Анализ и оценка управленческой работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов анализа и оценки управленческих проблем.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений;
- синтезировать практическое применение теоретических аспектов анализа и оценки управленческой проблемы с целью принятия правильного управленческого решения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты анализа и оценки управленческих проблем 5
1.1. Управленческое решение как продукт управленческого труда 5
1.2. Понятие и особенности выявления управленческих проблем 7
1.3. Метод логико-смыслового моделирования как основа выявления проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов 9
1.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям 11
1.5. Теория бизнеса П.Ф. Друкера 12
2. Практическое применение теоретических аспектов анализа и оценки управленческой проблемы с целью принятия правильного управленческого решения 15
2.1. Постановка задачи 15
2.2. Решение задачи 16
2.3. Выводы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Анализ и оценка управленческой проблемы 06.05.2011.docx

— 111.57 Кб (Скачать)
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические  аспекты анализа и оценки управленческих  проблем 5

1.1. Управленческое  решение как продукт управленческого  труда 5

1.2. Понятие и  особенности выявления управленческих  проблем 7

1.3. Метод логико-смыслового  моделирования как основа выявления  проблем путем экспертного опроса  руководителей и специалистов 9

1.4. Требования, предъявляемые к управленческим  решениям 11

1.5. Теория бизнеса  П.Ф. Друкера 12

2. Практическое  применение теоретических аспектов  анализа и оценки управленческой  проблемы с целью принятия  правильного управленческого решения 15

2.1. Постановка  задачи 15

2.2. Решение задачи 16

2.3. Выводы 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

                   «Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация — коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, — имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации…»

                   П. Друкер 

     Актуальность  данной работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления для решения проблем. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы.

     Менеджер  должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки, соединяющей поставленную цель и конкретный результат, а также  добиваться их исполнения. Принять  решение — значит сделать выбор  одной из альтернатив. Успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.

     Эффективное решение управленческой проблемы — это, как правило, «сплав» профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области принятия управленческих решений, принятие решений одновременно и наука, и искусство.

     При принятии многих управленческих решений  можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние  множество различных факторов, как  внутренних, так и внешних. Непредсказуемость  результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере  менеджмента организации, управления персоналом, недостаточность навыков использования методов социально-психологического воздействия, технологии разработки и принятия управленческих решений).

     Необходимость проведения оценки возможных последствий  принятого решения обусловливает  использование нескольких критериев  при выборе действий из множества  альтернатив. В этой связи управленческое решение определяется как выбор  альтернативы. В управлении решение  связывает все аспекты деятельности менеджера — от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления  проблемы и достижения цели. Таким  образом, управленческое решение, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания  и огранизационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге  определяет эффективность всей системы  и процессов менеджмента.

     Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов анализа и оценки управленческих проблем.

     Для достижения цели поставлены следующие задачи:

     – рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений;

     - синтезировать практическое применение теоретических аспектов анализа и оценки управленческой проблемы с целью принятия правильного управленческого решения;

     Объектом  исследования является управленческая проблема.

     Предмет исследования - управленческие решения.

     Результатом исследования являются предложения, направленные на решение управленческой проблемы.

     Методологической  основой для работы послужила  учебная и методическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая сущность, принципы, методику процесса разработки, принятия и оптимизации  управленческих решений.

 

1. Теоретические аспекты анализа и оценки управленческих проблем

1.1. Управленческое решение как продукт управленческого труда

 

      Решение можно рассматривать как продукт  управленческого труда, а его  принятие – как процесс, ведущий  к появлению этого продукта.

      Принятие  решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов  или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между  настоящим и будущим желаемым состоянием организации1. Таким образом, данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс также лежит в основе планирования деятельности организации. План – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей2.

      Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости  осуществить какие-то действия, прямо  или косвенно связанные с достижением  целей, стоящих перед организацией и ее членами, либо наоборот, воздержаться от них. Необходимость принятия решений  обусловлена существованием связанных  с ее деятельностью проблем, то есть сложных теоретических вопросов пли практических ситуации, характеризующихся  разрывом между тем, что есть и  что должно быть.

      Проблемы  всегда:

  1. имеют определенное содержание (что?);
  2. связаны с каким-то конкретным местом (где?);
  3. связаны с временем возникновения и разрешения, частотой повторяемости (когда?);
  4. связаны с количественными параметрами (сколько?);
  5. связаны с кругом лиц, так или иначе причастных к ним (кто?). Эти лица могут быть виновниками возникновения проблем, инициаторами или участниками их разрешения, заинтересованными в их сохранении3. (Рис. 1)

    Рисунок 1. Факторы проблем4 

      Обычно  бывают, неясны либо причины возникновения  проблем, либо пути их преодоления, либо то и другое одновременно, а поэтому  поиск решения требует специальных  исследований, на основе которых можно  понять структуру самих проблем  и внутренние взаимосвязи их отдельных  элементов.

      Далее рассмотрим понятие и особенности выявления управленческих проблем.

 

1.2. Понятие и особенности  выявления управленческих  проблем

 

      Выявление проблем – это постоянно действующая  функция в любой организационной  системе. Без этой функции невозможно осуществить принцип постоянного  совершенствования системы5.

      Под проблемой понимается несоответствие желаемого (нормативного) и фактического уровней достижения целей. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема6.

      При выявлении проблем руководители и системные аналитики должны учитывать различные типы внешней  среды; политическую, экономическую (ресурсные  ограничения, уровень цен, финансовая и налоговая политика, требования потребителей и т. п.), социальную (социальные гарантии, экологические нормативы  и т. п.), технологическую (направления  и темпы НТП, его влияние на производство и управление и т. п.), этическую (принятые в обществе этические  и моральные принципы и т. п.). Можно  выделить следующие подходы к  выявлению проблем совершенствования  управления (Рис. 2).

      1. Анализ результатов производственно-хозяйственной  деятельности организации. Исходными  данными здесь являются сведения  о состоянии, функционировании  рассматриваемой организации и  соответствии этого состояния  целям, определявшим направления  и результаты развития организации.  Для этого изучают и анализируют  директивные, отчетные, нормативные  и статистические документы и  данные. Большая роль в этом  принадлежит методам обработки  статистической информации.

      Рисунок 2. Подходы к выявлению проблем совершенствования управления7 

      2. Выявление проблем путем экспертного  опроса руководителей и специалистов. Экспертные оценки широко применяются  в практике выявления проблем,  поскольку они позволяют получить  сравнительно надежную, а иногда  и единственно возможную информацию  о проблемах организации.

      Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой  организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и  нижестоящие организации, поставщики и потребители и т. п.).

      Экспертам предлагается письменно ответить в  произвольной форме на вопрос: сформулируйте  проблемы, мешающие более эффективному функционированию системы управления.

      В настоящее время практически  любая методика выявления проблем  совершенствования управления использует экспертные оценки руководителей и  специалистов.

      3. Наблюдение за выполнением управленческих  функций и (или) непосредственное  участие в управлении специалистов-консультантов,  которые выявляют проблемы совершенствования  управления в организации. Эти специалисты-консультанты могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени и т. п.

      Совместное  применение этих подходов дает возможность  получить наиболее полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия  по их преодолению.

      Однако  на практике проведение таких всеобъемлющих  комплексных исследований – чрезвычайно  сложная задача. Обычно возникают  трудности, обусловленные отсутствием  специалистов высокой квалификации в области управления и системного анализа, нужной и достоверной информации, жесткими сроками проведения обследований и т. п.

1.3. Метод логико-смыслового моделирования как основа выявления проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов

 

      В рамках реализации второго подхода для выявления проблем совершенствования управления предлагается использовать метод логико-смыслового моделирования.

      Предпосылкой  и результатом причинно-следственного  анализа является классификация  возникших проблем, которая может  быть осуществлена по ряду признаков. Одним из них является степень  важности для организации. Так, важные проблемы, например, нехватка средств  для инвестиций или устаревшая структура  производственного аппарата, оказывают  воздействие не только на текущее, но и на будущее положение организации. В то же время от малозначительных проблем, скажем, от отсутствия денег  для своевременной выплаты премий, как говорится, не умирают. Другим классификационным  признаком проблем можно считать  их масштабность, характеризующуюся числом членов организации, которых эти проблемы в той или иной степени затрагивают.

Информация о работе Анализ и оценка управленческой работы