Понятие, сущность, функции и принципы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие концепций права 4
ГЛАВА II. Современная концепция права 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

право понятие.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

НА  ТЕМУ:

«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ  И ПРИНЦИПЫ ПРАВА» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка Ершова О.В.

                    группа ЗЮ-II 

                    Проверила:

                    Селиваненко В.О. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

КАЗАНЬ-2002 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.  Возникновение  права обусловлено процессом  социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

      На  любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.  Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

      Соблюдение  такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти.  Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди.  Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.  Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

      На  смену институтам и нормам родовой  власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма  защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей.  Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей  (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

 

ГЛАВА I.  Развитие концепций права

 

      История теории правовой мысли знает две  основные концепции понимания права: юридическую и легистскую.  Легистская трактовка (от латинского "lex" –  закон) отождествляет право и  закон.  Право по ней – это продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное  (существующее, действующее) право.  Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.

      Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право) характерно, прежде всего, различие права как  социального явления, которое объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью, принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и государстве.  В рамках юридического правопонимания существуют два подхода: естественно-правовой и современный либертарно-юридический.

      Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право  как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".

      В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных  формах, а бытие и нормативное  выражение принципа формального  равенства, который понимается как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер).  Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права.

      Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей.  Они  появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ.  Согласно ним все правила и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного)  порядка справедливости.  Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право).  Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков объективных основ полиса.

      Так философ Гераклит, рассматривал полис  и его законы как отражение  космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу.  Справедливость состоит в том, чтобы следовать  божественному порядку.  К концепции Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе.  У Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости.  В дальнейшем многие философы  четко противопоставляют искусственному закону полиса право по природе как разумное начало.  Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми.  Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов).  Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.

      Сократ  и Платон искали в полисных законах  объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала.  Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном).  Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и количественное.  Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном).  По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания его положений, т.е. объективно существует.  Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму естественного права.  Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

      Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на древнегреческие учения.  Поскольку первоначально право понималось как божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, – собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально данное, а потому правильное.  У всех выдающихся римских юристов: Цицерона, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как "общая клятва республики", общий обет государства.

      В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности.  С X-XI вв. в результате синтеза римского и  местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью. 

      У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).  В ее представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной логики.

      Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое из природы вещей  и соответствие его критериям необходимо для признания норм закона (позитивного права).

      С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление, представители  которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского права  с новыми историческими условиями.  Право для них – прежде всего позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной справедливости.

      Подобный  подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая сила закона состоит только в том, что  он является приказом суверена"1.  Под законом он понимал все действующее, позитивное право.  Такое понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных направлений юридического позитивизма.

      Гуго  Гроций источником естественного права  считал саму разумную природу человека как социального существа, которому "присуще стремление к ... руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".2  Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

      Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и безопасности для всего человечества". Но в  естественном состоянии нет достаточных  гарантий соблюдения естественного  закона, поэтому необходимо общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства"3 является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность.

      Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие законы.  Он представлял их как связь различных  факторов (религиозных, национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые влияют на законодательство.  Правовой смысл "духа законов" по-разному проявляется в различных формах права (церковном, государственном, гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры общего учения о праве с учетом как их единства, так и различий между ними.

      Огромное  влияние на развитие теории права  оказало учение Иммануила Канта.  Он разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве.  "Чистое", философское, рациональное право – это система  априорных максим (велений, долженствований), вытекающих из требований разума.  Эти максимы выступают как категорические императивы, т.е. требования должного.  Правовой императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".4

      На  базе философского учения Канта о  праве и государстве, немецкий юрист  Г. Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое учение о  позитивном праве с его исторического  трактовкой.  Он считал, что юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии права, и истории права.  В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права.  Они обосновывали первичность исторически трактуемого права по отношению к праву позитивному.  Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-правовых концепциях.  Вместо разумного права представители этого направления считали "народный дух", т.е. правовые представления каждого народа в конкретное время основным правообразующим фактором.  Историчность права означает живую связь права с жизнью народа, с развитием его культуры, языка, нравов.  Отсюда исходит консерватизм исторической концепции.  Так, Савиньи отмечал, что право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале создается его нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией, не произволом законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни.

Информация о работе Понятие, сущность, функции и принципы права