Анализ и оценка эффективности работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО 14
3.ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙПО 24
4.ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ЗАКУПКЕ И ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ 33
5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Белгородское райпо.doc

— 500.50 Кб (Скачать)
 

    Проанализируем  торгово-финансовую деятельность, для  этого рассчитаем темп роста оборота розничной торговли отчетного года в действующих и сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли – это выраженный в денежной форме объем продаж товаров.

  • Темп роста в действующих ценах за отчетный год ( ):

        (35)

где: и - оборот розничной торговли в отчетном и базисном годах в действующих ценах, тыс. руб.

  • Темп роста в сопоставимых ценах за отчетный год ( ):

        (36)

где: и - оборот розничной торговли в отчетном и базисном годах в сопоставимых ценах, тыс. руб.

    По  данным таблицы 1 можно сказать следующее, что выручка от реализации товаров и услуг Белгородского райпо в действующих ценах увеличивалась в течение исследуемого периода. В 2009г. по сравнению с 2008г. выручка увеличилась на 14,21% или в сумме на 4058 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению с 2009г. этот показатель возрос на 19,00% или в сумме на 6059 тыс. руб. В сопоставимых ценах выручка от реализации товаров и услуг в 2009г. по сравнению с 2008г. возросла на 2,25%, в сумме это составило 642 тыс. руб., а при сравнении 2010г. к 2009г. мы видим увеличение на 2258 тыс. руб. или 6,92%. Для наглядности динамику выручки от продажи товаров и услуг Белгородского райпо в действующих и сопоставимых ценах можно представить в виде графика (рис. 2).

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ  и услуг на протяжении всего исследуемого периода возрастала в 2009г. по сравнению с 2008г. на 3252 тыс. руб. или 13,82%, а в 2010г. по сравнению с 2009г. на 4994 тыс. руб. или 18,64%.

 

Рис. 2. Динамика выручки райпо в действующих и сопоставимых ценах за 2008-2010гг.

     Издержки обращения на протяжении исследуемого периода при увеличении объемов деятельности в 2009г. по сравнению с 2008г. снизились на 12,38% или 642 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению с 2009г. произошло увеличение этого показателя на 12,59% или в сумме на 572 тыс. руб. Для наглядности динамика издержек обращения представлена в виде гистограммы (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика издержек обращения Белгородского райпо за 2008-2010гг. 

    Валовая прибыль изменялась в исследуемом  периоде следующим образом: в  2009г. по сравнению с 2008г. произошло увеличение на 12,64 процентных пункта или 635 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличение составило 21,85 процентных пункта или 1236 тыс. руб. Уровень валовой прибыли в 2009г. снизился на 0,2 процентных пункта, а в 2010г. повысился на 0,4 процентных пункта.

    Прибыль до налогообложения в течение  всего периода исследования возрастала, прирост составил в 2009г. – 111 тыс. руб. и 1087 тыс. руб. в 2010г. При этом чистая прибыль в 2009г. возросла на 394 тыс. руб. по сравнению с 2008г. и в 2010г. она увеличилась на 516 тыс. руб. по сравнению с 2009г.

    Рентабельность  финансово-хозяйственной деятельности Белгородского райпо в 2009г. уменьшилась на 0,1 процентных пункта по сравнению с 2008г., а в 2010г. увеличилась по сравнению с 2009г. на 2,26 процентных пункта.

    После анализа основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности целесообразно проанализировать динамику показателей использования ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы), которые приведены в таблице 2.

    Таблица 2

Динамика  показателей эффективности использования  ресурсов Белгородского райпо за 2008-2010гг.

Показатели 2008год 2009год 2010год Темп  роста, %
2009/2008 2010/2009
Выручка от продажи товаров и услуг, тыс. руб. 28556 32614 38673 114,21 118,58
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 7996 8234,50 7426 102,98 90,18
Фондоотдача, руб. 3,57 3,96 5,21 110,92 131,57
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 5260 6192 6623 117,72 106,96
Отдача  основных и оборотных средств, руб. 2,15 2,26 2,75 105,12 121,68
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 1023 1134 2221 110,85 195,86
Фонд  заработной платы, тыс. руб. 4237 4225 4681 99,72 110,79
Рентабельность  ресурсов, % 5,85 6,08 11,86 - -
Ресурсоотдача, руб. 1,63 1,75 2,06 107,36 117,71
 

    На  основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что показатели эффективности использования ресурсов райпо в течение исследуемого периода увеличивались. Таким образом, в 2009г. по сравнению с 2008г. фондоотдача увеличилась на 10,92 процентных пункта, а в 2010г. увеличение составило 31,57 процентных пункта. Отдача основных и оборотных средств в исследуемом периоде увеличивалась в 2009г. на 5,12 процентных пункта и в 2010г. на 21,68 процентных пункта. Рентабельность ресурсов составила в 2008г. – 5,85 процентных пункта, в 2009г. – 6,08 процентных пункта и в 2010г. – 11,86 процентных пункта. Ресурсоотдача в исследуемом периоде увеличилась на 7,36% в 2009г. по сравнению с 2008г. и на 17,71% в 2010г. по сравнению с 2009г.

    Также проведем оценку финансового состояния  предприятия. Финансовое состояние характеризуют многие показатели, которые подразделяются на группы: платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Все показатели финансового состояния Белгородского райпо приведены в таблице 3.

    Таблица 3

Показатели  финансового состояния Белгородского  райпо за 2008-2010гг.

Показатели Год Абс. отклонение, ±
2008 2009 2010 04-03 05-04
Денежные  средства, тыс. руб. 140 33 116 -107 +83
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 1307 1832 1737 +525 -95
Запасы, тыс. руб. 3986 4375 4429 +389 +54
Кредиторская  задолженность, тыс. руб. 7458 8580 5822 +1122 -2758
Коэффициент текущей ликвидности 0,73 0,73 1,08 - +0,35
Коэффициент быстрой ликвидности 0,19 0,22 0,32 +0,03 +0,1
Коэффициент текущей платежной готовности 0,02 0,005 0,03 -0,015 +0,01
Сумма амортизационных отчислений, тыс. руб. 189 197 167 +8 -30
Чистая  прибыль, тыс. руб. -50 344 860 +394 +516
Выручка от реализации, тыс. руб. 28556 32614 38673 +4058 +6059
Коэффициент чистой выручки 0,005 0,02 0,03 +0,015 +0,01
Коэффициент покрытия текущих пассивов 3,83 3,80 6,64 -0,03 +2,84
Собственные средства, тыс. руб. 6396 6419 7083 +23 +664
Имущество предприятия, тыс. руб. 13890 15037 13228 +1147 -1809
Коэффициент собственности 0,46 0,43 0,54 -0,03 +0,11
Сумма обязательств предприятия, тыс. руб. 7494 8618 6145 +1124 -2473
Доля  заемных средств 0,54 0,57 0,46 +0,03 -0,11
Соотношение заемных и собственных средств 1,17 1,34 0,87 +0,17 -0,47
Общий коэффициент оборачиваемости капитала 2,06 2,17 2,92 +0,11 +0,75
Коэффициент оборачиваемости собственных средств 4,46 5,08 5,46 +0,62 +0,38
Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб. 1560 1569,50 1784,50 +9,5 +215
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 18,31 20,78 21,67 +2,47 +0,89
Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб. 5260 6192 6623 +932 +431
Коэффициент оборачиваемости всех оборотных активов 5,43 5,27 5,84 -0,16 +0,57
Средняя величина имущества предприятия, тыс. руб. 13282,50 14463,50 14132,50 +1181 -331
Рентабельность  имущества предприятия, % -0,38 2,38 6,09 +2,76 +4,52
Средняя стоимость собственных средств, тыс. руб. 6449,5 6407,50 6751,00 -42 +343,50
Рентабельность  собственных средств, % -0,78 5,37 12,74 +6,15 +7,37
 

    Проанализировав платежеспособность предприятия можно  сделать вывод, что предприятие  имеет низкую платежеспособность и  не сможет рассчитаться в конкретный момент времени с кредиторами  по краткосрочным платежам собственными средствами.

    В соответствии с данными таблицы 3 видно, что показатели финансовой устойчивости не соответствуют предельным значения и таким образом можно сказать, что предприятие является финансово неустойчивым.

    Важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия, является прибыль. При эффективной работе предприятия, увеличении оборота розничной торговли и снижении издержек обращения прибыль увеличивается. Рентабельность характеризует доходность и прибыльность предприятия, основными способами увеличения прибыли является рост оборота, снижение издержек обращения, проведение маркетинговых исследований, направленных на решение следующих задач: изучение потребителей и потребительских мотиваций, определение ассортиментной, ценовой и рекламной политики.

    По  результатам анализа, можно сделать вывод, что основные экономические показатели Белгородского районного потребительского общества в целом благоприятны для дальнейшей эффективной работы организации.

 

3.Характеристика  каналов поступления  и продажи товаров в белгородском райпо

 

       Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

       Одним из пунктов сбытовой политики Белгородского райпо является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

       Реализация  продукции в большинстве случаев  проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий  канал распределения. Использование  посредников в сфере обращения  выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников  возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

      Процессы  купли – продажи товаров и  товародвижение всегда были предметом  пристального внимания Октябрьского производственного  филиала Белгородского РАЙПО. Партнерско-деловые  связи между предприятиями и  поставщиками сырья и продукции строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки, коммерческие операции, товарно-денежный обмен). При этом определенное значение придается инструментам маркетинга, которые используются в комплексе с коммерческими действиями.

      На  рис. 4 представлена модель закупки сырья и доведения готовой продукции до покупателей, осуществляемая на Октябрьском производственном филиале Белгородского РАЙПО. Она включает шесть этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. За исходные позиции приняты спрос и потребности покупателей.

      Закупочная  работа является основой коммерческой деятельности. После принятия решения  о производстве определенных видов  хлебобулочных изделий на хлебозаводе  встает очередная задача по обеспечению  производства сырьем, полуфабрикатами. В изучении рынка закупок вопрос цен – главный, но существенную роль играет также анализ других факторов, в том числе возможных расходов и сроков поставок.

      Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии.

      Выявлением  и изучением источников закупки  и поставщиков сырья на хлебозаводе  занимается директор. Он постоянно  следит за рекламными объявлениями в  средствах массовой информации, специальных  изданиях, анализирует проспекты, каталоги, издаваемые поставщиками.

      Переговорный  процесс по согласованию условий  договора чаще всего проводится путем  личных контактов с поставщиками. Такая форма обладает неоспоримым  преимуществом перед перепиской и телефонными переговорами. Главная  задача переговоров – найти взаимовыгодные условия, которые послужат основой для установления длительных связей.

      Процесс управления закупками начинается с  идентификации или переоценки потребностей. В некоторых случаях, например, при  изменении ассортимента выпускаемой  готовой продукции может быть пересмотрен состав внутренних потребителей и (или) номенклатура материальных ресурсов.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности работы предприятия