Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола  к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения…государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте». Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека – это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трех названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый четкий и непосредственный механизм защиты прав человека, причем этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Этот  Комитет, состоящий из 18 экспертов  и контролирует реализацию Международной  конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной ассамблеей в 1965 г. и вступила в силу в 1969 г. Комитет занимается рассмотрением периодических докладов представляемых государствами участниками, и издает заключения и рекомендации с целью содействия выполнению государствами положений Конвенций.

Отдельные лица или группы лиц, заявляющие, что  их права изложенные в Конвенции, нарушаются, могут, как установлено в ст. 1 Конвенции, подать в Комитет петицию. К этому моменту они должны исчерпать все доступные внутренние средства правовой защиты. Возможность подавать индивидуальные сообщения для рассмотрения на закрытых сессиях Комитета появилась, начиная с 1992 г.

Комитет должен рассматривать любые жалобы одного государства участника на другое государство участник о том, что последнее не проводит в жизнь  положение Конвенции. Однако Комитет  не может принять сообщение, если оно касается государства, которое, хотя и является участником Конвенции, но не признает компетенцию Комитета.

Комитет ООН по ликвидации дискриминации  в отношении женщин.

Еще в 1946 г. Экономическим и социальным советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Она занималась подготовкой докладов и рекомендаций Совету, которые касаются поощрения прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и учебной областях, а также разработкой рекомендаций и предложений о принятии мер в отношении неотложных проблем в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. В 1972 г. Генеральный секретарь ООН просил Комиссию запросить мнения государств, членов ООН относительно возможного договора о правах женщин. В 1974 г. Комиссия по положению женщин приступила к разработке Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Работе этой Комиссии способствовали итоги Всемирной конференции в рамках Международного года женщин, которая состоялась в 1975 г. в Мехико. На этой конференции был принят новый план действий, в котором отмечалась необходимость уделить первоочередное внимание разработке и принятию Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также эффективным методам ее выполнения.

Такая конвенция была принята Генеральной ассамблеей в 1979 г. В 1981 г., после того как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу и был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Задачей его является наблюдение за осуществлением положений конвенции государствами участниками. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин излагаются в юридически императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных с точки зрения статуса мужчин и женщин законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, в Конвенции предписывается также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.

10 декабря  1999 г. для подписания был открыт  Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем самым была предложена процедура для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин индивидуальных или межгосударственных жалоб, разработка которой была рекомендована Всемирной конференцией по правам человека 1993 г., а также Четвертой Всемирной конференцией женщин в 1995 г.

Государство участник Протокола признает компетенцию  Комитета принимать и рассматривать  сообщения от подпадающих под  его юрисдикцию лиц или групп лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством участником какого либо из прав, изложенных в Конвенции.

Комитет ООН против пыток.

Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств участников Конвенции против пыток  и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст.17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984г.

КПП состоит  из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства  государств участников Конвенции могут проводиться и специальные сессии. В отличии от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС.

Задачи  КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами  участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную  деятельность на трех уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств. Ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст.41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление.

Ст. 20 Конвенции  наделяет КПП правом предпринимать  расследование на территории государства  участника Конвенции, если Комитет  получает достоверную информацию, указывающую  на систематическое применение в  этом государстве пыток. Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст.22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер. Сообщения от отдельного человека или группы людей, которые стали жертвами нарушений, а также от любого отдельного человека или группы людей, которые имеют непосредственные и достоверные данные о таких нарушениях, допустимы и в центральных органах ООН по правам человека – Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

Однако  следует особо подчеркнуть, что  эти процедуры были разработаны до принятия двух пактов о правах человека и их цель состоит не в том, чтобы обеспечить юридическую защиту отдельных жертв нарушений прав человека, а в том, чтобы собрать информацию о систематических и грубых нарушениях прав человека.

Комиссия  ООН по правам человека.

Комиссия  ООН по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. как одна из шести функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН. В настоящее время членами являются 53 государства. Комиссия действует как политическая структура, и работающие в ней делегации представляют свои государства и отстаивают их политику.

Мандат  Комиссии состоит в том, чтобы  она занималась всеми проблемами прав человека. Комиссия имеет в своем распоряжении две процедуры реагирования на нарушения прав человека. Одна из них основана на резолюции ЭКОСОС 1235 от 6 июня 1967 г. и носит публичный характер, в то время как другая, исходящая из резолюции ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г., является закрытой.

На основе процедуры, изложенной в резолюции 1235, Комиссия разработала два различных механизма своей деятельности – региональный (по отдельным государствам) и тематический (проблемный). Первый из них подразумевает подготовку доклада о положении дел с правами человека в каком-либо государстве. С этой целью Комиссия может назначить авторитетного специалиста своим специальным докладчиком либо специальным представителем, или же просить его выступить в качестве независимого эксперта при Комиссии. Комиссия может также обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой, чтобы он сам назначил такого авторитетного специалиста. Второй механизм (тематический, проблемный) подразумевает исследование определенной разновидности нарушений прав человека, проводимое не в отдельно взятой стране, а в глобальном масштабе. Чтобы провести такое исследование, Комиссия может либо назначить специального докладчика, либо создать рабочую группу.

Процедура 1503 представляет собой общий механизм, посредством которого сообщения о нарушении прав человека выносятся на рассмотрение Комиссии по правам человека. Все меры, предпринимаемые в соответствии с этой процедурой, носят конфиденциальный характер, до тех пор, пока комиссия не представит соответствующий доклад ЭКОСОС ООН.

На основе доклада Комиссии Экономический  и социальный совет направляет государствам рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам.

Деятельность  Комиссии по правам человека осуществляется в форме сессий, которые проходят ежегодно в Женеве в течение шести  недель с начала февраля до середины марта. На сессиях могут присутствовать представители государств, не являющихся членами Комиссии, а также представители специализированных учреждений ООН, национально освободительных движений и неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Все эти делегации имеют в Комиссии статус наблюдателя: они могут участвовать в ее работе, но не имеют права голоса при принятии решений.

В ходе ежегодной  весенней сессии Комиссии принимается  более ста резолюций и решений  по различным правозащитным вопросам, в том числе по положению прав человека в отдельных странах. Помимо резолюций Комиссия может принимать решения, а также так называемые Заявления Председателя сессии. Основное различие между резолюциями и Заявлениями Председателя заключается в том, что последние обязательно принимаются на основе консенсуса, а для принятия резолюций возможно проведение голосования. То есть в том случае, если хотя бы одно из государств – членов Комиссии по правам человека имеет возражения по тексту проекта Заявления Председателя, то оно уже не может быть принято в виде Заявления, а должно обрести форму резолюции или же вообще должно быть снято с рассмотрения. Кроме того, Заявления Председателя сессии разрабатывают те же самые правительственные делегации, а Председатель сессии всего лишь зачитывает его на пленарном заседании.

У Комиссии по правам человека существует вспомогательный  орган – Подкомиссия по поощрению  и защите прав человека. Она была создана в 1947 г. и до 1999 г. называлась Подкомиссией по предотвращению дискриминации и защите меньшинств.

В отличие  от Комиссии, Подкомиссия состоит  из независимых экспертов. Члены Подкомиссии и их заместители избираются на персональной основе и выполняют свои обязанности свободно, без какого-либо воздействия со стороны государств. Отбор 26 экспертов осуществляется в соответствии с принципом справедливого географического представительства.

Подкомиссия представляет собой исполнительный орган Комиссии и имеет следующие  задачи: проводить исследования в  свете Всеобщей декларации прав человека, представлять Комиссии рекомендации относительно предотвращения дискриминации и выполнять любые другие поручения, данные ей ЭКОСОС или Комиссией.

Верховный комиссар по правам человека.

Все предпринимаемые  в системе ООН действия по поощрению  и защите прав человека последние 18 лет координирует Верховный комиссар по правам человека. В 1993 г., более чем через 40 лет после того, как впервые была выдвинута идея назначить Верховного комиссара Организации объединенных наций для рассмотрения вопросов, касающихся прав человека, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 г. в Вене, рекомендовала Генеральной ассамблее, чтобы та в первоочередном порядке начала изучение вопроса об утверждении поста Верховного комиссара в целях поощрения и защиты всех прав человека.

Осенью 1993 года Генеральная ассамблея достигла консенсуса по проекту резолюции, предусматривающему учреждение данного поста. В соответствии с этой резолюцией Верховный комиссар ООН по правам человека в ранге заместителя Генерального секретаря является должностным лицом Организации объединенных наций, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека. Он координирует все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека, соответствующие образовательные программы, предоставляет через секретариат ООН по просьбе государств консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь с целью поддержки мер и программ в области прав человека.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники