Россия во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Правление императора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. “Прежняя система отжила свой век”,— констатировал официальный идеолог, историк М.П. Погодин. П.А. Валуев в своем дневнике отмечал: “Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее”.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период 4
2. Внутренняя и внешняя политика во второй половине XIX века 9
3. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте Попытка капиталистической индустриализации 13
4. Социальная политика правительства и изменение социальной структуры населения России во II половине XIX века 17
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Россия во второй половине XIX века.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

     Правление императора Александра II(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. “Прежняя система отжила свой век”,— констатировал официальный идеолог, историк М.П. Погодин. П.А. Валуев в своем дневнике отмечал: “Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее”. После Крымской войны столкновение традиционных николаевских порядков и новых требований ставило Россию перед необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но в силу особенностей исторического развития, государственного и общественного устройства России радикальные преобразования могли осуществляться лишь при содействии самодержца. Когда Александр II в феврале 1855 г. вступил на российский престол, ничто не предвещало в нем реформатора. В отличие от своего отца, он получил приличествующее наследнику трона образование и воспитание. Его учителями были В.А. Жуковский, составивший для него учебную программу, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин. Воспитатели отмечали в нем доброжелательность, общительность, неплохие способности к наукам, но вместе с тем как недостаток — склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, вполне сложившимся человеком, имея опыт государственной деятельности.

       Прошел год после вступления  Александра II на престол, при чем он, убедившись в нежизнеспособности николаевской систем выступил перед московским дворянством со знаменитой речью (30 марта 1856 г.): “Лучше отменить крепостное право сверху нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу”. Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем последовали реформы местного управления, системы судопроизва,реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения цензуры и др.

      Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь Константин Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел П.А. Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр народного просвещения А. В. Головин, публицисты К.Д.Кавелин, М.Н. Катков, известные ученые К.П.Победоносцев, Н.Х.Брунге, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др. Курс Александра II и его единомышленников постоянно наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранявшей значительное политическое влияние при дворе. Лагерь противников реформ возглавляли начальник III отделения Собственной е.и.в. канцелярии граф П.А. Шувалов и министр юстиции граф В.Н. Панин.

 

      1. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период

 

       Российская империя выделялась  среди других европейских государств как площадью (18 млн. кв. верст), так и быстро растущим населением: в 1860 г.—73 млн. человек, в 1881—100 млн. человек. Почти 90% населения проживало в европейской части России (22% территории страны). Основная масса была занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянно росла.

       За 20 лет, прошедших после реформы, произошли значительные изменения в социальной структуре российского общества.

       Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х  годов их насчитывалось немногим более половины от всего Дворянского сословия. Но дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

       Крестьянство, составлявшее основную  массу населения страны, переживало  процесс дифференциации. Происходило  “раскрестья-нивание” — отток в города на заработки разоряющихся крестьян. Имеете с тем до 20% возрос удельный вес зажиточного крестьянства.

       После 1861 г. увеличились темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьянства и едкого предпринимательства, а также городского мещанства. Принадлежность к дворянскому сословию, поместья и титулы по-прежнему сохраняли привлекательность для разбогатевших крестьян и купцов. Выдающиеся деловые качества, участие в благотворительности открывали им доступ в дворянство.

       В 70—80-е годы появляются новые организации промышленников. Наряду с возникшими до реформы биржевыми комитетами, комитетами торговли и мануфактур создаются представительные организации отраслевого типа: Совет съезда горнопромышленников юга России (1871), Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области (1880).

       Отмена крепостного права привела к быстрому росту наемных рабочих. Эта социальная группа была неоднородной. Большинство из них составляли сельскохозяйственные, строительные, лесные рабочие, рабочие мелких кустарных промыслов и чернорабочие. В крупной промышленности и на железнодорожном транспорте численность лиц наемного труда возросла с 706 тыс. в 1861 г. до 950 тыс. человек в 1879 г.

     В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20%) и составили от 2—3 до 40—50 десятин на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. Различия в размерах наделов возникали из-за разницы в общинах (казаки имели в среднем более 50 десятин на двор, а бывшие помещичьи крестьяне — около 7 десятин). Продажа наделов запрещалась.

       После реформы помещики, не имевшие  средств для обработки земли,  начали распродавать ее. Основными  покупателями земли стали зажиточные  крестьяне. В 1862—1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель. Широко применялась сдача крестьянам земли за отработки. Только за 1861—1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин.

       Зажиточные крестьяне также нанимали  работников, применяли технику, улучшали  качество продукции.

       В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли с 1860 по 1881 г. возросла на 14% и достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х годов — уже II—13% Возросло поголовье скота.

       Крестьянская реформа стимулировала  и развитие промышленности. Подъем  сельского хозяйства высвободил  рабочие руки и созал спрос  на промышленную продукцию.

       Промышленность финансировалась  как частными лицами (торговые прибыли, выкупные платежи, доходы от аренды земли так и государством (ссуды, заказы). Для кредитования создавались акционерные банки (39—в 1873 г.), общества взаимного кредита" городские (общественные) банки (232). Общая сумма вкладов Го-сударственного и акционерных банков за 15 лет увеличилась почти в 4 раза и достигла в 1879-г. 1 млрд. руб. С 1860 по 1880 г. в 10 раз (с 9,7 до 97 млн. руб.) увеличился приток капитала в российские акционерные общества. Иностранные капиталовложения — из Англии, Франции, Германии, Бельгии в основном делались в тяжелую промышленность.

       Продолжался подъем в хлопчатобумажной  промышленности. Стремительными темпами  росли добывающая и тяжелая  промышленность. Появлялось все  больше крупных предприятий. Добыча  угля в 1861—1881 гг. увеличилась в 9 раз (до 213 млн. пудов), нефти — в 200 раз (до 40, 4 млн. пудов), выплавка стали — почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Быстро росла добыча угля в Донбассе, нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге. Донецкий уголь и криворожская руда стали базой развития металлургического производства на юге России.

       Шел процесс концентрации производства, увеличение количества производств  с большим числом рабочих. В 1879 г. в России было уже 81 крупное предприятие (свыше 1000 рабочих), или вдвое больше, чем в 1866 г.

       В 60—70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург. В Центральном районе и в южных губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Продукция машиностроения возросла в 3 раза.

       Во второй половине XIX в. в промышленном производстве России чередовались периоды спада и подъема. Спад производства был отмечен в начале 60-х и в 1873—1875 гг. 

     После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму. Но поскольку этот переворот был проведен «сверху», он сохранил пережитки крепостничества во всех областях общественной жизни и наложил отпечаток на капиталистическую эволюцию в России.

     Сущность  становления капиталистических  отношений в России оставалась той же, что и в странах Западной Европы. Но, несмотря на однотипность этих процессов, утверждение капиталистического строя в России имело ряд существенных особенностей.

     В настоящее время в исторической литературе утвердилось положение о том, что мировой капитализм развивался стадиями, эшелонами. Можно выделить регион первичного, классического капитализма (Западная Европа и Северная Америка); второй эшелон буржуазного развития — Россия, Япония, Турция, Бразилия, Балканские страны; третий эшелон — колониальная и зависимая «периферия» Азии, Африки и большинства стран Латинской Америки.

     Различия  между эшелонами определяются не столько «количественными» показателями, сколько характером, механизмом становления, качеством формирующихся капиталистических структур.

     Буржуазное  развитие в странах второго эшелона, к которому отнесена Россия, начиналось на более позднем этапе (с конца  XVIII до середины XIX века) Некоторые формационные предпосылки, в частности, социально-экономичеcкие, здесь были выражены слабо, а политические и особенно правовые вообще отсутствовали. Импульс буржуазного развития в странах второго эшелона шел не столько изнутри, сколько извне, от стран буржуазного Запада. Процесс капиталистического развития осуществлялся форсированным путем, что приводило общества этих государств к большому социальному напряжению, общественным противоречиям, социальным конфликтам. Конечно, между странами первого и второго эшелонов непроходимой грани не существовало. Однако общие принципы буржуазной эволюции в странах второго эшелона проявлялись в иной форме, в другой последовательности.

     В России, в отличие от западноевропейских стран, капиталистический способ производства сложился в сжатые сроки, произошло  также и резкое смешение этапов формирования крупноиндустриального производства, стала иной последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов.

     Если  в странах первого эшелона  капиталистического развития строительство  железных дорог явилось результатом  промышленного переворота, то в России крупное железнодорожное строительство началось до завершения промышленного переворота, явившись стимулом индустриального развития страны и одной из причин иной формы возникновения крупнофабричного производства — в ряде случаев без прохождения мануфактурной стадии. Именно так образовался в Донбассе и в Криворожье горно-металлургический район.

     В 1861 году в России протяженность железных дорог составляла 1488 верст, через двадцать лет — 21 155, а к 1900 году — 47 800. К 80-м годам XIX века завершился промышленный переворот, а в 90-е годы страна пережила период промышленного подъема. Сложилась индустриально-техническая база российского капитализма и ведущую роль в экономике заняла крупная промышленность. За сорок пореформенных лет число фабрик и заводов увеличилось с 2,5 до 9 тысяч. Объем промышленного производства вырос почти в 8 раз, Россия по этому показателю вышла на пятое место в мире.

     Следует подчеркнуть, что в отличие от западноевропейских стран Россия имела  свои особенности в развитии некоторых отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства, которые заключались в прямом государственном вмешательстве, с одной стороны, и привлечении иностранных капиталов — с другой. В 1890 году более 25 % всех акционерных капиталов в России принадлежало иностранцам. Иностранные инвестиции выросли к началу 90-х годов с 214,7 млн руб. до 975 млн руб. В 1900 году 70 % всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 % — в машиностроение и металлообработку, 31 % — в химическую промышленность, были иностранного происхождения, в основном английского, французского, бельгийского. Доля иностранного капитала в легкой и пищевой промышленности была невелика.

     Пореформенное сорокалетие в развитии России характеризовалось  усиленным ростом капитализма «снизу» и насаждением его «сверху». В осуществлении капиталистического развития «сверху» следует отметить важную роль государства, которое вместо свободной конкуренции насаждало в стране крупную промышленность, банковские учреждения, кредит и т. д.

Информация о работе Россия во второй половине XIX века