Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Предыстория промышленной революции в дореформенной России
1.1 Складывание предпосылок машинного производства…………………..5
1.2 Появление первых хлопчатобумажных фабрик………………………….9
1.3 Начальные шаги машиностроения………………………………………..10
II. Промышленный переворот в России в XIX в.
2.1. Переход к массовой машинизации текстильного производства……….12
2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности……….15
2.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности……………………..17
2.4 Проблемы транспортной революции……………………………………..18
III. Завершающий этап промышленной революции в России в 80-90-е годы XIX в.
3.1 Технический переворот в тяжелой промышленности…………………….21
3.2 Качественные сдвиги в структуре промышленного производства………23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемых источников и литературы……………
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
I. Предыстория промышленной революции в дореформенной России
1.1 Складывание предпосылок машинного производства…………………..5
1.2 Появление
первых хлопчатобумажных
1.3 Начальные шаги
машиностроения……………………………………….
II. Промышленный переворот в России в XIX в.
2.1. Переход к
массовой машинизации
2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности……….15
2.3 Трудности перестройки тяжелой промышленности……………………..17
2.4 Проблемы транспортной
революции……………………………………..18
III.
Завершающий этап промышленной
революции в России
в 80-90-е годы XIX в.
3.1 Технический переворот в тяжелой промышленности…………………….21
3.2 Качественные
сдвиги в структуре промышленного производства………23
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников
и литературы…………………………..27
Введение
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства.
Для нашего государства XIX в. стал во многом переломным: активная внешнеполитическая и экономическая интеграция на европейской арене способствовала становлению России как мировой державы. В тоже время активное развитие капиталистических отношений сдерживались существовавшей крепостной системой.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена фактом взаимосвязанности процессов промышленного переворота, развития капиталистических отношений и формирования классов буржуазии и наемных рабочих, сыгравших в последующие исторические периоды решающую роль в судьбе Российского государства.
Цель данной работы – рассмотреть процесс промышленного переворота в России в XIX веке.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
-
проанализировать
-
рассмотреть предпосылки
-
обозначить причины и
-
оценить роль реформ
В дореволюционной историографии тема наиболее полно рассмотрена в работах К.Маркса, который отмечал, что первые десятилетия после реформ 60-70-х годов XIX в. стали переломными в истории России и позволили совершить государству гигантский скачок, догнав передовые европейские капиталистические державы.
В советской исторической литературе были сделаны выводы о сроках осуществления промышленного переворота в России. Если начальная граница промышленного переворота долгое время оставалась предметом дискуссий (30-е либо 50-е гг. ХIХ в.), то завершение промышленной революции чаще всего относилось к началу 80-х гг. ХIХ в. Неразрывной частью промышленного переворота в этом случае являлось формирование современного рабочего класса, сумевшего уже в пореформенный период самостоятельно выйти на политическую арену, что, в свою очередь, привело в 1880-е гг. к появлению марксистского движения. Однако труды исследователей, опиравшихся, как правило, на статистические данные по конкретным отраслям (А.М. Соловьева) либо на анализ формирования рабочего класса (А.М. Панкратова), настойчиво относили завершение промышленной революции к середине 90-х гг. ХIХ в., нарушая устойчивую «классическую» конструкцию. В начале 80-х гг. ХХ в. последний тезис был взят на вооружение и в некоторых обобщающих трудах. Дискуссии о сроках промышленного переворота и по времени, и, нередко, по материалам публикаций совпадали со спорами историков о степени развития феодализма в Киевской Руси, в Российском государстве.
Особого внимания при изучении данной темы заслуживают работы историков Соловьевой А.М. – «Промышленная революция в России в XIX в.», Рындзюнского П.Г. - «Утверждение капитализма в России, 1850 – 1880 гг.», а также Корнилова А.А. «Курс истории России XIX в.».
Современная
историография отмечает, что для
экономического развития России первой
половины XIX века характерны глубокие
контрасты, когда, с одной стороны, формируется
капиталистический уклад, начинается
промышленная революция, а с другой - в
аграрном секторе преобладают натурально-патриархальный
уклад, система крепостного труда и хозяйствования.
Важнейшим
фактором расширения и развития внутреннего
рынка в дореформенной России
стало прогрессирующее
Прогрессирующий процесс
Развитие товарного производства все более втягивало дореформенную Россию в систему мирового капиталистического рынка. Внешняя торговля стала приобретать новое содержание и значение для экономики страны. Помещичий хлеб стал составлять основную статью российского экспорта. К середине XIX в. Россия становится одним из главных поставщиков хлеба на европейском рынке. Особенно быстро стал расти хлебный экспорт из России после отмены в 1846 г. хлебных законов в Англии, ограничивающих ввоз хлеба на английский рынок1.
Развитие капитализма в дореформенной России, разрушая патриархально-натуральный уклад крепостнической деревни, предъявляло большой спрос на рабочие руки. В этих условиях частичное лишение крестьянства средств производства, малоземелье и рост относительной перенаселенности деревни вызывали интенсивный рост промыслового отхода, получивший наибольшее развитие в центрально-промышленных губерниях России. По обобщающим подсчетам В. А. Федорова, в конце 50-х годов XIX века только из семи губерний промышленного Центра на заработки уходило 887 тысяч человек, что составляло 26,5 % мужского населения деревень, при этом наивысший процент отходников был в Московской и Тверской губерниях — до 43 % работников-мужчин, во Владимирской, Костромской и Ярославской — 30—36 % Из Вышневолоцкого и Кашинского уездов Тверской губернии, а также, из Рыбинского уезда Ярославской губернии на заработки уходило почти все взрослое мужское население.
Основная масса крестьян-отходников из центрально-промышленных губерний направлялась в Москву и Петербург, играя важную роль в развитии этих ведущих промышленных центров страны. В 1841 г. пришлые крестьяне-отходники составляли 46 % жителей Петербурга2.
Отходничество усиливало процесс социального расслоения крестьянства. Имущественное неравенство перерастало в прямое разложение крепостного крестьянства как класса феодального общества. Интенсивные формы этот процесс принял в нечерноземных промышленных губерниях, особенно близ столиц, на больших речных магистралях, в портовых городах, связанных с капиталистическим рынком. В результате отходничество создавало рынок рабочей силы и являлось базой для формирующейся буржуазии.
В первой половине XIX в. быстро растущая крестьянская промышленность России характеризуется тенденцией «к все большему употреблению наемного труда, к образованию капиталистических мастерских», несмотря на крепостнические преграды. Примером разложения мелкотоварного производства и перерастания его в капиталистическую мануфактуру служит история многочисленных промышленных селений Центрально-Промышленного района России. Наличие значительной части рабочих позволяло ввести здесь рациональное разделение труда, повышающее производительность труда и прибыль предпринимателя. В результате через несколько лет они выросли уже в крупные капиталистические мануфактуры, которые возглавляли «крестьяне-фабриканты» Гарелин, Грачев, Ямановский и др. Через 20 лет в 1808 г. в Иванове насчитывалось всего 81 заведение с 3 тыс. работников, из них на 13 крупных мануфактурах было занято свыше 2,7 тыс. человек, или более 90 % всех наемных рабочих3.
Одновременно с формированием рынка наемной рабочей силы в первой половине XIX в. в России развивался и другой процесс, составляющий вторую сторону первоначального накопления, — сосредоточение денежных богатств в руках немногих предпринимателей и прочих лиц для последующего вложения их в крупные капиталистические предприятия.
Основным источником
Кроме внутренней торговли, крупными источниками первоначального накопления в России являлись откуп и разного рода монополии на продажу, получившие широкое распространение еще в XVIII в. Откупами были охвачены многие отрасли хозяйства: производство соли, соды, поташа, дегтя, продажа табака. Однако самым значительным из источников накопления были винные откупа, которые были введены еще во времена Петра I и просуществовали вплоть до 1863 г. Доход казны от винных откупов достигал значительной суммы: в 1859—1863 гг. — 128 млн. руб., или 40 % всех государственных доходов. Прибыли откупщиков были громадны: одни только легальные доходы в середине XIX в. ежегодно составляли 600—780 млн. руб.
Источниками массового накопления денежных богатств в дореформенной России являлись и широко распространенное ростовщичество и спекуляция валютой. В условиях крайне слабой шаткой финансовой системы в годы николаевского режима ростовщический кредит принял поистине чудовищные размеры начале 50-х годов предприниматели, пользующиеся ростовщическим кредитом, вынуждены были платить до 72% в год4.
Определенные сдвиги наметились в развитии кредитных учреждений для купечества. В 1818 г. в Петербурге был открыт первый Коммерческий банк с отделениями в Москве, Одессе, Нижнем Новгороде, Риге, Архангельске и Астрахани, которые принимали вклады и выдавали ссуды «под товары российского произведения». Однако Коммерческий банк испытывал сильное давление крепостнических тенденций: ассигнования получали преимущественно горнопромышленники, владельцы вотчинных и посессионных предприятий, а также купцы первой гильдии5.
К мерам, стимулирующим развитие промышленности, относилось учреждение Мануфактурного и Коммерческого советов — совещательных буржуазных организаций при Министерстве финансов.
Важнейшим показателем вызревания объективных условий для развития машинного производства являлся значительный рост капиталистической мануфактуры. Капиталистическая мануфактура в значительной степени способствовала расширению внутреннего рынка. Главным орудием для завоевания спроса на мануфактурную продукцию являлось удешевление товаров. Последнее осуществлялось путем совершенствования производства за счет систематического разделения труда, внедрения новых инструментов и орудий, повышения квалификации части рабочих и грубой эксплуатации рабочей силы. Однако сохранение ручного труда как базиса мануфактуры при возрастающих требованиях рынка на определенном этапе развития капитализма становилось тормозом для действия основных экономических законов капиталистического воспроизводства — получения прибавочной стоимости и накопления капитала. Сфера применения техники в условиях мануфактурного капитализма была довольно узка. Неизбежно наступал поворотный момент, когда введение машины и новых организационных форм становилось объективной необходимостью для капиталистического производства. Благодаря машине создавалась безграничная возможность увеличения производства прибавочной стоимости6.
Немаловажным фактором, усиливающим
начальный процесс внедрения
машин в промышленное