Анализ и оценка эффективности работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
2.ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО 14
3.ХАРАКТЕРИСТИКА КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙПО 24
4.ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ЗАКУПКЕ И ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ 33
5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙПО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

Белгородское райпо.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

     Для сопровождения товара от поставщика к потребителю выписывается две накладные, одна из которых остаётся у поставщика (расходная), вторая - у получателя (приходная). В соответствии с этой накладной покупатель сверяет количество поступившего товара.

     Расчёты с поставщиками предприятие осуществляет в безналичной форме через банк. Для этого оформляется платёжное поручение.

     На  торговом предприятии используются следующие виды договоров (Табл. 6).

 

      Таблица 6

     Виды  договоров

Договор купли-продажи Устанавливает вид, количество, качество товаров, сроки и место передачи товара, сроки и сумму оплаты. Товар переходит в собственность покупателя в момент, указанный в договоре.
Договор поставки Поставщик обязуется  поставить товар, учитывая вышеуказанные условиях.
Договор комиссии Товар не переходит  в собственность комиссионера, он лишь получает процент от заключенных сделок.
Договор консигнации Разновидность договора комиссии, но консигнатор  выплачивает поставщику по мере реализации товара. При окончании срока, консигнатор обязан выкупить или вернуть товар.
 

     Источниками поступления потребительских товаров в Белгородское райпо являются:

     -оптовые  поставщики, обеспечивающие поставки  товаров из-за рубежа;

     -местные  производители;

     -оптовые  и оптово-розничные склады, ярмарки.

     Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.

     Так как, местный товарный рынок не может  обеспечить предприятие всеми, необходимыми для его работы товарами, то основная часть поставок товаров, для обеспечения хозяйственной деятельности Белгородского райпо, приходится на иногородних поставщиков.

     Выделим наиболее значимых из них:

     -ОАО  «Детоптторг» г. Москва (детские  вещи);

     -ОАО  «Роса» г. Омск (ряд продуктов питания);

     -ОАО  «САХКО» г. Москва (детская одежда);

     -ЗАО  «КМК» г. Благовещенск (игрушки  и другие изделия из пластмассы  производства КНР).

     Так как транспортные расходы предприятия  велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.

     Рост  требований к реализации продукции  вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в Белгородское райпо используются следующие критерии:

  • характер деятельности и возможности поставщика;
  • конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;
  • процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
  • вероятность обеспечения, необходимых, номенклатуры и объема продукции;
  • условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;
  • адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;
  • условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;
  • предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

     Анализ  поставщиков по приведенным критериям  позволяет установить оправданные  требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

     Предприятие вначале определяет потребность  в товаре. Затем осуществляется поиск наиболее подходящего поставщика. После заключения с поставщиком договора осуществляется поставка товара на склад.

     Для поиска поставщиков используется как внутренние, так и внешние источники информации. Для этого используются печатные издания, internet, справочники и пр. Для требуемого товара определяются цены различных поставщиков.

     Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в Белгородское райпо не наблюдалось.

     Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговым предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. В связи с этим, важное значение имеют расширение контактов и установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизненного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупке не являются неизменными и зависят от множества воздействующих факторов.

     Оперативное управление товарными запасами позволяет  решать вопросы формирования и поддержания  ассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти  вопросы большое значение имеет  размер заказываемых партий товаров и периодичность заказов.

     Перечислим  основные факторы, влияющие на размер заказа:

  • характеристика и величина спроса на определенный товар;
  • правила размещения и хранения товарных запасов;
  • ограничения, касающиеся финансовых расходов и системы 
    складирования;
  • стратегия управления запасами.

     В соответствии с качеством товара, удаленностью продавца и пр. условиями отбираются наиболее подходящие. Затем изучается рынок сбыта этого товара, предложения существующие на рынке. В результате определяется допустимая цена на рынке. Если торговая наценка, возможная для этого товара, говорит об успехе такой сделки, то ведутся переговоры с поставщиками с целью выторговывания наилучших условий и заключения договора.

     Следующим шагов является транспортировка товара на склад. Если товар не возможно перевезти имеющимся транспортом, то менеджер заказывает машину у транспортных предприятий.

     Если  поставщик предлагает доставку товара, то следующим шагом является приемка. После выгрузки товар проверяется  на соответствие качества и количества товара документальным. В случае недостаче или несоответствии качества товара покупатель имеет право отказаться от своих обязательств и вернуть товар. Если испорчена только часть товара, то составляется акт приемки товара.

     Поставщик должен в соответствующий срок заменить некачественный товар или вернуть деньги.

     При обсуждении условий договора имеет  большое значение способ и сроки  оплаты товара. Здесь обе стороны  имеют свои интересы. Продавцу выгоднее предоплата за поставляемый товар, т.к. это гарантирует поступление денег. Покупатель же стремится взять товар с отсрочкой платежа или на реализацию (консигнацию). В этом случае деньги уплачивает продавцу по мере реализации товара, следовательно, нет необходимости в оборотных средствах, собственность на товар не переходит и не платится налог на имущество, товар можно вернуть.

     В зависимости от способа оплаты цена на товар может колебаться. В ней  учитывается риск неплатежей, срок использования кредита (товарного  или денежного) и пр. Поэтому для торгового предприятия иногда бывает выгоднее взять товар по предоплате, но дешевле, чем на консигнацию, но дороже.

     При постоянных закупках риск неуплаты снижается, появляется вероятность сбыта регулярно определенного количества, что может оказать содействие уменьшению цены. Однако следует следить за ценами поставщиков на рынке. Привязанность к одному поставщику может стоить дорого.

     На  складе товар разгружают и проверяют  на соответствие количеству и качеству. При расхождении составляется акт  приемки товар, где указываются все претензии. В этом случае товар может быть возвращен, поставщик может заменить или допоставить товар.

     Если  сопоставить изменение ассортимента, то количество товарных позиций не только не уменьшалось, оно возрастало. Рассмотрим тенденции спроса покупателей на некоторые видов товаров. Так, например, одной из постоянных товарных позиций является детское питание. Этот товар пользовался спросом в январе, феврале, марте. В апреле мае произошло резкое снижение объемов продаж данного товара.

     В целом ассортимент довольно широк  и охватывает почти все возможные  товарные группы, но расширения возможное  за счет товаров других торговых марок, которые отличаются от тех, с которыми проводит операции Белгородское райпо, ценой и качеством.

     После развоза товаров по домам заказчиков экспедиторы привозят на склад не принятые и возвращенные товары. Документы, подтверждающие это, сдаются в отдел бухгалтерию, где производится выписка документов для сдачи товаров на склад. Выручка (если оплата товара производится наличными) сдается в кассу.

     Так в состоянии переговоров контракт с американской компанией на снабжение товаров лучших по качеству и более дорогих. Но такое решение очень рискованно, так как платежеспособный спрос населения России еще не достиг американского уровня.

     На  формирование товарных запасов влияет много факторов, но важно выделить именно те, которые осуществляют наибольшее влияние на конкретном предприятии. Эти факторы делятся на внутренние и внешние.

     Внутренними факторами на предприятии является широта ассортимента, частота его обновления, объем и структура товарооборота.

     Широта  ассортимента в Белгородском райпо очень большая и достигает 400 наименований товаров. Такая ситуация требует более высокого уровня товарных запасов благодаря необходимости поддерживать нормальный товарооборот. Вышеуказанная широта ассортимента обусловлена спецификой избранного вида деятельности и определенным уровнем несовместимости продукции разных производителей (не во всех случаях возможно товары одного производителя дополнить товарами другого), и широкой диверсификацией российского потребительского рынка.

     Частота обновления ассортимента незначительна, так как широта ассортимента охватывает основную часть ассортимента. Поэтому этот фактор мы учитываем, но исключительно с целью учесть возможные изменения спроса в будущем.

     Внешними  факторами являются качество продукции, сезонность и колебания спроса, уровень наполнения товарного рынка и сроки хранения товаров.

     Качество  продукции, которое предоставляет  Белгородское райпо отвечает мировым стандартам и имеет низкий уровень брака, но все-таки уровень запаса увеличивается, чтобы иметь возможность удовлетворить жалобы клиентов не теряя оптимального баланса между товарооборотом и товарными запасами. Качество продукции, которое в свою очередь влияет на цену товара, является особым фактором, который влияет на замедление скорости обращения товарных запасов в периоды углубления кризов, которые сопровождается значительным падением покупательского спроса.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности работы предприятия