Естественная монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: изучить сущность естественных монополий и методы их регулирования.
Исходя из поставленных целей, делается попытка решить следующие задачи:
- систематизировать и уточнить причины возникновения естественных монополий;
- определить конкретные виды ценовых и неценовых методов регулирования естественных монополий и раскрыть их содержание;
- выявить эффективность применения, перспективность и пути совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Объективные условия возникновения и сущность естественных
монополий в рыночной экономике…………………………………………….5
Понятие естественной монополии…………………………………..5
Задачи и способы регулирования естественных монополий……....8
Государство и естественные монополии……………………………12
Глава 2. Методы регулирования деятельности естественных монополий….
Ценовые методы регулирования естественных монополий
Неценовые методы регулирования естественных монополий
Перспективы и направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение…………………………………………………………………………3

     Глава 1. Объективные условия возникновения  и сущность естественных            

     монополий в рыночной экономике…………………………………………….5

    1. Понятие  естественной монополии…………………………………..5
    2. Задачи и способы регулирования естественных монополий……....8
    3. Государство и естественные монополии……………………………12

    Глава 2. Методы регулирования деятельности естественных монополий….

    1. Ценовые методы регулирования естественных монополий
    2. Неценовые методы регулирования естественных монополий
    3. Перспективы и направления совершенствования  неценовых  методов регулирования естественных монополий

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Актуальность  темы. Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

     Сферы естественных монополий подвижны. Они  то расширяются, то сужаются, то ликвидируются  вовсе в зависимости от природных  факторов (например, наличия или  отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

     Цель  моей работы: изучить сущность естественных монополий и методы их регулирования.

    Исходя  из поставленных целей, делается попытка  решить следующие задачи:

    - систематизировать и уточнить  причины возникновения естественных монополий;

    - определить конкретные виды ценовых  и неценовых методов регулирования  естественных монополий и раскрыть  их содержание;

    - выявить эффективность применения, перспективность и пути совершенствования  неценовых методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики.

   Задачи  работы определили ее структуру. Она состоит из:

   - Введения,

   - 2-х глав,

   - Заключения 

   - Перечня использованных источников  и литературы.

   В главе I рассматривается сущность, принципы и история возникновения золотого стандарта, так же подробно описывается Парижская и Генуэзская валютные системы.

   II-ая глава включает в себя изучение преимуществ и недостатков системы золотого стандарта, причины отказа от него и роль золотого стандарта в мировой валютной системе.

    Объектом  исследования работы являются экономические отношения в сфере естественных монополий, в особенности отношения между государством и монополистами. Предмет исследования – ценовые и неценовые методы как составная часть системы методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Объективные условия  возникновения и  сущность естественных монополий в рыночной экономике. 

    1. Понятие естественной монополии

     Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно.

     Сферы деятельности естественных монополий:

     -транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

     - транспортировка газа по трубопроводам;

     - услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

     - железнодорожные перевозки;

     - услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

     - услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

     Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется  значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

     В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

     Наряду  с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

     Первый  относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному  процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

     Второй  существенный компонент, уточняющий понятие  естественных монополий, обращен к  естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.

     Третий  по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

     Если  исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

     Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость в установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.  

    1. Задачи и способы регулирования

     Положение о том, что конкурентные рынки  обеспечивают эффективное распределение  ресурсов, предполагает, что работники  органов регулирования должны попытаться сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий.

  • Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам.
  • Прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли.
  • Производство должно быть эффективным.

     Обсудим каждое по порядку.

     ЦЕНЫ. Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции  для потребителей равна издержкам  ее производства. Большие отклонения от этой системы ценообразования обуславливают излишние потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену,  то объем производимой продукции слишком высок. Но в естественных монополиях средние издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это, как иллюстрирует рисунок 1 означает, что предельные издержки ниже средних. Установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производства продукции в объеме Ql и требовало бы соответствующего  изменения цены Pl, которая в этом случае оказывается ниже величины средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на вложенный капитал.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таким образом, работники регулирующих агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа. Как уже говорилось наиболее правильный и выгодный способ ценообразования в условиях естественных монополий это установка цены на уровне предельных издержек, но при этом издержки на производство не будут восполняться, чтобы избежать это используют, так называемый двухкомпонентный тариф. Этот способ представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг (переменная плата).

Информация о работе Естественная монополия