Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция
Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.
Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература
В истории XX в. есть примеры острых политических конфликтов, когда причиной стала недостаточно взвешенная и продуманная государственная политика в полинациональных государствах, дискриминация по принципу языка, принадлежности к иной расе, попрание культурных ценностей, традиций, в том числе в отношении коренных народов, несоблюдение принципов равенства и уважения со стороны других народов, неэффективности государственных механизмов решения национальных, культурных противоречий между социальными, национальными общностями в обществе на основе принципов равенства перед законом, уважения их права и свобод, партнерства и взаимодействия.
Культурные права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) были развиты и дополнены в ряде деклараций, конвенций и рекомендаций, принятых ООН (Конвенция о дискриминации в области образования (1960), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (1989), Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966), Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод(1974).
Государственная политика Республики Беларусь в области обеспечения культурных прав и свобод, ее принципы и основные направления сформулированы в первом разделе Конституции «Основы конституционного строя» (ст.ст. 4, 5, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19), а также раскрываются в нормах, провозглашающих цели, задачи и принципы государства в области регулирования прав человека в системе материальных прав и свобод, провозглашенных во втором разделе «Личность, общество, государство» (ст.ст. 21, 22, 23, 33, 34, 49, 50, 51, 54, 59).
На соблюдение культурных прав и свобод направлен ряд организационно-правовых и иных гарантий, но одна из наиболее важных вытекает из положения статьи 52 Конституции: «Каждый, кто находится на территории в Республике Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».
Диалектика прав человека и социальных общностей
1. Права национальных и иных меньшинств
В современном мире широко распространена ситуация, когда на территории государства проживают различные народы. Во многих государствах существуют как преобладающие группы населения со своим общим языком, историей и культурой, так и мелкие языковые, религиозные и национальные общности – меньшинства, составляющие значительную часть от общего числа жителей (в Республике Беларусь – около 20%).
Защита прав национальных меньшинств представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем современности, т.к. недостаточно гибкая политика по отношению к меньшинствам приводит к конфликтам на этнической почве, возникновению очагов напряженности.
Правовое положение
На региональном уровне документы, содержащие положения об особых правах меньшинств, включают Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию о региональных языках и языках меньшинств (Совет Европы) и Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 1997 г. № 430 было принято предложение Совета Министров Республики Беларусь о подписании Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой в Страсбурге 1 февраля 1995 г.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992) принятая Организацией Объединенных Наций, полностью посвящена особым правам меньшинств.
Реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, способствовало принятие Закона Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (11.11.1992) (с последующими изменениями), основные положения которого соответствуют международным нормам и стандартам в данной области.
Согласно законодательству Республики Беларусь под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики.
В Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53) заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, ответственно за свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.
Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси.
Статья 19 Закона Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» гласит: «граждане, которые принадлежат к любому национальному меньшинству и проживают в Республике Беларусь, имеют право сохранять и развивать свою национальную культуру, воспитывать детой в национальных культурных традициях, пользоваться родным языком». Статья 5 Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» закрепляет право национальных меньшинств на организацию национального образования. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии. В Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» в статье 5 закреплено положение о недопущении использования средств массовой информации для разжигания национальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни. В Законе Республики Беларусь «О политических партиях» указывается, что запрещается «создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды». Такие же ограничения заложены и в Законе «Об общественных объединениях».
Дискриминация по национальному, языковому, расовому, религиозному признакам, согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, также не допускается и преследуется по закону. В Уголовном кодексе Республики Беларусь разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни отнесено законодателем к преступлениям против мира и безопасности человечества.
2 Права женщин.
Первые попытки международного сотрудничества, направленные на защиту прав женщин, были предприняты в рамках Лиги Наций. Наряду с документами общего характера были приняты конвенции, прямо направленные на защиту прав женщин и детей в особых условиях: Конвенция о рабстве (25 сентября 1926 г.), Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми (26 сентября 1926 г.), Конвенция о принудительном труде (28 июня 1930 г.) и ряд других.
Новый этап в разработке правовых документов начинается после Второй мировой войны под эгидой ООН. Равенство женщин стало одним из основополагающих принципов ООН. В 1946 г. ЭКОСОС учреждает Комиссию по положению женщин, которая принимает активное участие в разработке многих международных документов, прямо или косвенно затрагивающих права женщин. Комиссия ООН по правам человека теперь включает в повестку дня постоянный пункт о правах женщин.
В 1951 г. Была принята Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами. В 1952 г. принята Конвенции о политических правах женщин, которая предоставила женщинам право голосовать, избирать и быть избираемой, право занимать должности на общественной и государственной службе без какой-либо дискриминации, на равных условиях с мужчинами.
В развитие основных идей принципа равенства были разработаны также Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1953), Конвенция о политических правах женщины (1954), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1960), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1964).
Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957) закрепила положение о том, что ни заключение, ни расторжение брака, ни перемена гражданства мужем не будут автоматически отражаться на гражданстве жены.
В связи с нестабильностью
По решению Генеральной Ассамблеи ООН 1975 год, был объявлен Международным годом женщины. В том же году в Мехико состоялась Всемирная конференция, на которой были приняты Декларация о равенстве женщин и их вкладе в развитие мира и Всемирный план действий по достижению целей Международного года женщин. Период с 1976 по 1986 г. был объявлен ООН Десятилетием женщины.
Наиболее весомым событием стало принятие 18 декабря 1979 г. Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», которая представляет собой не только правовую основу в международном праве в данной области общественных отношений, но и программу действий государств-участниц в целях обеспечения гарантий осуществления этих прав. Конвенция вступила в силу в 1981 г., после того как первые 20 государств подписали ратификационные грамоты. В ней определяются сферы, в которых наиболее явно выражена дискриминация по половому признаку и содержатся положения по таким вопросам, как борьба с проституцией и торговлей женщинами, участие женщин в общественной жизни страны, равные права в отношении гражданства, равный доступ к образованию и т.д. Тогда же был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, основная задача которого заключается в наблюдении за осуществлением положений Конвенции государствами-участниками.
«Найробские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин», принятые на Всемирной конференции ООН, проходившей 5 – 26 июля 1985 г. в столице Кении Найроби, на которой подводились итоги Десятилетия женщины, определили пять важнейших направлений международного сотрудничества по проблемам равенства, развития, мира, регионального, государственного и межгосударственного взаимодействия. Вопрос о состоянии прав женщин обсуждался в 1993г. на Всемирной конференции по правам человека в Вене. На этой конференции вопросы о правовом положении женщин впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах. В том же 1993 г. была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин.
IV Всемирная конференция по положению женщин, состоявшаяся в 1995 г. в Пекине, подвела итоги выполнения Найробских стратегий и еще раз подтвердила, что одним из приоритетных направлений политики правительств, учреждений, межправительственных и неправительственных организаций, включая и ООН, является жизненно необходимое для прогресса женщин полное и равное обладание правами человека и основными свободами. Однако участниками конференции было также отмечено, что ни на международном уроне, ни на уровне государств до сих пор не разработан эффективный механизм обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин и не установлен эффективный механизм контроля за соблюдением соответствующих норм.
Важным достижением этой конференции стала разработка и принятие Пекинской декларации и Пекинской платформы действий (1995). В Пекинской платформе действий подчеркивается важная роль Комитета по ликвидации дискриминации всех форм в отношении женщин. Комитет рассматривает отчеты стран-участников по выполнению положений Конвенции. Пекинская платформа действий является также рекомендательным документом для правительств с целью формирования эффективной государственной политики в отношении женщин и для неправительственных организаций как важнейший инструмент в отстаивании прав женщин. Продолжением и подтверждением международного сотрудничества в этой области стал Факультативный Протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1999).
В Республике Беларусь, согласно статьи 32 Конституции закреплено положение, по которому «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (в работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья».
Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники