Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:30, курс лекций
Некоторые ученые считают, что речь может идти только в отношении таможенного законодательства как совокупности законов, регулирующих таможенное дело. По мнению других специалистов, таможенное право следует рассматривать как отдельное право или как отрасль, подотрасль или отдельный институт административного права. Поэтому в настоящее время точка не поставлена, и есть достаточно возможностей для научных баталий.
1 ) Понятие, предмет и метод таможенного права ;
2) Принципы и система таможенного права ;
3) Усовершенствование таможенного права ;
4 ) Таможенно – правовые отношения . Источники таможенного права ;
5 ) История возникновения и развития таможенного права ;
Конспект по таможенному праву Украины
Студента гр. 42-Пр ДФО
Антонова Максима Дмитриевича
Тема 1 : Понятие, предмет, источники таможенного права .
Вопросы :
1 ) Понятие, предмет и метод таможенного права ;
2) Принципы и система таможенного права ;
3) Усовершенствование
4 ) Таможенно – правовые отношения . Источники таможенного права ;
5 ) История возникновения и развития таможенного права ;
Вопрос № 1 Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Таможенное право - Явление относительно новое, поэтому хотя таможенное дело существует с древних времен, его правовой аспект мало исследован и недостаточно разработан. Среди юристов-ученых есть взгляды не только относительно формулировки предмета таможенного права, но и относительно того, является ли это самостоятельная отрасль правовой науки вообще.
Некоторые ученые считают, что речь может идти только в отношении таможенного законодательства как совокупности законов, регулирующих таможенное дело. По мнению других специалистов, таможенное право следует рассматривать как отдельное право или как отрасль, подотрасль или отдельный институт административного права. Поэтому в настоящее время точка не поставлена, и есть достаточно возможностей для научных баталий.
Вместе с тем целесообразно
подчеркнуть, что при определении
вопроса о праве на существование
отдельной науки всегда надо определить
фундаментальные категории и
понятие, ее характеризуют. Среди других
категорий такими являются предмет
и метод правового
Вопрос предмета регулирования
таможенного права является сложным
и недостаточно четко определенным
в юридической области. Так, известный
ученый-юрист К. Сандровський отмечал,
что в отношении таможенного
права предметом правового
определение предмета таможенного права назвать трудно, прежде всего потому, что в основу определения положены только «таможенный режим», «таможенная политика».
Вместе с тем, таможенное дело и по содержанию, и по структуре - явление сложное, многоплановое, имеет комплексный характер. Поэтому общественные отношения в области таможенного дела можно разделить на группы, отличающиеся по специфике и регулируются отдельными нормами различных отраслей права:
• конституционного;
• административный;
• административно-
• гражданского;
• уголовного, уголовно-процессуального;
• трудового подобное.
К группам общественных отношений,
на которые можно классифицировать
предмет регулирования
• общественные отношения в области таможенной политики государства;
• общественные отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров, транспортных средств;
• общественные отношения, которые характеризуют статус таможенных режимов;
• общественные отношения в области
таможенно-тарифного
• общественные отношения в области взимания таможенных платежей;
• общественные отношения, связанные с таможенным оформлением;
• общественные отношения в области таможенного контроля;
• общественные отношения в области таможенной статистики;
• общественные отношения, возникающие в связи с контрабандой и совершением других преступлений в области таможенного дела;
• общественные отношения в связи с нарушением таможенных правил и ответственность (Административной) за это;
• общественные отношения в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил, возбуждения уголовных дел на контрабанду, проведение дознания.
К этому надо добавить отношения, которые возникают в Украине в связи с участием государства в международных таможенных организациях, сотрудничестве с таможенными службами других государств и т.п..
Общим признаком всех определенных групп общественных отношений является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в области таможенного дела. Эти отношения регулируются не только правовыми нормами, заложенными в Таможенный кодекс Украины, но и нормами административного, уголовного, гражданского, финансового и других отраслей права.
Автор преследовал цель показать, что общественные отношения, возникающие при выполнение таможенного дела, сложные и имеют комплексный характер, подразделяются условно на отдельные группы или блоки общественных отношений, которые сами по себе регулируются другими отраслями права.
То, что объединяет эти группы, и то, что составляет в целом механизм их правового регулирования, - это и есть таможенным правом. То, что объединяет эти группы общественных отношений, весь этот комплекс однородных общественных отношений, связанный с таможенным делом, и составляет предмет таможенного права (См.: Алексеев С.С. Государство и право. - М, 1993 - С. 83.)
В юридической науке взгляды, которые
допускают существование
Составные части этих комплексных образуются развиваются по-разному. Поэтому развитие административного, уголовного или иного права обязательно влияет на развитие таможенного права. Это обусловливает, как мы увидим далее, частые изменения таможенного законодательства и внесение дополнений в него.
Так, таможенное право можно определить как комплексную отрасль права, которая состоит из различных правовых институтов и правовых норм, регулирующих общественные отношения в области таможенного дела.
К предмету регулирования таможенного права следует отнести характер и содержание таможенной дела, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль, другие составные части таможенного дела и средства проведения таможенной политики.
Таможенное дело и таможенное право
Украины активно развиваются
в связи с усилением
Важным и необходимым
Известно, что все методы правового регулирования подразделяются ни императивные и диспозитивные. Императивный метод объединяет способы собственного влияния на субъект конкретных общественных отношений. в его основе лежит четко определена поведение физического или юридического лица, гражданина, государственного, общественного органа, частной хозяйственной структуры. Его примером является четко определено в Законе Украины «О таможенном деле в Украине» положение о том, что Украина как суверенное государство самостоятельно создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное дело.
Это положение является базовым для определения отношения к таможенного дела Украины других государств и всех юридических и физических лиц. Оно является также базовым для разработки всех правовых норм и нормативных актов, касающихся управления и осуществления таможенного дела.
Императивный метод правового
регулирования является наиболее типичным
для административного и
Аспект императивности таможенного дела воплощается в деятельности государства, определяет порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу с конкретным государством, порядок осуществления таможенного контроля, таможенного оформления и других таможенных процедур. Императивность является главным признаком административного метода, который является основным при правовом регулировании общественных отношений, возникающих при осуществлении таможенного дела.
В свою очередь обязательными
Для обеспечения четкого
Соответственно, каждое физическое и юридическое лицо наделено правом обжаловать, в том числе и в в судебном порядке решения, действия, бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если это привело к нарушению их законных прав и свобод.
Важную роль в таможенном праве
играет институт запретов, т.е. предписаний,
возлагают юридическая
Запреты в таможенном деле могут проявляться и в форме четко определенного порядка, технологии выполнения действий, таможенных процедур, в частности на этапе оформления деклараций, проведения таможенного контроля, личного досмотра и тому подобное. Обязательность выполнение запретов обеспечивается в таможенном деле путем установления административной и уголовной ответственности за его нарушение.
Метод таможенного права вбирает в себя и аспекты метода официального разрешения на выполнение определенных действий. Его суть заключается в том, что государство законодательно определяет возможные таможенные режимы для товаров и транспортных средств, а право принятие решения о разрешении на выбор конкретного режима в конкретных обстоятельствах или на отказ в нем принадлежит исключительно таможенным органам.
Дальнейшее развитие демократических
основ в государственной
Характерным признаком диспозитивного
метода является принцип равенства
прав физических и юридических лиц
на ввоз в страну и вывоз из нее
товаров и транспортных средств.
Таможенные законы и нормы распространяются
на всех одинаково, если в них не
сделаны ограничения в
Диспозитивный метод в таможенном праве находит свое выражение и в том, что субъекты таможенных отношений могут договариваться между собой об условиях выполнения отдельных таможенных процедур. В частности, таможенный досмотр и таможенное оформление товара может осуществляться не только в местах расположения таможенного органа и в определенный рабочее время. По договоренности сторон и в соответствии с установленным Гостаможслужбой порядке такие таможенные действия могут быть осуществлены в любом месте (место аварийного приземления
самолета, место дорожно-транспортного происшествия) и в любое время (в ночное время, в выходные и праздничные дни).
Таким образом, метод таможенного права, регулирующим общественные отношения в таможенной деле, органично сочетает императивный и диспозитивный (административно-правовой и гражданско-правовой) методы в различных формах проявления в конкретной реальной ситуации.
Как уже отмечалось, проблема соотношения таможенного права с другими отраслями права сложна и ее нельзя ограничивать определенными рамками.
Конституционное право, которое является главным, базовым для всех других отраслей права, соответственно имеет отношение и к таможенному праву.
Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего базового характера, одновременно входят в состав таможенного права. В частности, это требования Конституции Украина по обеспечению экономической безопасности, положения о правах и свободах, обязанности граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, личную неприкосновенность, свободу передвижения, право на возмещение за счет государства материального и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц (Сотрудниками таможенных органов), обязанность уплачивать налоги и сборы в установленном порядке и размере.
Информация о работе Понятие, предмет, источники таможенного права