Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Президент решает вопросы обеспечения  и защиты прав и свобод не только в масштабах всей страны, но и индивидуального характера – при приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование осужденных (пп. 17, 19 ст. 84 Конституции Республики Беларусь), награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

Президент является гарантом национальной безопасности, в частности, он гарантирует права и свободы в связи с введением чрезвычайного и военного положения; формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Глава государства имеет ряд  полномочий в нормотворческой сфере, право инициировать принятие закона, предметом которого являются права и свободы, и др.

Самый представительный орган страны – Национальное собрание Республики Беларусь – фактически формирует все правовое пространство в государстве, определяет основные направления национальной политики и развития государства. Именно парламент определяет и отражает в законодательстве социальные приоритеты общества, стремится на уровне закона провозгласить и предусмотреть соответствующие гарантии прав и свобод, как всех белорусских граждан, так и отдельных социальных групп.

Национальное собрание кроме своей  основной деятельности – разработки и принятия законов, имеет и другие полномочия, способствующие обеспечению и эффективной реализации прав и свобод. Так, например, при установлении фактов нарушения прав человека актами местных органов власти такие акты отменяются, В случае систематического или грубого нарушения местным органом власти требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Депутаты Парламента обязаны рассмотреть обращения граждан, касающиеся защиты их прав. Создана комиссия по правам человека.

Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления являются самыми многочисленными в системе государственных органов. Их компетенция охватывает фактически все сферы жизни общества, тем самым обеспечивая весь комплекс прав и свобод в различных областях государственной и общественной жизни. Органы государственного управления располагают широким набором средств и методов воздействия на общественные отношения, отличающиеся как от иных государственных органов, так и между собой. Это объясняется диапазоном общественных отношений – от торговли, охраны здоровья, транспортной сферы, образования до сферы охраны общественного порядка и т.п. На некоторые органы государственного управления возложены функции по осуществлению административно-правовой формы защиты прав человека и гражданина. Значительным объемом полномочий в этой области обладают органы местного управления.

Органы местного управления и самоуправления по характеру своей деятельности являются наиболее приближенными к потребностям и интересам граждан. В своей деятельности они должны быть максимально доступны, наиболее полно и всесторонне учитывать интересы населения и самым тесным образом сотрудничать в реализации своей компетенции с гражданами. Однако не все формы общественного самоуправления используются в полной мере. Гражданам следует проявлять большую активность в принятии решений по вопросам государственной и общественной жизни не только в рамках республиканских референдумов и в период проведения избирательных компаний, но и на местном территориальном уроне при решении вопросов местного значения.

Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, обеспечивая законность и, следовательно, обеспечивая возможность эффективной реализации прав и свобод.

Судебная  защита прав

В цивилизованном обществе суду принадлежит  центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное  право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Судебная  власть реализуется путем осуществления правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным и конституционным.

Особо важную роль призван суд сыграть  в защите прав гражданина, привлекаемого  к уголовной ответственности. В  соответствии со статьей II Всеобщей декларации такой гражданин имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Более детально права лица при привлечениях к уголовной ответственности рассмотрены в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно этой статье, каждый человек при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения имеет право, как минимум, на следующие гарантии на основе полного равенства:

  • иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
  • быть судимым без неоправданной задержки;
  • быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в том случае, когда у него нет достаточных средств для оплаты этого защитника;
  • допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены на условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию своей вины;
  • помимо того каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

Как видно из приведенного текста, для реализации заложенных в нем принципов равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом, в каждом государстве должны быть созданы необходимые для этого условия.

Руководящие идеи в деятельности судов получили название принципов осуществления  судебной власти. К числу универсальных  принципов судебной власти можно отнести:

  • независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей;
  • коллегиальность при рассмотрении большинства дел;
  • профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;
  • право на обжалование судебных решений;
  • гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.

Одним из самых важных принципов осуществления  справедливого правосудия является независимость судей. С учетом важности этой проблемы на седьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан 1985г.) были приняты Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, развивающие соответствующие положения Международного билля о правах человека.

Для их реального воплощения были разработаны  соответствующие процедуры, которые  необходимо воплощать в жизнь, а  именно:

  • -все государства принимают и осуществляют основные принципы независимости судебных органов в соответствии со своим конституционным процессом и внутригосударственной практикой;
  • -ни один судья не назначается и не избирается для целей, несовместимых с основными принципами, от него не требуется выполнения функций, несовместимых с этими принципами, а он не выполняет такие функции;
  • -государство обеспечивает широкое обнародование основных принципов;
  • -государство уделяет особое внимание необходимости выделения адекватных ресурсов для функционирования судебной системы;
  • -государства поддерживают и поощряют проведение на национальном и региональном уровне семинаров и курсов по вопросу о роли судебных органов в обществе и необходимости их независимости.

Вопрос  о беспристрастности судебной системы  актуален во многих странах, где судопроизводство почти срослось с исполнительной властью или где исполнительная власть вмешивается в процесс  судопроизводства, иногда произвольно  освобождая судей от занимаемых ими  должностей, мешая осуществлению надлежащей правовой процедуры. Такое положение судов явно не содействует обеспечению защиты базовых прав человека, доверию со стороны населения.

Доступ  к правосудию является важным элементом  господства права. Действующие в  сотрудничестве друг с другом органы власти, общественные и международные  организации осуществляют программы  реформы судебной системы, которые  приносят быстрые и ощутимые результаты.

Для создания эффективной и качественной системы правосудия нужны решительные  меры на социальном, экономическом  и политическом уровне. Учреждение институтов защиты прав человека сопряжено  с необходимостью выделения значительных ресурсов и существенным политическим риском. Для достижения успеха странам  должны быть предоставлены услуги международных консультантов, а сами они обязаны проявить национальную политическую волю и обеспечить общественной участие. Для предотвращения откатов назад и преодоления препятствий реформа должна быть целостной. Необходимо обеспечить авторитетность правовых институтов, соответствие законов и конституции международным конвенциям по правам человека.

Законодательством РБ установлен порядок назначения судей  всех уровней Президентом. Президентом  назначаются и шесть судей  Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Лишение полномочий судьи производится также по решению Президента. Принимаемое при этом по данному вопросу заключение квалифицированной коллегии судей носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Судьей  в РБ может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Судьей по административным делам может быть гражданин не моложе 23 лет, имеющий высшее юридическое образование.

Общественные формы защиты прав человека и гражданина

В соответствии со статьей 62 Конституции Республики Беларусь каждый человек имеет право не только на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, оказываемую государством в лице его органов. В Конституции нет прямого указания на возможность защиты прав граждан общественными организациями, однако законом «Об общественных объединениях» такая деятельность, если она осуществляется в рамках закона, не запрещена.

Общественная форма защиты прав граждан многообразна по своим целям, методам, способам и содержанию. Ее осуществление допускается общественными объединениями, политическими партиями, профсоюзами, союзами (союз потребителей, союз предпринимателей и др.). Однако все они условно образуют две большие группы: во-первых, те из них, чьи цели и задачи непосредственно связаны с содействием по осуществлению и защите прав и свобод, и, во-вторых, организации, которые наряду со своей основной деятельностью осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение прав и свобод человека.

В настоящее время в Республике Беларусь существует целый ряд неправительственных организаций, целью которых является поощрение и защита прав человека, Это Белорусский Хельсинкский комитет, Белорусская лига прав человека, Белорусская правозащитная конвенция, Белорусская ассоциация защиты прав человека, «Весна-96», Белорусский ПЭН-центр и другие.

Наиболее известной правозащитной  организацией является Белорусский Хельсинкский комитет (БХК). Он работает по следующим направлениям: создание сети отделений и представительств по всей республике, организация общественных приемных, составление «Хроники нарушений прав человека», подготовка периодических докладов о состоянии прав человека, информирование общественности о международных стандартах в области прав человека и об имеющихся нарушениях путем издания соответствующих бюллетеней и буклетов, организация и проведение семинаров и конференций по правозащитной тематике.

Белорусский ПЭН-центр – неправительственная, неполитическая, некоммерческая организация, созданная в ноябре 1989 года по инициативе 20 известных белорусских писателей. В мае 1990 года на Всемирном конгрессе принят во Всемирную ассоциацию писателей «Международный ПЭН-клуб». Как член Международного ПЭН-клуба Белорусский ПЭН-центр – объединение профессиональных литераторов, созданное в целях расширения интеллектуального сотрудничества представителей творческих профессий, участия в международном литературном сотрудничестве, развития белорусской культуры, воспитания в общественном сознании высоких гуманистических идеалов.

Белорусские правозащитные организации стремятся определить, какие права человека в нашей стране наиболее уязвимы, проинформировать об этом соответствующие органы государства и выработать рекомендации по устранению нарушений. Деятельность НПО является активным социально-политическим фактором в общем стремлении общества к построению правового демократического государства, проведению социально ориентированной по-литики, развитию демократических институтов, верховен-ству принципа законности и правопорядка.

 

2. Институт уполномоченных по правам человека

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен – представитель других лиц) – независимое должностное лицо, избираемое, как правило, парламентом и ответственное перед народом за свою деятельность; его назначение – рассмотрение жалоб на действия государственных органов, должностных лиц и служащих государственного аппарата; решения носят рекомендательный характер.

По определению Международной  ассоциации юристов под термином «омбудсмен» понимается «служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы на государственные органы, служащих, нанимателей от пострадавших лиц, или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники