Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:36, реферат
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
1. Промышленный переворот в России . . . . . 3
2. Предпосылки промышленной революции в России . . . . . 3
3. Предыстория промышленной революции в дореформенной России . . . . . 5
4. Складывание предпосылок машинного производства . . . . . 6
5. Появление первых хлопчатобумажных фабрик . . . . . 14
6. Начальные шаги машиностроения . . . . . 17
7. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX века . . . . . 20
8. Переход к массовой машинизации текстильного производства . . . . . 21
9. Усиление технической перестройки тяжелой промышленности . . . . . 25
10. Обострение ломки социально-экономической структуры . . . . . 26
11. Особенности развития промышленной революции в переходный период
(60-70-е годы XIX века) . . . . . 27
12. Проблемы транспортной революции . . . . . 28
13. Утверждение текстильной фабрики . . . . . 31
14. Трудности перестройки тяжелой промышленности . . . . . 33
15. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века) . . . . . 36
16. Технический переворот в тяжелой промышленности . . . . . 36
17. Качественные сдвиги в структуре промышленного производства . . . . . 39
18. Итоги промышленной революции в России . . . . . 41
Аграрно-крестьянская
реформа 1861 г. об отмене крепостного
права юридически оформила неуклонно
нарастающий процесс развития капиталистических
производственных отношений. Эта буржуазная
реформа явилась решающим моментом
ломки общественных отношений в
производстве, обусловив превращение
их в господствующие.
Особенности развития промышленной революции в переходный период (60-70-е годы XIX века).
Падение
крепостничества в России, положило
начало утверждению нового, капиталистического
строя. Система наемного труда стала
отныне основой развития народного
хозяйства страны, обусловив действие
объективных законов
Промышленный
переворот в России в первые десятилетия
после реформы развивался крайне
неравномерно. Наивысшие темпы становления
крупной машинной индустрии наблюдались
в ведущих промышленных городских
центрах, в то время как в развитие
промышленного производства проходило
в условиях длительного сохранения
сильнейших пережитков крепостничества
«с большой постепенностью, среди
массы переплетающихся, переходных
форм». Широкое распространение
получила домашнекапиталистическая система
фабрики, что было связано с баснословной
дешевизной труда закабаленных сельских
рабочих, тормозившей технический прогресс
большой постепенностью, среди массы переплетающихся,
переходных форм.
Проблемы транспортной революции.
Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.
Революция
транспорта, вызвав гигантское распространение
железных дорог и парового флота,
явилась важнейшей основой
В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадлежала пореформенная Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине предвестником современной индустрии, могущественнейшим фактором промышленной революции как в смысле ускорителя разрушения докапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора создания современной передовой машинной индустрии.
После
падения крепостного права
С
целью создать постоянный источник
финансирования частного железнодорожного
строительства царское
Массовому
привлечению иностранного ссудного
капитала в железнодорожное дело
России способствовала благоприятная
конъюнктура заграничного денежного
рынка в период промышленного
подъема 1868-1872 гг. с его повсеместным
акционерным учредительством, кредитной
экспансией, грюндерством и биржевой
спекуляцией. Этот период вошел в
историю российского
Железнодорожное
строительство приобрело
За 1861-1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тысячу верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный.
Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тысяч километров.
Чрезвычайно
важное значение для развивающейся
капиталистической экономики
К концу 60-х годов XIX века железнодорожный транспорт стал занимать решающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожные перевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт на второстепенные позиции. В 1861-1877 гг. грузооборот на железных дорогах возрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59%. Эти показатели свидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства в этот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главной водной артерии страны - Волге и Волжском бассейне.
Внедрение
усовершенствованной техники в
пароходное дело на Волге позволило
крупным акционерным компаниям
захватить важные позиции в развитии
срочного товаро-пассажирского
Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства, от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.
С
конца 70-х годов остро встал
вопрос о коренной реорганизации
железнодорожного хозяйства в плане
его централизации и
Утверждение текстильной фабрики.
В
начале пореформенной эпохи российская
текстильная промышленность в целом
находилась на мануфактурной стадии
развития. Здесь были накоплены значительные
капиталы и сложились первые кадры
квалифицированной рабочей
Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущим продолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Накануне реформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли было сконцентрировано свыше 54% всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68% всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г. хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесь был сосредоточен 51% всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4% ценности текстильного производства.
Широкое
применение системы
Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены.
Низкий уровень техники поддерживался стабильно высокими ценами на хлопчатобумажные изделия на внутреннем рынке, на котором господствующие позиции принадлежали крупному капиталу, диктующему цены.
Несмотря
на широкое использование
На
комбинированных прядильно-
С 1859 по 1879 г., число механических ткацких станков на цензовых предприятиях увеличилось в 5,6 раза, а число ручных сократилось в 4,2 раза.
В
70-е годы особенно характерны экстенсивным
развитием промышленной революции,
когда все больше и больше промышленных
селений втягиваются в
Таким образом, становление крупного фабричного производства в развитой хлопчатобумажной промышленности в первые пореформенные десятилетия сопровождалось двумя противоречивыми процессами: с одной стороны, в ходе обострившейся конкурентной борьбы усилилась массовая ликвидация самостоятельных мануфактурных предприятий, а с другой - крупный фабричный капитал широко использовал выгодную ему систему ручного труда домашних закабаленных рабочих.
Общие
условия развития российского капитализма,
отягощенного пережитками крепостничества,
давили даже на такую передовую отрасль
промышленности, как хлопчатобумажное
производство, в значительной степени
обусловливая живучесть отсталых форм
и застойность
Защищенные стеной покровительственных таможенных тарифов от иностранной конкуренции, российские капиталисты в условиях слабости рабочего движения и крайней дешевизны рабочей силы предпочитали экстенсивные формы развития предприятий, связанные с максимальной эксплуатацией живого труда и длительным использованием промышленного оборудования. В результате в первый пореформенный период развития российского капитализма главной тенденцией роста промышленного производства являлся непрерывный рост абсолютного числа рабочих в текстильной промышленности при низких темпах машино-, фондо- и энерговооруженности труда.
В
отличие от западноевропейских стран,
где внедрение машинного
Текстильная
промышленность России в 60-70-х годах
XIX века переживала сложный переходный
период от мануфактуры к фабрике.