Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:53, реферат
Общественный строй в России формировался на протяжении значительного отрезка времени. И лишь в XVIII веке он оформился окончательно.
Большой вклад в развитие общественного строя внесла Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в. Она не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства, которое являлось центром общественного уклада России.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Особенности экономического и социального развития страны
во второй половине XVIII в………………………………………………………..4
2. Внутренняя политика России во второй половине 18 века…………………..10
3. Внешняя политика России во второй половине 18 века……………………..16
Заключение…………………………………………………………………...……20
Список использованной литературы……………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности экономического и социального развития страны
во второй половине XVIII в………………………………………………………..4
2. Внутренняя политика России во второй половине 18 века…………………..10
3. Внешняя политика России во второй половине 18 века……………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Общественный строй в России формировался на протяжении значительного отрезка времени. И лишь в XVIII веке он оформился окончательно.
Большой вклад в развитие общественного строя внесла Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в. Она не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства, которое являлось центром общественного уклада России. По мнению О. А. Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы одной из основных целей ее реформаторской деятельности.
При этом изменения коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового (отечественное налоговое законодательство XVIII - первой половины ХIХ вв. представляет собой, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью).
1. Особенности экономического и социального развития страны во второй половине XVIII в.
В истории России вторая половина XVIII столетия занимает особое место. Это был противоречивый и сложный период. С одной стороны, в недрах феодального строя шел процесс формирования новых производственных отношений: в 70—80-х годах в России складывается капиталистический уклад.
Это означает, что наряду с феодальным способом производства существуют и развиваются общественные отношения, базирующиеся на наемном труде и в этом смысле отрицающие феодализм. С другой стороны, феодальные отношения еще господствуют. Мало того, развитие производительных сил, характерное по своему содержанию для нового, капиталистического этапа, зачастую происходит в старой, феодальной форме. Переплетение новых, капиталистических отношений с отношениями старыми, но еще отнюдь не исчерпавшими себя с исторической точки зрения, создает определенные трудности для анализа социально-экономической обстановки данного периода, в частности для правильного ответа на вопрос о соотношении между уровнем капиталистического развития и уровнем собственно экономического развития как такового. Данная проблема имеет прямое отношение к предмету настоящего исследования.
Русское военное искусство к концу XVIII в. опередило в своем развитии военное искусство западноевропейских государств. В своих важнейших сторонах и проявлениях оно вплотную подошло к тому рубежу, с которого начинается новый этап в развитии военного искусства, получивший воплощение в стратегии и тактике армий революционной Франции. Как будет специально показано, целый ряд способов ведения боевых действий, стратегических и тактических воззрений, ставших характерными для русской армии, во многом предвосхитили черты нового этапа в развитии военного искусства, получившего законченное выражение в войнах революционной Франции. Не случайно прямое столкновение русского и французского оружия, имевшее место на стыке XVIII и XIX вв., отчетливо продемонстрировало, что военная доктрина и военная практика феодальной России оказались в целом на уровне капиталистической Франции.
Историческая действительность России второй половины столетия с точки зрения предпосылок военного искусства требует весьма определенной постановки вопроса: каковы объективные причины того, что военное искусство и военная мысль феодально-абсолютистской России оказались к концу XVIII в. на уровне передового западноевропейского, в то время как уровень развития капиталистических отношений передовых европейских стран был выше
Кажущееся парадоксальным, такое положение вполне объяснимо: развитие военного искусства России, как и в целом ее вооруженных сил, вполне соответствовало уровню экономического развития страны. Кроме того, были и специфически российские обстоятельства, лежавшие в сфере политики и особенностей социального характера, наряду с экономическим основанием, приведшие к столь высокому результату в эволюции военного дела России.
С нашей точки зрения, сама проблема отсталости России применительно ко второй половине XVIII в. заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробно. Строго говоря, трактовка российской отсталости в XVIII в., укоренившаяся в нашей исторической литературе, во многом представляет собой невольное распространение на XVIII столетие вывода о прогрессирующем отставании России от передовых капиталистических государств Европы на протяжении XIX в. Вряд ли такой подход безоговорочно правилен по отношению к XVIII в.
Прежде всего отставание России по сравнению с Западной Европой для этого столетия наблюдается только по уровню развития капиталистических отношений. Но и то лишь тогда, когда Россия сопоставляется с Англией и Голландией, где уже совершились буржуазные революции и утвердился капиталистический способ производства. Разумеется, с точки зрения господствующего в России феодального способа производства развивающиеся на капиталистической основе Англия и Голландия объективно уже находились на более высоком этапе общественного развития.
Однако качественно иное положение было характерно для других европейских стран. Феодальные отношения в целом оставались преобладающими во Франции вплоть до конца столетия, лишь в конце его исполинская волна Французской революции осуществила исторический переворот. Феодальные отношения господствовали в Германии. К тому же в отличие от России, где на протяжении всего XVIII столетия шел процесс укрепления централизованного государства, в немецких землях в политической форме Священной Римской империи господствовали полная децентрализация и политическая чересполосица. Сходное состояние переживала Италия, где только по отношению к отдельным районам, мало связанным между собой, можно говорить о более высоком, нежели в России, уровне развития капитализма.
Мануфактура прочно становилась основой промышленного производства. Если в 1767 г. в стране насчитывалось 663 крупные мануфактуры, то к концу столетия их было уже около 1200. Но еще более важным проявлением новых процессов в экономической жизни страны следует считать тот факт, что наемный труд к концу столетия занял преобладающее место в ряде отраслей промышленной деятельности. К таким отраслям относились хлопчатобумажное, полотняное, шелковое, кожевенное, галантерейное, химическое производство. Так, в 90-х годах 90% используемых в хлопчатобумажном производстве составляли наемные рабочие, в полотняном производстве их доля приблизилась к 65%9.
Иное положение существовало в металлургическом производстве, которое и в XVIII и в первой половине XIX в. продолжало базироваться на крепостном труде. В этом проявлялся противоречивый характер социально-экономического развития страны, определяющим фактором которого продолжало оставаться господство феодального способа производства, относительно слабый уровень развития капиталистических отношений.
Однако формирование и развитие капиталистического уклада во второй половине XVIII столетия стало неотъемлемой составной частью российской действительности. Указанный процесс протекал не только в промышленности. Капиталистические отношения прокладывали себе дорогу и в сельском хозяйстве.
Отходничество приводило к формированию вокруг городов промышленных слобод, сел, население которых утрачивало характер исключительно земледельческого по своим занятиям. Становлению новых социально-экономических отношений способствовало данное крестьянам еще в 1745 г. право торговли не только своими, но и перекупными товарами. В 1785 г. в ходе городской реформы крестьяне получили право записи в купечество.
В известной мере на новой экономической основе происходило освоение земель Северного Причерноморья, Крыма, Дона, Кубани. В этих районах колонизации, развернувшейся особенно активно в последней трети XVIII в., традиционное дворянское земледелие соседствовало с так называемой «свободной колонизацией», когда участок в 60 десятин мог получить и обрабатывать представитель любого социального слоя, кроме крепостных крестьян10. Элементы капиталистического труда в сельском хозяйстве нашли в этом районе отчетливо выраженный характер. Весьма примечательно, что попытка правительства распространить на новые земли крепостнические отношения в их первозданном, классическом виде успеха в конце концов не имела. Указ 1796 г. о запрещении самовольных переходов поселян с места на место, специально изданный для Крыма, Дона, Екатеринославской и Кавказской губерний, соблюдался весьма скверно. К исходу XVIII столетия в этом районе началось формирование зоны товарного земледелия с высоким уровнем применения наемного труда. Прогрессу новых социально-экономических отношений содействовало и быстрое развитие городов в этих краях. С 1775 по 1782 г. в Причерноморье, например, образовалось более 10 новых городов ".
Важную роль играло в этот период развитие торговли. Существенного прогресса добилась не только внутренняя торговля, получившая форму крупной ярмарочной деятельности, но и транзитная торговля. Города, расположенные на Северо-Западе, Волге и даже на Урале (Ирбит, Троицк, Оренбург), превращались в крупные центры торговых сношений с Востоком и Западом. Развитию товарно-денежных отношений, которые во второй половине XVIII в. уже непосредственно предшествовали капиталистическим и в отличие от первой половины XVIII в. легко перерастали в последние, способствовали отмена в 1753 г. внутренних пошлин u и принятие в 1757 г. высокого таможенного тарифа.
Своего рода индикатором процесса экономического развития и важных сдвигов социального характера было увеличение городского населения в стране. К исходу XVIII в. население России достигло 36 млн. человек. В городах к этому времени проживало 4,1% ревизских душ мужского пола (таким путем в тот период происходило исчисление населения по переписям). Однако городское население росло гораздо быстрее сельского, и это новая черта социально-экономического развития страны. Так, за 1782—1795 гг. прирост всего населения составил 2,05%, а городских сословий — 4,85% 16. Но по тогдашней методике подсчета городского населения в него не включалось занятое несельскохозяйственным трудом население пригородных сел и слобод. В литературе в силу этого есть и более высокие цифры, указывающие на то, что городское население составляло к концу столетия 8,3%
Результаты социально-экономического развития страны к исходу XVIII столетия нельзя понять без учета той специфической роли, которую играл абсолютистский режим в жизни страны. Дело в том, что своего рода стимулом, своеобразным ускорителем экономического развития страны стала политика абсолютистского государства. Для второй половины века характерно возрастающее вмешательство государства в экономическую жизнь, которое проявлялось по ряду направлений.
Разумеется, внутренняя, как и внешняя, политика русского самодержавия базировалась прежде всего на учете интересов дворян-крепостников. Однако усиление социальных групп, связанных с ростом товарно-денежных и капиталистических отношений, равно как и интересы дальнейшего роста экономики, которые во многом стимулировались и соображениями военной политики, заставляло абсолютистскую монархию считаться с интересами купечества, мануфактуристов и вообще всех тех, кто составлял в условиях феодального общества «третье сословие». Можно сказать, что непоследовательно, неполно, на противоречивой основе, но политика абсолютистского государства в целом обеспечивала учет интересов элементов нарождающегося капиталистического общества и способствовала экономическому развитию страны
2. Внутренняя политика России во второй половине 18 века
В XVIII в. в экономике России получили свое дальнейшее развитие процессы, начавшиеся еще в допетровские времена. В хозяйственный оборот все более интенсивно включились новые земли, прежде всего в южных районах страны. Освоение плодороднейшего чернозема Украины и Новороссии стало возможно благодаря успешному завершению русско-турецких войн в XVIII в. и присоединению к России Северного Причерноморья и Крыма. Богатые урожаи давали излишек зерна, который шел и на внутренний рынок и благодаря черноморским портам на экспорт. Центральные и северные регионы страны начинают специализироваться на производстве льна, конопли, кож, тем более что на это сырье возникает все больший спрос. С одной стороны, в нем нуждаются бурно развивающиеся крестьянские промыслы; с другой — мануфактурное производство. Во второй половине XVIII в. появляются частные мануфактуры, принадлежавшие в основном дворянам и купцам, которые ориентировались уже не на казен ные поставки, а на рывок. Однако определяющую роль в промышленности продолжают играть мануфактуры, обслуживающие государственные потребности: металлургические, суконные, парусинные и пр. Успехи мануфактурного производства позволили уже в середине XVIII в. удовлетворять основные потребности страны отечественной продукцией, часть которой — железо, парусина — шла на экспорт.