация капитала характеризуется следующими показателями: числом работающих на предприятии, производственной мощностью предприятия, количеством перерабатываемого сырья, объемом товарооборота, размером прибыли.
Развитие машинного производства, применение достижений науки и техники стали возможными лишь в условиях концентрации капитала и крупного производства.
Мелкое товарное производство не может привести к высокой степени концентрации, хотя и подготавливает для этого необходимые условия. Особенно крупный толчок концентрации капитала дало развитие таких видов производства, которые требуют огромных единовременных инвестиций, например, строительство железных дорог.
Концентрация капитала дополняется централизацией капитала.
Централизация капитала — это рост размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ.
Централизация капитала осуществляется в условиях конкуренции и приводит к перераспределению уже имеющихся в макроэкономике капиталов. Они не влияют на величину всего общественного капитала.
В современных условиях централизация быстро развивается. Это связано с тем, что акционерные общества, составляющие большинство современных предприятий, обладают значительными возможностями финансового поглощения.
Различают горизонтальную и вертикальную концентрацию производства.
Горизонтальная концентрация производства — это укрупнение предприятий и фирм в пределах определенной отрасли макроэкономики. Она представляла основную форму концентрации производства в эпоху свободной конкуренции, а также в первые десятилетия XX в.
Вертикальная концентрация производства — это процесс сосредоточения производства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики. Она получила широкое развитие в условиях научно-технической революции и не замыкается рамками комбинирования в рамках отрасли.
Современные монополии включают не только предприятия, поставляющие предметы труда, но и удовлетворяющие их потребности в оборудовании. Такую концентрацию сопряженных производств следует отнести к диверсификации производства.
Диверсификация (разнообразие) — это расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с увеличением выпуска основной продукции, а также с организацией новых видов производства, проникновением в другие отрасли и сферы макроэкономики.
В результате диверсификации предприятия превращаются в многосторонние сложные комплексы, включающие различные фирмы и комбинаты, которые весьма отдаленно связаны с первоначальным видом деятельности.
Диверсификация производства связана с диверсификацией инвестиций, расширением номенклатуры внутренней и внешней торговли.
Диверсификация облегчается акционерной формой предприятий. Крупные предприятия помещают свои капиталы в другие производства и отрасли экономики путем скупки акций компаний, производящих иные товары. Диверсификация вызывает слияние капиталов и образование фирм — конгломератов.
Конгломераты — это одна из форм объединений, возникшая в 60-х годах XX в. преимущественно в США. Конгломерационные слияния бывают двух типов: функциональные (объединяют фирмы, взаимосвязанные в процессе производства) и инвестиционные (объединяют фирмы без всякой производственной общности). К возникновению собственно конгломератов ведут слияния второго типа.
Концентрация производства на определенном уровне своего развития подводит к возникновению монополий. Концентрация производства, достигнув высшей ступени развития, создает возможность возникновения монополий. Пока концентрация производства была еще сравнительно незначительной, возникновение монополистических объединений было невозможно. Многие тысячи разрозненных предприятий не могут прийти к соглашению друг с другом об установлении единых цен на товары, о размежевании рынков сбыта. Напротив, когда в каждой отрасли господствующее положение занимают несколько десятков крупнейших предприятий, то они могут договориться друг с другом и создать монополистическое объединение.
Актуальность данной темы заключается в том, что концентрация производства на высшей ступени своего развития обусловливает необходимость возникновения монополий.
Конкуренция между крупными предприятиями имеет особенно разрушительный характер и чревата для них большими потерями. В целях ограничения конкуренции, установления высоких цен на товары и получения высокой прибыли крупным предпринимателям необходимо объединиться в монополистические союзы.
Промышленные монополии представляют собой укрупнение предприятия или объединения крупных промышленных капиталов, сосредоточивающих значительную долю производства товаров и использующих свое положение для повышения цен и присвоения монопольно высокой прибыли.
Однако первопричину монополий нельзя усматривать ни в политике банков, ни в политике государства. Причина образования монополий находится в сфере производства.
Цель работы заключается в рассмотрении видов монополий и методов господства их современном обществе, а также проанализировать, какую роль на современном этапе развития экономики играют монополии.
Задачи:
При рассмотрении теоретической части в работе были использованы труды Б..Ф. Борисова Курс М.Н. Чепурина, Л.Л. Любимова, С.С. Носовой и др.
При анализе современного положения российских монополий были использованы статьи из экономической литературы Грефа Г., аналитические отчеты Счетной палаты Совета Федерации Российской Федерации.
Монополии — это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей[1].
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможность для ускорения научно-технического прогресса.
Осуществляется это тогда, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.
Наоборот, монополии могут надолго задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их монопольным позициям.
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений[2]:
1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, корнеры. Эти наименования относятся к различным странам. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах.
Их участники принимали на себя обязательства продавать свои товары по единым ценам;
2) картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов.
Картельные соглашения включают в себя:
— установление единых монопольно высоких цен. По ним участники картеля обязуются продавать свои товары на рынке;
— размежевание рынков сбыта. Ограничение только цен оказывается недостаточным. Если бы все члены картеля могли свободно продавать свои товары на любом рынке, то в результате конкуренции и возможного значительного предложения товаров цены на них понизились бы. Поэтому необходимо размежевание среди членов картеля рынков сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары только в определенных регионах;
— ограничение размеров производства с целью ограничения предложения товаров на рынке. Это дает возможность удерживать высокие цены. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают установление определенного ассортимента производимых товаров для всего картеля с выделением определенной доли, или «квоты», для каждого члена картеля;
— создание специальных антистачечных фондов, организация локаутов. Картельные соглашения содержат пункты, направленные против организованного рабочего движения.
3) синдикаты. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности.
В картеле каждый участник объединения самостоятельно реализует свою продукцию по установленной картелем цене. В синдикате предусматривается сдача всей продукции синдикату, которые реализует ее через свои сбытовые организации.
Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г.;
4) тресты. Трест — это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях.
При организации треста все входящие в его состав предприятия переходят в собственность треста. А входящие в состав треста предприниматели получают часть акций треста, соответствующую величине их капитала. Трест не только реализует продукцию входящих в него предприятий, но и полностью распоряжается ими;