Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Первые официальные упоминания данной должности связывают с историей становления государственности Швеции и относят к периоду правления Карла XII, когда в 1713 г., когда «временный исполняющий некоторые функции короля» должен был быть представителем короля в парламенте и стране, поскольку король вел продолжительные и многочисленные войны, подолгу оставаясь за ее пределами. Преобразования в организации системы государственной власти повлекли за собой и изменения функций института омбудсмена, по прошествии ста лет он стал выполнять роль государственного органа по защите прав граждан.

Институт  омбудсмена сыскал признание во многих странах, от европейских государств с богатыми парламентскими традициями (Великобритания, Скандинавские страны, Франция, ФРГ и др.) до африканских государств.

Омбудсмен (им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действия органов государственной администрации. Таким образом, институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственных структур. Хотя нет и двух стран, где существуют абсолютно одинаковые институты омбудсмена, все они при выполнении своих обязанностей следуют одинаковым процедурам. Омбудсмен принимает жалобы от представителей общественности и расследует эти жалобы при условии, что они входят в сферу его компетенции. В процессе расследования омбудсмену, как правило, предоставляется доступ к документам всех соответствующих государственных органов; он также имеет право обязать всех государственных чиновников представить соответствующую информацию. Затем он делает заявление или дает рекомендацию, основанные на этом расследовании. Такое заявление обычно направляется лицу, подавшему жалобу, а также учреждению или органу, против которых направлена жалоба. Если эта рекомендация остается без внимания, омбудсмен может направить конкретный доклад в парламент. Такой доклад составляется в дополнение к ежегодному докладу и может содержать информацию о выявленных проблемах и предложения о внесении изменений законодательного или административного характера.

Первой  восточноевропейской страной, в  которой был учрежден орган с  аналогичными функциями, стала Польша. С 1988г. в Польше действует Уполномоченный по правам граждан. К кандидату на этот пост предъявляются специальные требования. Он должен обладать польским гражданством, познаниями в области права, высокими моральными качествами,  пользоваться всеобщим авторитетом. Назначение на этот пост производится парламентом. В своей деятельности Уполномоченный независим от каких-либо государственных органов и ответственен только перед парламентом. В обязанности Уполномоченного по правам граждан входит представление парламенту ежегодного отчета о своей деятельности, включающего замечания о положении с соблюдением прав и свобод граждан.

Предметом жалоб, адресуемых Уполномоченному, может  служить любое действие или бездействие органов, организаций и учреждений, если оно нарушает правовые нормы.

Уполномоченный  предпринимает действия на основании  заявлений граждан, органов местного самоуправления, различных организаций, а также по собственной инициативе. В случае возбуждения производства по делу он может самостоятельно провести производство либо обратиться за помощью  в иные учреждения. Органы, к которым  обращается Уполномоченный, обязаны  обеспечить доступ ко всем документам и материалам, связанным с делом, представить информацию и объяснения.

По итогам рассмотрения дела Уполномоченный вправе направить представление в орган, допустивший нарушение прав человека. Не позднее чем в месячный срок последний обязан проинформировать о предпринятых в связи с этим действиях.

После распада Советского Союза  и обретения государственной независимости институт Уполномоченного по правам человека был учрежден в Литве, Молдове, в Украине, России, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. В Республике Беларусь в настоящее время проект закона «Об уполномоченном по правам человека» находится все еще в разработке.

 

3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Международные процедуры в области защиты прав человека и охраны частной жизни  представляют собой методы, порядок  рассмотрения, проверки, подготовки предложений о принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека. Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры ( международные суды по правам человека, международные организации, включая комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков). В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры. Лица, входящие в состав того или иного контрольного органа, могут быть представителями государства, однако чаще действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этого органа (судьи, специальные докладчики, эксперты). Международные процедуры в области прав человека и охраны частной жизни по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории: 1) рассмотрение докладов государств в международной организации или ином органе о выполнении ими своих обязательств в области прав человека; 2) рассмотрение жалоб-заявлений государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств; 3) рассмотрение индивидуальных жалоб, заявлений отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушение их прав тем или иным государством; 4) изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми нарушениями прав человека и охраной частной жизни.

Международные контрольные механизмы, как правило, представляют собой коллективные органы, которые принимают свои решения  либо консенсусом, либо большинством голосов. Если решения Европейского суда по правам человека носят обязательный характер, то решения Комитета по конвенциям и рекомендациям Исполнительного Совета ЮНЕСКО носят только рекомендательный характер, да и то нуждаются в одобрении самого Исполнительного Совета ЮНЕСКО.

Создание  и функционирование международных  контрольных органов в области  прав человека и охраны частной жизни – объективная реальность конца XX – начала XXI века, следствие того, что права человека вышли из пределов исключительной внутренней компетенции государств, превратились в элемент общих международных отношений. Среди универсальных международных организаций, чьи функции связаны с защитой прав человека, особое место занимает ООН и ее органы.

Генеральная Ассамблея неоднократно принимала  по этим вопросам резолюции, а ее роль проявилась в принятии Всеобщей декларации прав человека, в разработке Пактов 1966 года. Следует отметить, что вопросы по правам человека и охраны частной жизни входят в компетенцию ее Третьего комитета, который и непосредственно готовит проекты резолюций Генеральной Ассамблеи по гуманитарным вопросам. Экономический и Социальный Совет ООН принимает по вопросам прав человека резолюции в пределах своей компетенции.

Всеобщая  декларация прав человека, базируется на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, и закрепляет возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооруженным конфликтам, показали явную неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением, особенно в странах с диктаторским режимом. Поэтому начиная с середины 1970-х гг. в международных правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), четко прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.

В первом документе СБСЕ – Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международного правового и национального регулирования прав человека. Государства должны «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных и других прав и свобод... совместно и самостоятельно действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека».

В документе  Копенгагенского совещания Конференции  по человеческому измерению СБСЕ уже утверждалась главенствующая роль стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы… и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву». Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделенными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека».

Наконец, в Документе Московской конференции  по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было прямо подчеркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализован. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Международные контрольные органы стали обязательным структурным элементом универсальных конвенций по правам человека, начиная с принятия Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Создаваемые на базе конвенции международные контрольные органы (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка) наделялись правом требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенции, а некоторые из них уполномочивались рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.

Региональные  конвенции пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причем решение суда является обязательным для государства. Итак, функционирование механизма международной защиты прав человека направлено на создание дополнительных гарантий их соблюдения государствами.

Процедуры и механизмы защиты прав человека ООН

Организация объединенных наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, по сути дела, во всех своих структурах. В защите прав человека главную роль играют Генеральная ассамблея, Экономический и социальный совет и конвенционные, договорные органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами и конвенциями. Назовем некоторые наиболее важные механизмы Организации объединенных наций. 1. Центральные органы ООН по правам человека. 1.1. Комиссия ООН по правам человека. 1.2. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека. 2. Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений («договорные органы»). 2.1. Комитет по правам человека. 2.2. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. 2.3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. 2.4. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. 2.5. Комитет против пыток. 2.6. Комитет по правам ребенка. 3. Другие процедуры в рамках системы ООН. 3.1. Процедуры ЮНЕСКО. 3.2. Процедуры Международной организации труда. 4. Специализированные экономические учреждения ООН.

Особое  место в системе ООН занимает институт Верховного комиссара по правам человека.

Однако  сегодня существует лишь четыре органа ООН, которые могут принимать  индивидуальные жалобы при условии, если соответствующее государство-участник ратифицировало соответствующий документ. Это: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток.

Комитет ООН по правам человека.

Комитет по правам человека является органом  контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта. Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырехлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью-Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой  механизм контроля за тем, как государства  соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают  от государств и отдельных лиц  жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нем государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьей, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и дает возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники