Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью. С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях. В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.
Введение стр.
1. Общая характеристика монополии стр.
2. монополии и конкуренция стр.
3. естественная монополия и её регулирование стр.
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр.
5. опыт регулирования монополий в США стр.
6. закон РФ о регулировании естественных монополий стр.
6.1.сущность закона стр.
6.2.пример по России стр.
Заключение стр.
список использованных источников стр.
Чтобы понять смысл этого, предположим, что доминантная фирма и все
конкурентные
дополнения сталкиваются с одинаковыми
ценами на производственные ресурсы, имеют
одинаковые L- образные долгосрочные кривые
средних издержек с минимальной
величиной средних совокупных издержек
в размере 10$ за единицу. Это означает,
что долгосрочная кривая предложения
конкурентного предложения
5.Опыт регулирования
монополий в США.
На рис.5.1 показаны издержки общества, связанные с монопольным ограничение выпуска. Долгосрочные издержки, как средние, так и предельные, изображенной на рисунке отрасли постоянны и равны LMC для любых объемов производимого объема фирмами и отраслью в целом. Таким образом, в отрасли имеет место постоянная отдача от масштаба.
В условиях совершенной конкуренции состояние равновесия в отрасли достигалось бы в точке В, в которой долгосрочная кривая предложения LMC пересекается с кривой рыночного спроса D. Но в условиях монополии выпуск ограничен уровнем, при котором MR=LMC. Отсюда следует, что объем монопольного выпуска, составляет только Qm, а монопольная цена равняется Рm, что выше ее конкурентного значения Pc. Ограничение выпуска означает, что ценность дополнительной единицы некоего блага для потребителей превышает величину общественных издержек ее производства. Величина социальных издержек, связанных с ограничение выпуска, измеряется площадью треугольника АВС и равняется сумме разностей между ценностью и предельными издержками производства каждой единицы продукции, которая была бы произведена в условиях конкуренции, но не в условиях монополии.
Рис.5.1 изображает ситуацию, в которой конкуренция одновременно и возможна, и желанна, поскольк4у здесь имеет место постоянная отдача от масштаба. Так как мелкие фирмы в отрасли имеют те же самые горизонтальные кривые долгосрочных средних издержек, что и крупные фирмы, они не подвергаются риску быть выброшенными из бизнеса своими более крупными соперниками, и издержки многочисленных мелких продавцов не будут превышать издержки монополии. При наличии многих мелких продавцов, каждый из которых принимает цену как неизменную, цена под влиянием конкуренции будет снижена до Pc. Ни одна из форм государственного регулирования цен не сможет дать лучшего результата.
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
Существующие в США антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году в качестве ответной меры на изменения, произошедшие в экономике США.
После
гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные
дороги связали между собой все
районы страны, способствуя тем самым
созданию национальных рынков. В ответ
на такое расширение рынков и в
целях ограничения выпуска
Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение ... или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”.
Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а так же объединение или тайный сговор ... с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать “ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией рынка”. Два других основных антитрестовских закона были приняты 1914 году на той же сессии Конгресса, которая “подарила” США подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела. Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом: ... будет считаться незаконной ... дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров ... в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой отрасли торговли, или ущемление и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции ...
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”.
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм “в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.
Хотя Закон Клейтона характеризуется большей по сравнению с Законом Шермана определенностью в отношении практических действий, тем не мен6ее он оставляет за судами право на решение о том, в каких случаях упомянутые действия вероятнее всего способствуют ослаблению конкуренции. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе Закона Клейтона изменялись с течением времени.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания:
Во-первых,
преступлением считается
Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановлением Федерального суда или ФТК, требующими от фирмы, нарушившей закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции.
В-третьих,
и это особенно важно, фирмы или
потребители, пострадавшие в результате
нарушения антитрестовских
Надзор
за соблюдением антитрестовских
законов осуществляется Федеральной
торговой комиссией и Министерством
юстиции - единственным органом, имеющим
право выдвигать обвинения в
нарушении уголовной
В
первые годы проведения антитрестовской
политики судебные процессы были редким
явлением, а давление со стороны государства
не так велико. До 1900 года Министерством
юстиции было возбуждено только 15 “антитрестовских”
дел. В последние годы действия, как частных
фирм, так и правительства, направленные
на выполнение антитрестовских законов
стали значительно более энергичными,
как это видно из таблицы 5.1.
Антитрестовские судебные
Период | Количество возбужденных дел в судах в среднем за год | |
правительством | частными фирмами | |
1941-1945 | 36 | 59 |
1946-1950 | 51 | 106 |
1951-1955 | 39 | 209 |
1956-1960 | 63 | 233 |
1961-1965 | 69 | 720 |
1966-1970 | 55 | 654 |
1971-1975 | 78 | 1295 |
1976-1980 | 75 | 1448 |
1981-1984 | 112 | 1155 |
В
таблице показано, что усилия и
государственных органов и
Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки зрения.
В
1982 году администрацией Рейгана были
выпущены в свет новые инструктивные
документы, содержащие правила, в соответствии
с которыми Министерством юстиции
и ФТК должны были приниматься
решения о том, какие слияния
будут оспорены. А поскольку большинство
судебных дел о слиянии возбуждается
правительством, эти правила имеют
довольно большое значение. В новых
положениях указывалось, что государство,
за редким исключением, не будет препятствовать
вертикальному слиянию или
Горизонтальное слияние на слабоконцентрированных рынках также объявлялись законными.
О
политике Рейгана в отношении
слияния много спорили. Некоторые
утверждают, что эти меры разумны;
другие оспаривают это на том основании,
что правительство Рейгана
6.Закон РФ о регулировании
естественных монополий.
6.1.Сущность закона.
Настоящий закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективного функционирования субъектов естественных монополий.
Данный
Федеральный закон
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;