Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция
Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.
Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература
В духе античных традиций Аквинат выделяет три основные (чистые) формы государственного правления: монархию, аристократию, политию и три извращенные формы: тиранию, олигархию и демагогию (демократию). С точки зрения общего блага членов государства он различает правление справедливое (разумно-надлежащее) и правление несправедливое. По этому же принципу он различает власть политическую и деспотическую. Так, политическую монархию, т. е. политическую форму правления на основе исполнения законов и договоров Аквинат противопоставляет тирании правлению в интересах самого правителя в условиях господства беззакония.
Наиболее естественной формой государственной власти Аквинат считает монархию, целесообразность которой обосновывает посредством аналогий: существует один Бог, одна душа в теле и т. д.
Однако, исходя из конкретных условий человеческого существования и политических реалий Аквинат более приемлемой считал смешанную форму правления (на основе трех чистых форм). При этом монарх олицетворяет единство государства и правит согласно законам государства, будучи в своих действиях ограничен действующими правовыми установлениями и нормами. Кроме того, правители должны принимать во внимание волю народа, вовлекать всех граждан в дела управления государством, что является необходимым условием и гарантией социального мира и согласия, укрепления государственного устройства.
Когда же монархи узурпируют, насильно концентрируют всю полноту власти в своих руках, потворствуют незаконным, противоправным действиям, лишают прав граждан государства, то народ может не повиноваться таким монархам (гражданское неповиновение). А в случае разгула тирании Аквинат во имя общей пользы и всеобщего порядка оставлял за народом право восстать и свергнуть тирана.
Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343) выдвигает идею демократической свободы и разрабатывает концепцию народовластия, которая была нова для его времени.
Марсилий уподобляет государство биологическому организму, утверждая, что спокойствие (социальный мир) нужно государству так же, как здоровье животному. И подобно тому, как у животного наличие здоровья есть нормальное состояние и функционирование телесных органов, так и в государстве спокойствие (социальное согласие) есть нормальное расположение частей государства, каждая из которых функционирует сообразно с разумом и своим назначением. Следовательно, для достижения социального согласия и мира необходимо прежде всего определить сущность государства и его частей.
Следуя Аристотелю, Марсилий считает, что государство возникло из семьи, как первичного элемента человеческой общности (или отдельных домохозяйств), в процессе постепенного усложнения форм человеческой общности. Расширение семьи привело к образованию общины или гражданского общества, в котором отношения регулировались посредством закона и обычая. Развитие и расширение общины привели к возникновению идеального гражданского общества, или государства, основанного на общем согласии всех граждан, и преследующего общее благо. Именно в государстве возникает собственно политическая власть. Под государством он понимает такой институт, такую политическую организацию общества, которая развивается по собственным законам и имеет собственную субстанцию, это постоянный союз, благодаря которому человек достигает самодовлеющей жизни. Возникновение государства, как совершенного сообщества (гражданского общества), есть результат проявления естественной склонности человека к объединению с себе подобными, стремления к совершенной жизни, обусловленного природой человека. С точки зрения Марсилия Падуанского человек по своей природе индивидуалист, однако, хорошей жизни он способен достигнуть, только включаясь в социальные отношения.
Марсилий, как впоследствии и многие политические мыслители Нового времени, строго отличает законодателя от главной части государства правительства (или правителя), которую называет судом. Верховная власть в государстве принадлежит бессменному законодателю, между тем формы правления могут быть различными. Следуя Аристотелю, он признает правильную (монархия, аристократия, полития) и неправильную (тирания, олигархия, демократия) формы правления.
Главная часть государства (правительство), устраивающая все остальные, устанавливается человеческой волей, хотя всякая власть в конечном счете исходит от Бога. При этом власть может устанавливаться или по доброй воле граждан или против их воли, то есть насильственно. В первом случае учреждаются правильные формы правления, во втором тирания. Поэтому выборная система наилучший способ установления власти. Кроме того, при правильных формах правления власть осуществляется посредством закона, при тиранической по личному произволу правителя. Поэтому, необходимо определить, что такое закон и кому принадлежит право его издавать.
Марсилий под законом понимает: 1) учение о правомерном или неправомерном; 2) предписание, сопровождаемое принуждением, посредством награды или наказания. Главная цель закона в юридическом смысле правда и общее благо; второстепенная твердость и прочность власти. Закон, удерживая власть от произвола, невежества и противоправных действий, тем самым упрочивает ее. Поэтому всякая власть должна отправляться лишь на основе закона.
Марсилий Падуанский отстаивал принцип, согласно которому источником государственной власти, субъектом высшей законодательной власти в обществе (лишь в конечном счете восходящей к Богу) является народ, то есть совокупность всех граждан или большая их часть. Только народ является истинным носителем суверенитета и верховным законодателем.
Свое утверждение о суверенитете народа Марсилий Падуанский обосновывает следующими доводами: 1) законодательная власть должна принадлежать тому, кто может дать наилучшие законы, а их может дать только народ, поскольку цель законов общее благо, а оно может быть определено всеми гражданами, а не некоторыми из них, которые могут ошибиться или преследовать личные, корыстные цели; 2) законодателем должен быть тот, чьи законы лучше исполняются, это опять-таки народ, потому что, приняв законы, сам народ будет им повиноваться добровольно; 3) народ имеет больше возможностей, чтобы заставить непокорных правонарушителей исполнять закон. Одна из важнейших функций народа как законодателя заключается в контроле за исполнением установленных законов, чтобы последние были нацелены на достижение общего блага и утверждения справедливости.
Народу принадлежит не только право установления законов (законодательная власть), но и право назначения посредством выбора правителя (правительства), то есть учреждения исполнительной власти. Кто издает законы, тот должен назначать и лицо для их реализации. Поэтому народ должен назначать правителя, контролировать его деятельность, направлять и исправлять его, а при необходимости и в интересах общего блага государства и сменить его.
Главная задача правителя реализовать волю народа – законодателя, служить общему благу, интересам государства, справедливости. Другая важная функция правителя отправление правосудия на основе установленных законов. Если же то или иное отношение или действие не регулируется законом, то он имеет право вынести собственное решение. Правитель упорядочивает, формирует остальные части (структуры) государства. Но если правитель отступает от действующих законов или превращается в тирана, подменяя собой законы и волю народа – законодателя, то народ, предоставивший ему право управлять государством, вправе не только наказать, но и низложить его. Когда же в тирана превращается народ, правитель вправе не подчиниться ему.
Говоря в целом о феодальном обществе, мы должны отметить, что система прав и свобод в этом обществе была обусловлена иерархией сословий, принадлежность к которым и определяла объем прав и свобод. С одной стороны, феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). С другой стороны, внутри феодальных корпораций (рыцарские и монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников) существовало определенное равенство. Но вместе с тем в обществе преобладали общинные начала, индивидуальность рассматривалась как проявление гордыни, жизнь и деятельность человека жестко регламентировалась законами и обычаями.
Для феодальных государств было характерно отсутствие единой правовой системы и общих источников права, преимущество местного, обычного права. Средневековое право защищало статус человека как члена какого-либо ордена или объединения. Но даже в этих условиях идея равенства всех перед законом начинает пробивать себе дорогу. В Англии возникают попытки ограничения королевской власти, произвола и насилия. Противостояние различных сословий и власти монарха завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г., в которой было записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или объявлен вне закона иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны».
3 Права человека в Новое время.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и др. мыслителей.
Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций (1583 – 1645 гг.) писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.
Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза (1632 – 1677 гг.) отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода». Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается», поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.
В этой связи
Спиноза выделяет и исследует
факторы, определяющие пределы государственной
власти в ее отношениях с индивидами.
Согласно Спинозе, вне государственного
вмешательства в жизнь и дела
гражданина, т.е. в сфере его естественного
права, находятся способность
Закон природы, согласно Локку, является выражение разумности человеческого существа и «требует мира и безопасности для всего человечества». В духе естественно правового принципа – воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее – Локк обозначает совокупность неотчуждаемых естественных прав человека как право собственности, т.е. как право, не отчуждаемое без воли самого индивида. Каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество». Обеспечение этих неотчуждаемых прав человека и является главной целью договорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. Причем закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя как права человека, так и характер и пределы полномочий политической власти.
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующих фактор политической жизни, и договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа. В целом с действиями властей.
По мнению Локка, индивид не безвольный подданный государства, а его добровольный член. Договорная концепция государства – добровольность членства в трактовке Локка предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не абсолютное право государства и безусловную обязанность у подданных.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является и анализ внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, – писал Локк, – целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы… Там, где нет законов, там нет и свободы».
Концепция прав человека получила дальнейшее развитие в творчестве французского юриста XVIII в. Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.).
Как и у Локка, трактовка прав человека тесно связана у Монтескье с принципом разделения властей. В своем знаменитом произведении «О духе законов» он рассматривает проблему политической свободы людей в двух аспектах: в ее отношениях к государственному строю и к отдельной личности, гражданину. Первый аспект этих отношений политической свободы, выраженный в правовом (и конституционно-правовом) закреплении трех властей (законодательной, исполнительной и судебной), выступает в качестве необходимого средства обеспечения гражданских прав и свобод, безопасности личности.
Монтескье подчеркивает, что политическая свобода вообще возможна лишь при умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего в государстве необходимо достичь взаимного сдерживания различных властей – законодательной, исполнительной и судебной. Такое умеренное правление характеризуется как «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, что закон ему дозволяет». Под искомой формой правления подразумевается конституционная монархия английского образца.
Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, - это политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину. В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невиновность граждан, то и не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими».
Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли такие американские мыслители, как Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Медисон и др.
С республиканских
и демократических позиций
Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники