Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:32, контрольная работа
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.
Введение………………………………………………………………………3
1 Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма и апогей крепостничества………………………………………………………………4
1.1 Абсолютизм и просвещение………………………………………… . . ..4
1.2 Противоречие и власть …………………………………………………..6
1.3 Екатерина II как государственный деятель……………………………..9
2 Политический режим Павла…………………………………………….12
2.1 Характеристика императора, новый взгляд……………………………12
2.2 Указ о престолонаследии………………………………………………..13
2.3 Политические реформы, итог правления………………………………13
3 Завоевания и территориальные приобретения Российской империи......16
3.2 Хаос в Польше…………………………………………………………....16
3.3 Внешняя политика второй половины XVIII в………………………….17
Заключение……………………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал)
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Оренбургский государственный университет»
Факультет дистанционных технологий
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Отечественная история»
Тема: Россия во второй половине XVIII в.
Вариант № 11
Руководитель работы
Гаврилова Н.А._____________
«_____»______________2011г.
Исполнитель
_______________Крюкова К.Д.
«_____»_____________2011г.
Бузулук 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Екатерина
II: политика просвещенного абсолютизма
и апогей крепостничества………………………………………
2.1 Характеристика императора, новый взгляд……………………………12
2.2 Указ о престолонаследии……………………………………
2.3 Политические реформы, итог правления………………………………13
3 Завоевания и территориальные приобретения Российской империи......16
3.2 Хаос в Польше……………………………………………
3.3 Внешняя политика второй половины XVIII в………………………….17
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.
Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала
"европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей. В своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России.
Екатерина Алексеевна значительно расширила и изменила границы страны, которые простирались и к северу, и к западу, и к югу до берегов четырех морей, прилегающих к равнине Европейской России. А также включила Белоруссию, Курляндию и Литву. Международное положение России было таково, что не только не могло возникнуть каких-либо опасений за неприкосновенность границ, но, пользуясь положением могущественной великой державы, эксплуатируя слабость своих соседей, Россия могла оказывать огромное влияние на международные отношения всего цивилизованного мира. Екатерина II во второй половине своего царствования строила вместе с Потемкиным величественные планы об изгнании турок из Европы и о восстановлении греческой империи.
Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.
Актуальность выбора темы заключается в том, что бы узнать какой отпечаток оставили те войны на дальнейшую внешнюю политику России. В начале века в стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке, благодаря, в значительной, мере усилиям Петра I, превратилась в мощную европейскую державу, неоспорима была её военная мощь, расширилась территория.
1 Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма и апогей крепостничества
1.1 Абсолютизм и просвещение
Вторая половина XVIII века была связана с периодом правления Екатерины II и ходом выполнения ее реформ. В стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке благодаря усилиям Петра I превратилась в мощную европейскую державу, где утверждался капиталистический уклад экономического развития государства. Но развиваться в полной мере ему мешали абсолютистский строй, крепостничество, расширение прав и привилегий господствующих сословий.
Абсолютизм препятствовал прогрессивному развитию страны, что в свою очередь обостряло социальные противоречия. С одной стороны, рост капиталистических отношений усиливал значение купечества, с другой - самодержавие лишало его рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. Результатом являлось обострение противоречий между купечеством и дворянством. Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что способствовало росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева.
Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество.
В полной мере этот вопрос встал в период правления Екатерины II. Она взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июля 1762 года и правила в течение 34 лет. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. Екатерина II еще со времен, когда она была Софьей Фредерикой Аугустой, принцессой заштатного Ангальт-Цербстского княжества в Германии, "одну лишь знала страсть". Ее всю жизнь сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась ее удержать.
Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян.
Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета.
Во второй половине XVIII века, в особенности после Семилетней войны, общество, в лице второго поколения интеллигенции, образовавшейся после Петра I, обнаруживает самостоятельное стремление к просвещению и к выработке собственной идеологии.
Развитию подобных стремлений способствовало усилившееся общение с Западом, постоянное воздействие западных идей, которые в это время проникали в Россию по двум руслам: с одной стороны, это были идеи французских энциклопедистов - материалистов и таких всесветных просветителей, как Вольтер, Монтескье, Руссо и Мабли, а с другой стороны, это были идеи немецких идеалистов-масонов (розенкрейцеров). Их представителями у нас являлись Новиков и Шварц, которые образовали известное "Дружеское общество", имевшее огромные заслуги в деле распространения просвещения и пробуждения самосознания в русском обществе.
Екатерина II не ожидала такого быстрого и самостоятельного развития представителей русского общества. В начале своего царствования она еще считала, что, помимо распространения школьного образования, необходимо воспитывать в обществе гражданские чувства при помощи литературы и публицистики. В этих целях в 1769 году она предприняла издание журнала "Всякая всячина". Также при Екатерине было разрешено основать частные типографии и т.д.
Итак, мы видим, что развитие интеллигенции к концу XVIII века уже было довольно значительным, если принять во внимание то состояние русского общества, в каком оно находилось в начале века. Что же касается идеологии народных масс, в ней происходит раскол в религиозной сфере жизни, но ко времени Екатерины II раскол уже пережил период кровавых и жестоких преследований, с ее правления начинается время, можно сказать, некоторой религиозной терпимости.
В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, то есть периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя.
Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов. Притом правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как вся полнота власти (законодательной, судебной и административной) находилась в руках монарха, кроме того, утверждалась незыблемость сословного деления общества.
Политика Екатерины II привела к тому, что дворянское сословие получило исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.
1.2 Противоречие и власть
При Екатерине II, взошедшей на престол с помощью дворянства и его поддерживавшей, крепостное право росло. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении в самой императрице и в людях, шедших за течением века.
Во время правления Екатерины крестьяне практически не имели никаких прав и считались полной собственностью дворянства. Но в глазах закона крестьянин одновременно оставался и частным рабом, и гражданином. Такая двойственность законодательства указывала на отсутствие твердого взгляда на эту проблему у правительства. В правительстве существовало два вопроса о крестьянстве: Екатерина хотела освобождения крестьян, а правительство было за усиление помещичьих прав.
Исследователи отмечают, что в эпоху Екатерины II крепостное право достигло своего расцвета и в то же время общественная мысль обратилась к яростному осуждению крепостного права.
Вместе с тем Екатерина II хотела не столько задрапировать российский абсолютизм передовыми идеями, сколько продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия.
В 1762 году советник Екатерины II граф Никита Панин подал на рассмотрение императрицы обстоятельно мотивированный проект утверждения императорского Совета. Но он предлагал старые средства - "верховные места" (Верховный Тайный совет и Кабинет), которые не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны, "верховное место" стесняло бы верховную власть, для защиты которой его предназначал Панин. Подписав этот проект, Екатерина заколебалась и, опросив государственных людей, не увидела к нему большого сочувствия. Ей высказали (Вильбуа) мнение, что Панин таким образом склоняется к более аристократическому правлению. Обязательный и государственным законом установленный императорский совет и влиятельные его члены могут с течением времени подняться до значения соправителей.
Таким образом, Екатерине указали, что, приняв этот проект, она может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Екатерина не могла пойти на такой шаг и отклонила проект Панина.
Но, отклонив проект Панина, Екатерина II приняла весьма оригинальное решение. Она стремилась создать новые законодательные нормы, которые содействовали бы установлению законности и порядка в государстве.
Екатерина желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему. Уже с 1765 года Екатерина II принялась за изложение законодательных принципов и работала, не говоря о том полтора года ни слова (как сообщает сама императрица). "Преуспев, по мнению моему, довольно в сей работе, я начала казать по частям статьи, мною заготовленные, людям разным, всякому по его способностям". Эти статьи были ее известным "Наказом". Большая часть статей "Наказа" является пересказом сочинения Монтескье "О духе законов".
Наряду с общим либерализмом Екатерина II поставила и мотивировала в "Наказе" ясное утверждение, что единственной возможной для России формой власти является самодержавие - как по обширности страны, так и потому, что одной власти лучше повиноваться, чем разным господам. Она писала: "Россия есть Европейская держава. Доказательство сему следующее: перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр I, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, которых он и сам не ожидал".